Ценообразование и страхование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить особенности ценообразования и страхования цен.
Задачи работы:
Дать определение понятию ценообразование, описание места проблемы ценообразования в теории рынков.
Рассмотреть ценообразование в системе получения прибыли.
Выявить особенности риска в определении цен и страхования цен.

Работа содержит 1 файл

готовая работа 180123_к 28 янв_автор 909_ц.doc

— 801.50 Кб (Скачать)

В хозяйственной жизни следует пользоваться принципом разумного риска. В предпринимательской деятельности этот принцип означает следующее: принимая решения о ценах, необходимо руководствоваться таким соотношением вероятностей осуществления и неосуществления события, при котором примерно две трети шансов благоприятствуют успеху и одна треть – не благоприятствует.

Одна треть шансов, которая не благоприятствует успеху, выступает стимулом для принятия мер по их устранению. Этому принципу при нормальном распределении вероятностей соответствует интервал значений случайной величины (цены), равный отклонению от математического ожидания в пределах среднего квадратического откло­нения, т.е. М(х) ± (х).

Экономисту при характеристике отклонений привычнее пользоваться процентными соотношениями (коэффициентами). Коэффициент вариации при нормальном распределении вероятностей характеризует интервал отклонений случайной величины (цены) при вероятностном исходе, соответствующем двум третям шансов «за» и одной трети шансов «против» в процентном отношении к математическому ожиданию. Это привычное для экономиста процентное выражение вероятностных отклонений. Следует считать, что коэффициентом вероятности в ценовых расчетах необходимо пользоваться, поскольку он дает определенную, хотя и вероятностную, базу для ценовых расчетов при определении риска. [7, с. 111]

Важное значение для  фирмы в условиях инфляции имеет  оценка инфляционного ожидания. Такая  оценка необходима для:

  • учета изменения цен на рынке при разработке общей стратегии развития фирмы;
  • учета изменения цен при разработке бизнес-планов;
  • обоснования цен на выпускаемую фирмой продукцию и оценки возможного изменения цен на производственные ресурсы, потребляемые ею;
  • учета влияния изменения цен на доход и выручку фирмы от продажи ее продукции;
  • анализа влияния изменения цен на издержки производства и сбыта, в том числе на средства производства и оплату труда;
  • подведения финансовых итогов деятельности фирмы: прибыли (убытков), ликвидности, платежеспособности;
  • выбора оптимальной структуры производства.

Для оценки инфляционного ожидания в ценовой политике фирмы используются: [14, с. 132]

  • сводный индекс потребительских цен (ИПЦ);
  • индекс цен производителей промышленной продукции;
  • индекс тарифов на грузовые перевозки;
  • индекс цен на материально-технические ресурсы;
  • индекс цен на сельскохозяйственную продукцию;
  • индекс цен на услуги для населения.

Инфляционные ожидания повышения цен могут основываться на таких источниках внешней информации:

  • ежегодный прогноз экономического и социального развития страны, представляемый Правительством РФ в парламент России;
  • проект Федерального бюджета Правительства РФ на предстоящий год, где излагается оценка ожидаемой инфляции;
  • расчеты Центрального банка РФ о возможных размерах инфляции;
  • результаты опросов ведущих специалистов предприятий и фирм, публикуемые в средствах массовой информации («Финансовые известия», «Деловой мир» и др.);
  • оценка экспертов.

В настоящее время  существует множество методов прогнозирования  инфляции. Поэтому специалистам фирмы  следует критически оценивать их и самостоятельно производить расчеты ожидаемой инфляции. [3, с. 153]

Оценка инфляционного  ожидания проводится по следующим основным этапам:

  • уточнение конкретных показателей динамики цен, подлежащих оценке и прогнозированию;
  • установление периода (краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного) прогнозирования;
  • анализ исходных данных и подготовка информации за предшествующий период как по показателям прогноза, содержащимся в его выводах, так и по факторам и условиям, влияющим на конечные показатели;
  • изучение и выявление факторов и условий, которые будут оказывать влияние на темпы инфляции, установление количественной меры их воздействия на темпы инфляции;
  • определение (расчет) темпа инфляции;
  • вероятностная оценка инфляционного ожидания по схемам наиболее благоприятной социально-экономической ситуации, оптимальной социально-экономической ситуации и менее благоприятной ситуации.

