Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа
Изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяет понять ее закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в России в период перехода ее экономики к рынку.
В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, обьединивший в единую хозяйственную систему страши различные экономические уклады.
по курсу: «Ценообразование»
на
тему: «Ценообразование
в зарубежных странах»
г. Москва, 1999г.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ
Изучение
опыта ценообразования
В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, обьединивший в единую хозяйственную систему страши различные экономические уклады.
История
подтвердила неэффективность
Одной из важнейших задач государства является обеспечение такого соотношения монополии и конкуренции, которое не приводит к разрушительным последствиям в экономике. Эта задача решается с помощью антимонопольного законодательства, впервые принятого в США в конце прошлого столетия. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т. д.
Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.
Методологический аспект ценообразования в развитых странах состоит в выработке государственными органами общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решения по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие дня национальной экономики решающее значение. Наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют и контроль за ними. Сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.
Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования.
Государственное
регулирование цен в странах
с рыночной экономикой является попыткой
государства с помощью
Прежде
всего следует отметить, что либерализация
цен не ослабляет, а напротив, повышает
роль государства в осуществлении
политики ценообразования. Она заключается
не в установлении конкретных цен, а
в воздействии с помощью
Меры
воздействия государства на производителей
могут быть как прямыми (установление
определенных правил ценообразования),
так и косвенными (через такие
экономические рычаги, как финансово-кредитный
механизм, оплата труда, налогообложение).
Прямое регулирование цен
направлены на изменение конъюнктуры, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, и в конечном счете - на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке.
На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение страны в мировом разделении груда.
США. Заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 г. по инициативе администрации Р. Никсона в США впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами. Хотя президент Р. Ник сон и был против установления прямого контроля над ценами и заработной платой, однако сложное экономическое положение страны и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайнее меры. Этому способствовали следующие обстоятельства:
- в
сложившейся экономической
- доминировала
точка зрения, что инфляция может
быть ограничена без
Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы.
Следует
отметить, что в краткосрочном
плане прямое регулирование цен
способствовало определенной стабилизации
экономики страны: к осени 1972 г. снизились
темпы повышения оптовых и
розничных цен, несколько увеличилась
занятость. Стал расти ВНП. Однако довольно
скоро выявились негативные последствия
централизованного
Попытки
прямого регулирования цен
Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 г. увеличиваться высокими темпами.
Р. Рейган после своего избрания президентом, в январе 1981 г. отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты.
В
настоящее время американская администрация,
ограничивая государственное
Эти
направления государственной
Прямое государственное регулирование цен сейчас применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен.
Особо следует остановиться на государственном регулировании цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать, по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, то фермер может сдать урожаи государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.
Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет "справедливый" уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам.
Сельскохозяйственный
закон, принятый в США в 1985 г., внес
изменения в американскую аграрную
политику. В соответствии с этим
законом были существенно снижены
залоговые ставки, определяющие объем
предоставляемых фермерам кредитов.
Для пшеницы и кормового зерна
уровень залоговых ставок составляет
в настоящее время 75-85% среднерыночной
цены за предыдущие пять лет, при этом
министру сельского хозяйства
Франция. Несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению контроля за ценами в условиях конкуренции.
Государственный
сектор в экономике Франции занимает
небольшой удельный вес в ВНП
и включает отрасли-монополисты (например,
газовую промышленность, электроэнергетику
и транспорт), а также некоторые
отрасли, работающие в режиме рыночной
конкуренции (например, национальный и
коммерческий банки, страховые компании
и отдельные фирмы). В первом случае
государство устанавливает все
экономические параметры
Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохраняется до настоящею времени.
На
протяжении 40 лет (1947-1986 гг.) государственное
регулирование цен являлось составной
частью политики "дирижизма" (государственною
регулирования экономики). Сложная
экономическая ситуация в стране,
сложившаяся к 1947 1., резкое снижение
покупательной способности