Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:30, курсовая работа
Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.
ВВЕДЕНИЕ
1. Цена как экономическая категория
1.1 Стоимостные основы цены и переход к рыночному образованию
1.2 Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного установления цен
1.3 Методологические вопросы ценообразования
2. Классификация цен и их система
2.1 Виды цен и их классификация. Состав и структура цен
2.2 Система цен и признаки, лежащие в её основе
3. Структура рынка и ценообразование
3.1 Особенности ценообразования на различных типах рынка
3.2 Рыночный механизм ценообразования
Заключение
Библиографический список
Основное принципиальное
отличие рыночного
Какова же при всём этом роль государства, государственных органов?
Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.
В отношении подавляющего
большинства товаров, производимых
субъектами хозяйствования, государство
определяет также общие правила
и принципы ценообразования, иногда
устанавливает предельные уровни рентабельности
или цен и таким путем
Таким образом, предприятия
или фирмы реализуют свои товары
и услуги, как правило, по ценам
и тарифам, установленным ими
самостоятельно или на договорной основе,
и только в отдельных случаях,
предусмотренных
Поэтому в период перехода
к рынку, в условиях смешанной (многоукладной)
экономики, рыночный механизм ценообразования
должен не противостоять, а гибко
сочетаться с механизмом государственного
регулирования цен на отдельные
группы товаров. Такое сочетание
позволяет государству с
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов -- стратегического и тактического.
Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.
Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.
Первый фактор -- фактор долговременного перспективного действия. Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока; здесь требуется всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и научиться умело пользоваться. В противном случае предприятию или фирме включаться в рыночную экономику не имеет смысла -- это чревато для них отрицательными экономическими последствиями.
Первый из названных факторов
ставит в наиболее благоприятные
условия те фирмы, которые имеют
современную технику, передовую
технологию, пользуются совершенными
методами организации труда и
производства и т.д. В результате
наибольший выигрыш получают та фирма
и то предприятие, у которых издержки
производства ниже. Второй фактор ставит
в наиболее благоприятные условия
те предприятия и фирмы, которые
в совершенстве, быстро и гибко
умеют воспользоваться
Следовательно, в условиях рынка динамика цен формируется совершенно по-иному и в значительной мере непредсказуемо. Но таковы природа рынка и его законы, которые нельзя игнорировать. Напротив, необходимо глубоко и всесторонне изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.
Следует иметь в виду,
и это подтверждает опыт зарубежных
стран, что государство может
и должно экономически воздействовать
на рыночную конъюнктуру и динамику
цен. Однако механизм государственного
воздействия на уровень и динамику
цен в условиях перехода к рынку
у нас практически не налажен,
что при высокой степени
В связи с этим требуется продуманная система мер, которые уже опробованы в странах с рыночной экономикой. К ним относятся: установление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и др. Большая роль в этом деле должна отводиться местным органам управления, а все мероприятия, организуемые в этой области, должны быть обязательно закреплены законодательными актами в центре и на местах.
Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является конкуренция. Нормальными конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном собственнике создает монополию, которая порождает застой и консервацию отсталости в производстве.
Монополия государственной
собственности выступает
Поэтому возникла острая потребность
в изменении отношений
В настоящее время во многом
господствует государственная собственность.
В этой связи важнейшей проблемой
является конверсия государственной
собственности в коллективную и
частную. Приватизация собственности,
превращение трудящихся в реальных
собственников на своем предприятии,
на производстве, преодоление их отчужденности
от собственности являются массовой
социально-экономической
Следует отметить, что рынок
-- это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор
всех его участников на их выживаемость
в конкурентной борьбе. Главным условием
жизнестойкости на рынке является высокий
уровень производства и высокий
профессионализм в его
Мощным двигателем рыночной экономики является конкуренция. Именно она направляет экономику вперед, используя такой действенный механизм, как закон стоимости, механизм ценообразования. Конкуренция является своеобразным экзаменом для предпринимателя на совершенство его производства, на жизнестойкость и выживаемость. Но вместе с тем конкуренция, и это главное, есть механизм стимулирования постоянного и всестороннего совершенствования производства, механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения несовершенного и отстающего.
В антимонопольном
Основы успеха в конкуренции
коренятся в состоянии
Как уже отмечалось, в
нашей экономике преобладает
монополия государственной
Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой выработала систему антимонопольных мер, закрепив их в законодательном порядке. Этот путь ждет и нас.
Принятый в Российской
Федерации Закон «О конкуренции
и ограничении
Конкуренция неизбежно ставит
предпринимателя в такое
Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.
Органическим элементом планового хозяйства является система директивного назначения цен, которая слабо учитывает экономические интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Для обеспечения экономического развития народного хозяйства необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов производственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут служить для этих целей.
Эффективность метода ценообразования
прежде всего определяется тем, насколько
полно учитывается в нем спрос,
который определяет текущую рыночную
конъюнктуру и формирует
Отсутствие рыночного механизма ценообразования не предотвращает инфляцию в плановой экономике. Присущая ей скрытая инфляция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе скрытой инфляции в открытую происходит резкий рост цен.
Таким образом, директивное ценообразование вызывает в экономике целый ряд дестабилизирующих противоречий, приводящих к нарушению пропорций воспроизводства, искажению интересов производителей и потребителей продукции, отрыву экономики от конечного потребителя.
Система директивного ценообразования
не может служить инструментом согласования
экономических интересов и
Цены, которые в условиях
рынка устанавливаются по соглашению
сторон, называются договорными (свободными)
ценами. Идея договорного рыночного
ценообразования заключается в
том, чтобы нацелить предприятие-изготовителя
на выпуск товаров, пользующихся спросом,
что должно способствовать ликвидации
дефицита. Гибкость и оперативность
в установлении рыночных цен приводит
к тому, что экономика становится
более динамичной и ориентируется
на удовлетворение общественных потребностей.
Свободные (договорные) цены, которые
устанавливаются по соглашению товаропроизводителей
и потребителей продукции, являются
важнейшим элементом
Воздействие системы свободного
ценообразования на экономику можно
проследить только в динамике, во времени.
Если при всём этом на какой-то момент
достигнут баланс спроса и предложения,
то в будущем он может нарушиться
и, как правило, нарушается. В этой
связи особую роль играет системный
подход к свободному ценообразованию
в динамике, рассмотрение рыночных
цен как одного из составных элементов
социально-экономической
Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики приводит к целому ряду негативных последствий для экономики страны.
Быстрый рост цен в условиях
ненасыщенного и в значительной
степени монополизированного
В результате из-за того, что
появляется легкая возможность получить
дополнительную прибыль, обусловленную
не ростом производства, а ростом цен,
падают стимулы к увеличению выпуска
продукции в натуральном
Информация о работе Ценообразование в условиях формирования рыночной экономики