При проведении оценки инфляционного  ожидания следует учитывать как  объективные закономерности и условия  образования динамики цен, так и  воздействие государственных органов на инфляционные процессы. [8, с. 143]

Опыт зарубежных стран  и практика проведения реформ в экономике  России показывают, что главным условием эффективной антиинфляционной политики выступает только комплексное государственное воздействие на два таких важнейших фактора, как: а) платежеспособный спрос; б) предложение товаров и услуг, издержек производства и сбыта. В результате такого воздействия может быть достигнуто существенное снижение инфляции спроса и издержек. Оба названных фактора взаимосвязаны. Однако для оценки инфляционного ожидания специалистам, осуществляющим прогноз, необходимо определить главное – в какой мере в прогнозе темпов инфляции учитывается формирование равновесного рынка и рыночного конкурентного ценообразования.

Ранее были рассмотрены  сущность и экономические последствия  для фирмы риска в ценообразовании  в результате допущения ошибок при  определении цен на свои товары. Далее излагаются методы страхования  цен от возможных их изменений  под влиянием различных рыночных факторов.

Рассмотрим акт купли-продажи, который может быть совершен либо на рынке, либо в магазине. В этом случае передача товара в руки покупателя и денег в руки продавца осуществляются одновременно.

Однако в рыночной практике весьма часты такие ситуации, когда при оптовой продаже товара продавец и покупатель заключают договор поставки, в котором предусматриваются обязательства сторон: поставщик (продавец) обязуется в установленный срок поставить покупателю определенное количество товаров, а покупатель берет на себя обязательство купить этот товар по заранее оговоренной цене. Таким образом, во-первых, цена товара, подлежащего поставке, предусмотрена договором, а во-вторых, между заключением договора купли-продажи и реальным осуществлением акта купли-продажи имеется временной разрыв (лаг). Но, как известно, в условиях рынка цены не остаются неизменными, они подвержены колебаниям под воздействием рыночной конъюнктуры. Отсюда по истечении определенного времени рыночная цена на данный товар может оказаться выше или ниже цены, установленной договором поставки. [11, с. 143]

В случае повышения или  снижения цены для фирмы-поставщика возникает риск. Поскольку фирма-поставщик  стремится по возможности избежать этого риска, посмотрим, как это  можно сделать.

Практика рыночного хозяйствования подсказала необходимость страхования цен, которое производится методом включения в договоры поставки определенных оговорок. Их несколько.

Во-первых, оговорка о  возможности повышения или снижения издержек. Она включается в договор купли-продажи в тех случаях, когда на цену большое влияние оказывает ряд внешних и внутренних факторов, обусловливающих рост затрат на производство. Фирма – изготовитель товара стремится переложить риск увеличения цены на потребителя. Этот случай можно проиллюстрировать следующим условным примером. Обувная фирма заключила договор с оптовой базой на поставку определенного количества женских сапожек по цене 250 руб. за пару. Однако в условиях инфляционного роста цен рыночные цены на материалы постоянно растут. В себестоимости сапожек их доля составляет 80%. Под влиянием роста инфляции руководство фирмы вынуждено также повышать заработную плату работников, удельный вес которой в затратах на производство составляет 10%. Поэтому к моменту оплаты оптовой базой фактическая цена указанных сапожек будет выше цены, предусмотренной договором. Чтобы избе­жать риска потери выручки, фирма – производитель обуви включает в договор поставки оговорку о повышении цены на сапожки, если будут увеличены ее издержки на кожматериалы и заработную плату. Эту оговорку можно выразить следующей формулой: [9, с. 65]


 

где  Цп – цена поставки;

Цд – цена, предусмотренная  договором;

Sп – стоимость кожматериалов  на день поставки;

Sд – стоимость кожматериалов  на день подписания договора;

Кп – зарплата на день поставки;

Кд – зарплата на день подписания договора.

Во-вторых, оговорка о  колебаниях рыночной цены, которая  имеет несколько разновидностей. [5, с .90]

1. Оговорка о повышении  цены. В этом случае всякий  рост рыночной цены означает  увеличение цены, предусмотренной в договоре поставки.

2. Оговорка о снижении  цены. Она означает, что всякое  снижение рыночной цены неизбежно  должно привести к уменьшению  цены, обозначенной в договоре  поставки.

