Ценовые стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:23, контрольная работа

Описание работы

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

Содержание

1. Сущность, роль и значение цен и ценообразования в рыночной
экономике.
2. Виды ценовых стратегий.
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ценоо.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Сущность, роль и значение цен и ценообразования в рыночной 
экономике.

2. Виды ценовых стратегий.

Библиографический список 
 

 

      

  1. Сущность, роль и значение цен и ценообразования в рыночной 
    экономике.
 

     Цена  и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

     В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый  товар. В условиях рыночной экономики  цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цена - монетарное выражение ценности. Но, как пишет Голубков Е.П., цена не всегда выражается в денежной форме. Бартер, например, представляет собой очень древнюю форму натурального обмена которая в России, вследствие ограниченности оборотных средств у предприятий, используется чрезвычайно широко1.

     Цена  является конечным показателем, характеризующим  товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.

     Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно  выделяются две противоположные  модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.

     В условиях командного ценообразования  установление цены является прерогативой сферы производства.

     В условиях командного ценообразования  установление цены является прерогативой сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

     Процесс формирования цен в условиях рыночного  ценообразования происходит в сфере  реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

     Ценообразование — это та сфера, о которой менеджеры  предприятий говорят редко с  большим удовольствием и которая  является самой трудной для них. На основе опроса управленцев (при выборке 57 из США и 129 из Европы) ценообразование по пятибалльной шкале было оценено в 4,3 балла 2.

     Фирма стремится обеспечить максимальную разницу между ценностью товара для покупателя, которую он готов  оплатить, и затратами, которые необходимы фирме, чтобы изготовить товар с такими свойствами. Задача ценообразования состоит в том, чтобы как можно большая часть этой разницы превратилась в прибыль фирмы и как можно меньшая - в выигрыш покупателя (рис.1).  

     

     Рис.1. Соотношение цены и ценности товара. 

 

      Классическая модель спроса и предложения представлена на рисунке 2, где Ц — цена, а К — количество купленного/произведенного товара.

     Как следует из рисунка, спрос при  росте цен падает, а предложение  — растет. Здесь наглядно проявляется  противоречивость интересов производителя  и покупателя.  

     

     Рис.2 Модель спроса и предложения. 

     Принципиальное  отличие рыночного ценообразования  заключается в том, что цены устанавливаются  здесь в соответствии со спросом  и предложением самим собственником  или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление ”правил игры” их и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

     Цены  выступают основным фактором в решении  таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций.  
 

2. Виды ценовых стратегий

 

     В зависимости от новизны товара на совершенно новые товары устанавливаются  следующие виды цен:

  1. Цены «снятия сливок».
  2. Цены «внедрения на рынок».
  3. Престижные цены.
  4. Цены с возмещением издержек производства.
  5. Психологические цены.

     Фирма, выпускающая на рынок защищенную патентом новинку, может выбрать  стратегию «снятия сливок» или  стратегию прочного «внедрения на рынок». Вид цены как «снятия сливок» отличается тем, что на новые товары устанавливаются высокие цены. Позже волна сбыта уменьшается, спрос падает и, чтобы привлечь покупателей, устанавливается новая, более низкая цена. Использование этого вида цен имеет смысл при следующих условиях:

  • наблюдается высокий уровень спроса со стороны большого числа покупателей;
  • при высоких издержках производства мелкосерийного выпуска дорогих изделий с целью получения прибыли;
  • высокая цена не привлекает конкурентов;
  • высокая цена поддерживает имидж высокого качества товара.

     Цены  «внедрения на рынок» используют предприятия, устанавливая низкую цену на свою новинку  и преследуя цель – завоевать  большую долю рынка. При такой  цене падает рентабельность. При назначении низких цен производитель должен рассчитывать на возможные последствия: реакция конкурентов может быть однозначной – понижение цен на данный товар на рынке. При анализе внедрения на рынок должно быть реально существенным снижение цены на данный вид товара 30-50% при наличии множества конкурентов и потребителей готовых заплатить за новинку более высокие цены. При более низких ценах, внедрившись на рынок, приучив покупателей к своему товару, предприятие может пересматривать цены в сторону увеличения. Установлению низкой цены благоприятствуют следующие условия:

  1. Рынок очень чувствителен  расширяются новые сегменты, увеличивается покупательский спрос.
  2. Рост объема производства не увеличивает расходы на рекламу и по распределению товара.
  3. Цена не привлекательна для существующих и потенциальных конкурентов.

     Престижные  цены устанавливаются на драгоценности, шубы из ценного меха, деликатесные продукты, легковые машины класса люкс. Если продажа престижных товаров  будет проводится по низким ценам  – они потеряют свою привлекательность для рынка и престижных покупателей, поэтому для таких товаров устанавливают цены выше уровня, сложившегося на рынке. Это стимулирует спрос у покупателей, рассчитывающих на демонстрационный эффект приобретаемого дорогого товара.

