Ценообразование в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Стремление человека разгадать тайны экономических процессов объясняется не только его извечной тягой к самопознанию, но и практическими потребностями регулирования экономической жизни.
Данная курсовая работа рассматривает вопросы взаимодействия цены и качества товара, взаимодействия цен и налогов, взаимодействия цен и таможенных пошлин (тарифов), а также связь цен с другими экономическими категориями (явлениями).

Работа содержит 1 файл

Курсовая Ценообразование.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня потребность в экономических  знаниях весьма велика на всех уровнях  – от государства до различных  рыночных институтов, от законодательных  до исполнительных органов управления, от специалистов до учащихся. В силу обстоятельств все мы становимся немножко экономистами, ибо, как остроумно заметил Бернард Шоу, экономика – это умением пользоваться жизнью наилучшим образом.

Главной задачей экономического образования  состоит в формировании современного типа экономического мышления и поведения  на основе выработки представления о структуре и функциях основных звеньев рыночной экономики, о логики и эффективности главных экономических процессов, принципах принятия оптимальных экономических решений, правовых и этических основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики. И чем глубже экономические знания, тем выше рейтинг специалиста любого профиля.

Стремление  человека разгадать тайны экономических  процессов объясняется не только его извечной тягой к самопознанию, но и практическими потребностями регулирования экономической жизни.

Данная  курсовая работа рассматривает вопросы  взаимодействия цены и качества товара, взаимодействия цен и налогов, взаимодействия цен и таможенных пошлин (тарифов), а также связь цен с другими  экономическими категориями (явлениями). 
 
 
 
 
 
 

    1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА ТОВАРА

Цена  — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара.

Функции цены на рынке:

1) измерительная.  Цена показывает количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги;

2) соизмерительная.  Используя данную функцию цены, можно сравнивать товары, дифференцировать  их на дорогие и дешевые,  сопоставлять ценности разных  товаров; 

3) учетная.  Мир товаров с помощью цен переводится из натурально-вещественной в стоимостную форму. На макро- и микроуровне все показатели исчисляются в стоимостной форме. Цена становится вспомогательным инструментом учета. Она выступает также как инструмент расчета относительных показателей: рентабельности изделий, фондоотдачи и т. п.

4) регулирующая. Цена является инструментом регулирования  экономических процессов: уравновешивает  спрос и предложение, увязывая  их с денежно-платежной способностью  производителя и потребителя.  Играет регулирующую роль и в распределении ресурсов, так как цены ресурсов ориентируют предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономию дорогих. Государство иногда использует эту функцию цены в своих целях с помощью налогов, дотаций и фиксирования цен на отдельные виды товаров или услуг;

5) социальная. Цена — фактор уровня жизни  населения, влияющий на объем  и структуру потребления, уровень  реальных доходов различных социальных  групп, она является главной  составляющей инфляционных процессов.  От уровня и динамики цен зависит прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи, поэтому социальная реакция на колебания цен весьма остра;

6) стимулирующая.  Рыночное ценообразование создает  возможности для альтернативного  выбора при принятии хозяйственных  решений. Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень побуждает к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов, с одной стороны, и рациональному поведению потребителей (спроса) — с другой.

7)распределительная.  Распределение и перераспределение  доходов происходит через уровень  цен, их структуру, соотношение.  Могут устанавливаться разные  уровни цен для различных потребителей (для предприятий различных форм  собственности, для промышленных потребителей и населения), могут достигаться более высокие или низкие цены за счет включения или невключения налогов (НДС, акциз). Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное только для государственного регулирования. Монополия также осуществляет перераспределительное ценообразование за счет присвоения чужих прибылей, как и олигополия в виде картеля, когда производители договариваются о монопольном уровне цены.

Виды  цен

    1.По  характеру обслуживаемого  оборота различают  следующие виды цен:

Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой  считается цена, по которой предприятия  реализуют произведенную продукцию  другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

К числу  оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.

В международной  торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они по оптовым  ценам.

Биржевая  цена также считается оптовой. Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на предприятиях общественного питания - особая форма розничной цены. Цены на услуги населению - также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная).

Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой  предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (наценку).

Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и  розничной ценами представляет собой  торговую наценку (скидку).

2. В зависимости  от государственного  воздействия, регулирования,  степени конкуренции  на рынке различают  следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные цены (рыночные цены) - это цены, устанавливаемые  производителями продукции и  услуг на основе спроса и предложения  на данном рынке.

К свободным  ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса - цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения - рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства - цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

Регулируемые  цены - это цены, устанавливаемые  соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия.

Регулируемые  цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:

Предельные  цены - это такие цены, выше которых  предприятия не могут устанавливать  цену своей продукции или услуг.

Фиксированные цены - это цены, устанавливаемые  на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.

3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.

Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.

Обычно  в договоре делается оговорка «цена  твердая, изменению не подлежит». Твердые цены применяются в сделках:

* с немедленной  поставкой;

* с поставкой  в течение короткого срока;

* предусматривающих  длительные сроки поставки. При  длительных сроках поставки указанная  в договоре оговорка «цена  твердая, изменению не подлежит»  должна присутствовать обязательно. Подвижная цена - такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена, зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта оговорка называется «оговорка о повышении и понижении цены».

Обычно  в договоре оговаривается, что при  отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары.

Скользящая  цена - это цена, исчисляемая в  момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.) 

Скользящие  цены устанавливаются обычно на товары с длительным сроков изготовления, например сложное промышленное оборудование, суда.

При подписании договора в этом случае фиксируется  так называемая исходная, базисная цена, то есть цена, применяемая в  качестве базы для расчетов оговаривается  ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизацию), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользоваться.

Следует отметить, что эти виды цен широко используются в международной торговле.

В условиях оживленной конъюнктуры рынка при установлении скользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор (контракт) могут быть внесены некоторые ограничительные условия. Например, установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, определен процент возможного изменения цены (например, не свыше 10% от общей суммы затрат). Этот предел называется лимитом скольжения.

В договоре или контракте может быть предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю сумму издержек производства, а лишь на определенные их элементы (например, на металл при постройке судна) с указанием величины в процентах от общей стоимости заказа.

В договоре, контракте скольжение цены может  быть предусмотрено не на весь, срок действия договора (контракта), а не более короткий период (например, на первые 6 месяцев от даты заключения договора), так как в течение этого периода поставщик может закупить все необходимые материалы для выполнения заказа.

На практике иногда применяют смешанный способ фиксации цены, когда часть цены фиксируется твердо при заключении договора, другая часть -- в виде скользящей цены.

4. По способу получения  информации об  уровне цены различают публикуемые и расчетные цены.

Публикуемые цены - это цены, сообщаемые в специальных  и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.

Справочные  цены - это цены, публикуемые в  различных печатных изданиях. Источниками  справочных цен являются экономические  газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты.

Справочные  цены могут быть, во-первых, номинальными, то есть не связанными с реальными  коммерческими операциями. Номинальные  цены применяется в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. В качестве базисной цены понимают цену товара определенного качества, спецификации, в заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Эти цены, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%.

Информация о работе Ценообразование в экономике