3. Оговорка о любом  изменении цены. В этом случае происходит соответствующее повышение или уменьшение цены, указанной в договоре поставки.

При использовании этих оговорок осуществляется поставка дополнительного  количества товара в случае снижения цены и поставка меньшего количества товара в случае роста цены. Главным образом осуществляется страхование цен от изменяющейся конъюнктуры рынка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Термин «цена» присутствует и у древних философов, и у  современных экономистов. Однако его  смысл и значение для людей  различны, как и место, которое  он занимал в науке.

Все экономические доктрины и теории обязательно стремились объяснить структуру функции  цены, направления ценообразования. Свое нынешнее содержание он получил  с развитием классической политической экономии.

А.Смит, а затем Д.Риккардо были первыми, кто попытался создать учет совокупных затрат производителя и дать структурное деление цены.

При всей простоте и понятности цена является наиболее противоречивым компонентом.

Установление цен, процесс  выбора окончательной цены в зависимости  от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов называют ценообразованием. Цель ценообразования: обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей маржинальности.

В зависимости от типа рынка чистая конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция  стратегии ценообразования будут  различны.

Сегодня, когда товарообмен  становится гораздо проще, цены достаточно сильно стали меняться в течение очень коротких сроков. Страховые компании достаточно быстро отреагировали на изменившиеся условия и предложили услуги страхования цен всем субъектам бизнеса, которые в так или иначе зависят от изменения уровня цен на товары. К ним относятся представители промышленности, в частности те, кто производит сезонный товар в течение года, а значит, далеко не всегда имеет возможность продать произведенную ими продукцию по сегодняшним ценам. Сегодня страхование цен достигает максимального уровня, но процесс развития не стоит на месте. Страховые компании проводят  активную борьбу за потенциальных клиентов. Это означает, что можно ожидать скорого появления все более эффективных способов страхования от ценовых изменений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астахов, А. А. Проблемы ценообразования [Текст] / А.А. Астахов // Финансы. - 2010. - № 7(Июль).
  2. Васильев, С. В. Особенности ценообразования [Текст] / С.В. Васильев, Н.Н. Новичкова, Т.Н. Рыжикова // Справочник экономиста. - 2005. – 1 (Янв.).
  3. Гогохия, Д. О роли денег в процессах ценообразования [Текст] / Д. Гогохия // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 11.
  4. Денисова, И. П. Управление издержками и ценообразование [Текст] : учебное пособие / И. П. Денисова. – М.: Эксперт. Бюро-М, 2007. - 264 с.
  5. Дерябин, А. А. Система ценообразования и финансов: пути совершенствования [Текст] / А. А. Дерябин. – М.: Политиздат, 2009. – 254 с.
  6. Макарьева, В. Ценообразование [Текст] : определение рыночной цены, учет, налоги / В. Макарьева // Экономика и жизнь. - 2012. - № 16.
  7. Одинец, В. П. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз / В. П. Одинец, В. М. Тарасевич. – Спб.: Изд-во Ун-та экономики и финансов, 2009. – 315 с.
  8. Попов, Е. Ценообразование [Текст] : методы установления цен и их классификация / Е. Попов // Маркетинг. - 2011. - № 6.
  9. Сидорова, Т. А. Цены и ценообразование [Текст] : учебное пособие для вузов / Т. А. Сидорова. – М.: Инфра-М, 2001. – 260 с.
  10. Слепнева, Т. А. Цены и ценообразование [Текст] : Учеб. пособие / Т. А. Слепнева, Е. В. Яркин. – М. : Инфра-М, 2011. - 299 с.
  11. Уткин, Э. А. Цены, ценообразование, ценовая политика : учебник / Э. А. Уткин ; Ассоц. авт. и издателей «Тандем». – М.: ЭКМОС, 2009. - 253 с.
  12. Федотов, М. О. Ценообразование на предприятии [Текст] / М. О. Федотов // Маркетинг. - 2005. - № 2(Март).
  13. Цацулин, А. Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Цацулин. - 2-е изд. – М.: Филинъ, 2008. - 441 с.
  14. Цены [Текст] // Обзор Экономики России. - 2010. - № 1.
  15. Цены в России [Текст] / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике. - Офиц. изд. – М.: Изд-во Госкомстата России, 2011.



Информация о работе Ценообразование и страхование цен