     Применение престижных цен позволяет поддерживать имидж товаров высокого класса для богатых покупателей.

     На  товары, реализуемые на рынке продолжительное  время, устанавливаются такие цены:

  • скользящие цены;
  • цены потребительского сегмента рынка;
  • гибкие и эластичные цены;
  • преимущественные цены;
  • цены на изделия, снятые с производства;
  • цены, устанавливаемые ниже, чем у большинства предприятий;
  • договорные цены.

     Скользящие  цены бывают падающие и возрастающие. По мере насыщения рынка цена на товар и услуги постепенно падает. При  составлении прогноза на сбыт товара фирма сопоставляет с динамикой емкости рынка и определяет, на какой процент предстоит снизить цены в наступающий период, чтобы обеспечить устойчивый сбыт товара. 

     Такой метод установления скользящих цен  применяют в отношении  изделий массового спроса для широких слоев населения. Условия рыночной конкуренции характеризуются высокой чувствительностью – эластичностью потребительского спроса на изменение цен. Снижение издержек производства при увеличении объема серийного производства позволяет снизить цену.  Этот процесс называется «экономией на масштабе». А это требует, чтобы фирма проводила актуальную инновационную деятельность.

     Цены  потребительского сегмента рынка: как повышение, так и снижение затрагивает покупателей, конкурентов, дистрибьюторов и поставщиков, вызывает внимание и со стороны государства. Потребители не всегда правильно истолковывают изменени6е цен. Снижение цен могут рассматривать как:

  1. Предстоящую замену товара более поздней моделью.
  2. Наличие в товаре брака и изъянов.
  3. Свидетельство финансового неблагополучия фирмы.
  4. Возможность повременить с покупкой, если снижается цена.
  5. Свидетельство о снижении качества товара.

     Повышение цены обычно сдерживает сбыт и может  быть истолковано покупателями в  положительном смысле:

  1. Товар стал особенно ходовым и популярным и следует его приобрести, пока он не стал совсем недоступным.
  2. Товар обладает особой ценностной значимостью.

     Эластичные  и гибкие цены чувствительны к изменениям на рынке. Под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется. Эластичность спроса по цене приобрела особую важность в ценовой политике компании, поскольку показатель объема продаж, умноженный на цену, определяет общий уровень выручки (доходов).

     К договорным ценам относятся трансфертные условно-расчетные цены. Они могут устанавливаться на основе рыночной цены или на основе издержек производства плюс норма прибыли. Трансфертные цены применяются обычно при организации расчетов между производственными единицами, входящими в объединение, в условиях подрядных соглашений между генеральным подрядчиком и производителем работ.

     Цены  могут быть фиксированные и свободные. Фиксированные цены устанавливаются государством.

     Они относятся к товарам первой необходимости  или монопольным товарам ( алкогольные напитки и табачные изделия). Свободные цены складываются на свободном рынке под влиянием спроса и предложения. Монопольные цены на свободном рынке навязываются отдельными монополистами или группами фирм, объединенных для того, чтобы диктовать рынку свои цены.

     Широко  практикуются премии и компенсации, осуществляемые в форме наличных выплат потребителю, купившему товар  в розничной торговле и в определенное время после покупки выславшему фирме купон, дающий определенные льготы потребителю.

На некоторых  фирмах применяется принцип включения в цену соответствующего продукта или предложения пакета товаров, чтобы продать товары, пользующиеся малым спросом вместе с дефицитными товарами в одном пакете.

     Ценообразование на различных типах рынков проводится по методике, приемлемой для каждого из четырех видов рынка, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования и от которых зависит ценовая политика продавца:

    1. Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей схожего товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно купить товар по рыночной цене.
    2. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением и упаковкой. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят по-разному различия в товарах и готовы платить за товары разную цену. Продавцы стремятся разнообразить ассортимент разных потребительских сегментов, иногда пользуются присвоением товарам марочных названий, широко используют рекламу и методы личной продажи.
    3. Рынок олигополистической конкуренции состоит из небольшого числа продавцов, чувствительных к политике ценообразования. Товары могут быть схожими и различными по виду и модификации. Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым конкурентам создаются трудности при проникновении на этот рынок. Если фирма снижает цену товара на 10%, то покупатели быстро переключаются на ее товары, спрос автоматически возрастает в несколько раз. Другим партнерам приходится или снижать цены, или предлагать новые услуги, чтобы удержать клиентов. Но если олипоголист повысит цены, конкуренты могут не последовать примеру. И ему останется или вернуться к прежним ценам, или рисковать потерей сегмента рынка и спроса на его товары.
    4. Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного продавца. Это может быть государственная организация или частная компания, регулируемая монополия или  нерегулируемая монополия. Ценообразование складывается неодинаково. Государственная монополия с помощью политики цен может способствовать вытеснению с рынка конкурентов, снижая цену ниже себестоимости для тех покупателей, которые не в состоянии купить товар за полную стоимость.

Информация о работе Ценовые стратегии