Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:30, курсовая работа
Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.
ВВЕДЕНИЕ
1. Цена как экономическая категория
1.1 Стоимостные основы цены и переход к рыночному образованию
1.2 Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного установления цен
1.3 Методологические вопросы ценообразования
2. Классификация цен и их система
2.1 Виды цен и их классификация. Состав и структура цен
2.2 Система цен и признаки, лежащие в её основе
3. Структура рынка и ценообразование
3.1 Особенности ценообразования на различных типах рынка
3.2 Рыночный механизм ценообразования
Заключение
Библиографический список
Поэтому быстрое и одновременное распространение свободного ценообразования на основную массу продукции народного хозяйства может привести и привело в России к углублению экономического кризиса, выход из которого весьма проблематичен. Таким образом, одновременный переход по всем товарам на свободное ценообразование экономически и политически не оправдан из-за ближайших и отдаленных последствий -- следовало бы осуществлять постепенный переход к свободным ценам и контролировать их рост, проводя активную антиинфляционную политику.
Для того, чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, т.е. чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил прежде всего к сокращению производства, нужны следующие условия:
реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обладающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;
отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по свободным ценам;
отсутствие монополии товаропроизводителей;
структурная перестройка экономики, прежде всего базовых отраслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;
обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;
юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.
При отсутствии перечисленных
условий следует либо ограничить
сферу действия свободных цен, либо,
допуская их свободное движение, осуществлять
государственное регулирование. Следовательно,
в этих условиях представляется необходимым
организовать наблюдение и контроль
за свободными ценами. По-видимому, это
наиболее приемлемый способ реализации
политики в области свободного ценообразования
при переходе к рынку. Такой контроль
осуществляется с целью добиться
прекращения падения
В условиях быстроменяющихся экономических условий, как это имеет место в России, изучение рыночной конъюнктуры и разработку на этой основе стратегии и тактики ценообразования на каждом этапе развития экономики следует начинать с анализа общей экономической ситуации в стране, т.е. с анализа макроэкономических процессов.
С переходом экономики
к свободному ценообразованию остроту
приобретает проблема приближения
цен к стоимости, учитывающей
объективные различия в региональных
затратах и формирующийся на разных
рынках спрос. В связи с этим глубокой
теоретической разработки требует
проблема территориальной (региональной)
дифференциации стоимости и цен
в рыночном хозяйстве. В этих условиях
необходимо исходить из того, что по
отдельным товарам имеются
Учитывая все возрастающее для нашей экономики значение развития мирохозяйственных связей, система внутренних цен должна все больше отражать движение и тенденции мировых цен. Это неотвратимо, если мы действительно хотим построить рыночную экономику и максимально реализовать преимущества от экономического сотрудничества с мировым сообществом.
В условиях взаимной экономической
зависимости стран СНГ вопросы
ценообразования приобретают
В ряде соглашений, заключенных
Россией с государствами СНГ,
предусмотрена также
В первые годы развития Содружества ценовая практика межгосударственной торговли между странами СНГ во многом была невыгодна России, так как важнейшие ресурсы вывозились из нее по относительно низким, в сравнении с мировыми, ценам, а ввозилась продукция в основном по свободным ценам, уровень которых порой превышал мировой или был приближен к нему.
Чтобы предупредить рост цен
за счет необоснованного включения
затрат в себестоимость, следует
использовать согласованные принципы
и методы калькулирования себестоимости
продукции. Поэтому целесообразно
предусмотреть в соглашениях
обмен информацией о
Согласованная политика ценообразования
государств Содружества при товарообменных
операциях должна найти отражение
в межправительственных соглашениях,
за выполнением которых следует
установить надлежащий контроль. К
нарушителям цен следует
Следовательно, возникает
необходимость в проведении согласованной
ценовой политики при межгосударственных
поставках в увязке с соглашениями
о денежно-кредитных
1.3 Методологические вопросы ценообразования
Методология ценообразования есть совокупность общих правил, принципов и методов разработки концепции ценообразования, определения и обоснования цен, формирования системы цен, управления ценообразованием.
Методология едина для всех уровней установления цен, т.е. основные положения и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике страны.
Но нельзя ставить знак
равенства между методологией и
методикой. Они существенно отличаются
друг от друга: на основе методологии
разрабатывается стратегия
Вторым важным составным элементом методологии являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов (методик).
Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют методологию.
При переходе к рынку методология ценообразования должна оставаться единой, что сделает возможным постепенное формирование по единым принципам и правилам системы цен, адекватной рыночным отношениям.
Что представляют собой принципы ценообразования?
Принципы ценообразования
-- это постоянно действующие
Важнейшими принципами ценообразования являются:
научность обоснования цен;
целевая направленность цен;
непрерывность процесса ценообразования;
единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
Рассмотрим эти принципы.
Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения.
Научное обоснование цен
базируется на глубоком анализе конъюнктуры
рынка, всех рыночных факторов, а также
действующей в экономике
Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества. С этой целью у нас (и за рубежом, например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.
Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.
Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда- чугун- сталь- прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в государственном регулировании цен на продукцию и услуги отраслей и предприятий-монополистов в сфере транспорта, связи, газа, электроэнергии и некоторых других.
Такой контроль осуществляется
и по тем товарам, в отношении
которых действует режим
В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.).
Различают два вида контроля:
Государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования -- федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах.
Общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.
2. Классификация цен и их система
2.1 Виды цен и их классификация. Состав и структура цен
В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.
Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.
В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:
оптовые цены на продукцию промышленности;
цены на строительную продукцию;
закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
тарифы грузового и пассажирского транспорта;
розничные цены;
тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
Оптовые цены на продукцию промышленности -- цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.
Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:
оптовая цена предприятия (отпускная цена);
оптовая цена промышленности.
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) -- цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.
Получение прибыли -- главный
побудительный мотив любой
Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы) определяется потребностями его развития и не может быть меньше минимально допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкуренции предприятие может разориться и стать банкротом.
Если в плановой экономике
допустимо существование
Информация о работе Ценообразование в условиях формирования рыночной экономики