Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:27, реферат
Сущность и теоретические основы цены. Цели и задачи государственного регулирования цен.
Цена - денежное выражение стоимости товара, которая определяется общественно необходимыми затратами труда (т.е. тем рабочим временем, которое требуется для производства данного товара при сложившихся общественно нормальных производственных условиях и среднем в данном обществе уровне сложности и интенсивности труда).
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
(ФГОУВПО
«РГУТиС»)
Эконо
Кафедра
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Цены
и тарифная политика»
5-й
семестр
Студенки заочной формы обучения Буяновой Натальи Александровны
№
зачетной книжки 06.01.Зс
07/235
Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»
Вариант 1.
Работа
предъявлена на проверку
«____»_________200__г.________
Результаты
проверки______________________
Замечания,
рекомендации__________________
______________________________
Проверил
преподаватель «___»__________200__г. ______________________________
Вторично предъявлена на проверку «___»__________200__г. ______________________
Результаты
проверки______________________
Замечания_____________________
Проверил
преподаватель «___»________
Работа
принята (проведено
собеседование) «___»_______200__г____________
1. Сущность цены. Теоретические основы цены
Цена – экономическая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена цены использовались как обменные пропорции1.
Цена как экономическая категория является неотъемлемой частью экономического механизма как в рамках макроэкономики, так и на микроуровне. В ней сконцентрированы практически все экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Будучи центральным элементом рыночной экономики, цена отражает такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.
Общепризнанного определения понятия «цена» на сегодняшний день не существует. Очевидно, что сложились разные подходы к определению категории цены.
В отечественной экономической литературе долгое время использовалось такое определение: «Цена - денежное выражение стоимости товара, которая определяется общественно необходимыми затратами труда (т.е. тем рабочим временем, которое требуется для производства данного товара при сложившихся общественно нормальных производственных условиях и среднем в данном обществе уровне сложности и интенсивности труда)». Указанное определение отражает «затратный подход» К.Маркса и не может адекватно использоваться в современных условиях.
Филипп Котлер, американский экономист, дает следующее определение «Цена - денежная сумма, взимаемая за конкретный товар».
При первом подходе определяющими являются производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием и реализацией товара. При втором подходе определяющим фактором ценообразования является рыночная конъюнктура и полезность товара, проявляющаяся в процессе обмена и потребления, этот подход наиболее адекватен в условиях рыночной экономики.
Необходимо отметить двойственную роль цены в экономических отношениях: с одной стороны, это индикатор, отражающий конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, финансовую ситуацию и т. д.), а с другой – регулятор, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, оборачиваемость товарных запасов и т. д.
И
отечественный, и мировой опыт показывает,
что в экономической
Выделяют
три причины подобной взаимозависимости:
во-первых, существует единый процесс
формирования затрат на производство;
во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны
между собой; в-третьих, имеет место тесная
взаимозависимость всех элементов рыночного
хозяйственного механизма.
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.
По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен и тарифов:
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям, а также сбытовым и оптовым органам в процессе оптового оборота. Эти цены должны возместить предприятиям, реализующим свою продукцию, издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который позволил бы выжить в условиях рынка.
Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) органам. Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку и НДС. Она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.
Закупочные цены на сельхоз.продукцию – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением.
Цены на строительную продукцию: а) сметная стоимость строительного объекта – предельный размер затрат на строительство конкретного объекта, определяемого на основе сметных норм и расценок; б) прейскурантная цена – усредненная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта; в) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками.
Розничные цены – конечные цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Величина розничной цены определяется суммой полной себестоимости продукции, прибыли предприятия-производителя, акциза (по подакцизным товарам), НДС, снабженческо-сбытовой и торговой надбавок.
Разновидностью розничной цены является аукционная цена.
В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен:
Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные.
По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.
Твердые (постоянные) цены называют – устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.
Подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары.
Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.). Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным сроков изготовления. Например, сложное промышленное оборудование, суда. Следует отметить, что эти виды цен широко используются в международной торговле.
Мировые цены — это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются: по одним товарам (обычно сырьевым) – уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим — ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям — обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся на изготовлении продукции данного вида. Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товара. Это предопределяет ориентацию на них при проектировании вариантов сотрудничества российских предприятий с зарубежными партнерами.
Если
по сырьевым товарам определение
мировой цены не представляет трудностей
(определяют по странам — основным
поставщикам сырья), то в отношении
готовых изделий для выбора цены приходится
использовать цены иногда десятков фирм,
производящих аналогичную продукцию,
в то время как по сырью в качестве мировой
цены могут быть взяты 1-3 показателя.
2. Цели и задачи государственного регулирования цен.