Ценообразование и страхование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить особенности ценообразования и страхования цен.
Задачи работы:
Дать определение понятию ценообразование, описание места проблемы ценообразования в теории рынков.
Рассмотреть ценообразование в системе получения прибыли.
Выявить особенности риска в определении цен и страхования цен.

Работа содержит 1 файл

готовая работа 180123_к 28 янв_автор 909_ц.doc

— 801.50 Кб (Скачать)

180123  28.янв  кт      Цены и ценообразование

Тема: Ценообразование и страхование  цен       30      Байкальский Государственный Унивеститет  Экономи и Права; Специальность:Налоги и налогообложение; Курс:5 курс; Форма  обучения:заочная    Шипицина А.В.                          

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Сердцевина любого хозяйственного механизма и любого экономического учения – это теория цен и практика их формирования. С точки зрения экономики, цена является самой первой стоимостной категорией – поскольку экономика как система специфических социальных связей возникает в виде актов непосредственного обмена товарами, в виде товарного и денежного выражения стоимости товара.

Способ определения  цены характеризует природу рынка  и экономическую систему в  целом. Цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных и денежных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения.

Ценообразование во многом определяет эффективность рыночного  механизма и играет в нем важную роль. Переход к рыночной экономике  потребовал новых подходов, методов  и принципов в построении цен, а также формировании их моделей. На ценообразование в России наряду с правительственным влиянием воздействует большое количество различных факторов, в основном финансового порядка.

Многое зависит от состояния федерального бюджета, политики Центрального банка России. Огромное значение имеет состояние денежного обращения в стране, характер функционирования кредитного сектора. При этом особенности формирования механизма цен в России зависят от состояния экономики и мирового рынка.

Именно поэтому из всего выше сказанного нас заинтересовал вопрос ценообразования.

Цель данной работы: изучить  особенности ценообразования и  страхования цен.

Задачи работы:

  1. Дать определение понятию ценообразование, описание места проблемы ценообразования в теории рынков.
  2. Рассмотреть ценообразование в системе получения прибыли.
  3. Выявить особенности риска в определении цен и страхования цен.

Объект работы: система  ценообразования.

Предмет – особенности формирования системы ценообразования и страхования  цен.

Методологической основой исследования являются работы таких авторов как: Астахов А. А., Васильев С. В., Гогохия Д., Денисова И. П., Дерябин А. А., Одинец В. П., Сидорова Т. А., Уткин Э. А., Федотов М. О.

Структура работы соответствует  поставленной цели  и выдвинутым задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

      

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. МЕСТО ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ТЕОРИИ РЫНКОВ

Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной  цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. Цель ценообразования: Обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей маржинальности. [11, с. 76,]

 «С самого рождения экономическая  наука взялась изучать, как  возникает расширенный порядок  человеческого взаимодействия в  процессе апробирования вариантов;  их отсев и отбор – процесс,  не подвластный нашему воображению  или нашей способности планировать». Именно рынок дает информацию о значении индивидуального вклада в совокупный продукт и определяет вознаграждение за этот вклад. Показателем эффективности того или иного выбранного варианта вложения ресурсов является цена. Все экономические доктрины и теории обязательно стремились объяснить структуру функции цены, направления ценообразования. Это и понятно. В ценовой политике, как в тугом узле, сплетены все негативные и позитивные моменты предыдущей деятельности и анализ будущих возможностей. [7, с. 90]

Термин «цена» присутствует и у древних философов, и у современных экономистов. Однако его смысл и значение для людей различны, как и место, которое он занимал в науке. Свое нынешнее содержание он получил с развитием классической политической экономии. Поскольку любой товар создается в процессе трудовой деятельности, то вполне понятна первоначальная абсолютизация этой сферы, а вместе с ней и производственных затрат как структурообразующего элемента цены. А.Смит, а затем Д.Риккардо как основоположники затратного направления в теории цены были первыми, кто попытался создать учет совокупных затрат производителя и дать структурное деление цены. В результате абсолютизации сферы предложения цена объяснялась исключительно своими структурообразующими факторами. В последующем большой вклад в развитие теории цены внес К.Маркс. В «Капитале» он показал не только внешние проявления цены производства и рыночной цены, но и механизм их образования. И как бы ни усложнялись внутрирыночные отношения, элементы внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции всегда в них присутствуют. Вспомнить хотя бы пример нарушения и восстановления рыночного равновесия при вступлении или выходе фирмы из отрасли. Здесь цена приобретает иное функциональное значение – индикатор более эффективного приложения капитала (ОНЗТ). Основа цены – стоимость, берущая свое начало в затратах труда: прошлого (материализованных) и живого (затраты на рабочую силу). [12, с. 101]

Для классиков XIX века ценовая политика не являлась основным предметом исследования в силу недостаточной развитости товарно-денежных отношений, свободной конкуренции и относительной территориальной и технологической замкнутости производства и рынков. Однако уже в то время они рассматривали ее как возможный способ контроля за занятостью. Если гибко маневрировать ценой и заработной платой в краткосрочном периоде, то не нужно изменять объем производства для контроля над рынком. Позже экономисты несколько отошли от позиций затратной теории цены, так как, по их мнению, она достаточно ограничена для анализа проблем ценообразования. Очень трудно определить, что первично: производство обгоняет спрос или спрос направляет предложение. Основой ценообразования становится категория «полезность» и ее взаимосвязь со спросом. Аппарат количественного измерения полезности так и не был определен, поэтому сама связь «спрос – полезность» остается достаточно абстрактной категорией. Однако это был значительный шаг вперед в вопросе характеристики факторов, влияющих и определяющих величину цены. Это направление неоклассической экономикс получило название «субъективно-маржинальное (предельное – marginal; базой цены считается предельная полезность) направление»: У.Джевонс, Л.Вальрас, К.Менгер, Ф.Эджуорт, В.Парето. Большинство экономистов представляло математическое направление экономической науки. Основными инструментами определения индивидуального выбора потребителя были величина полезности и кривые безразличия. Процесс формирования цены полностью переносился в сферу обмена, тем самым абсолютируя другую сторону обмена – спрос. [3, с. 90]

Поэтому не удивительно, что в рамках неоклассической  экономикс появилось объективно-маржинальное направление, которое пыталось путем синтеза спроса и предложения найти ту точку ценового равновесия, которая являлась бы критерием обмена товаров. Основным аппаратом анализа становится категория предельной величины – определенный момент производства, за пределами которого фирме не выгодно расширять свое производство. Расчет цены включает лишь те затраты, которые связаны с дополнительным приростом продукции. Однако рынки, которые анализируются представителями классической и неоклассической экономикс, – это достаточно абстрактные конструкции. Рынок свободной конкуренции никогда не существовал в чистом виде, но он являлся моделью для теоретического анализа. В то же время разработанная А.Маршаллом и его последователями по англоязычной школе неоклассических традиций теоретическая модель свободной рыночной экономики более приближена к реальной действительности, чем та, что была распространена на континенте. Различие в основном заключается в отсутствии временных разграничений в теории рыночного равновесия, что существенно сужало всю теорию. [7, с. 123]

Вообще, потеря временных  рамок при анализе процесса ценообразования существенно искажает его. Цена приобретает статическую форму существования, скрывается от динамики жизни, а ведь именно цена – один из самых подвижных элементов рыночных отношений. Любое равновесное состояние можно рассматривать лишь на определенный момент времени. Теория несовершенной конкуренции предполагает существование в обществе динамических, развивающихся процессов, что свидетельствует о возможности существования неравновесного состояния. Сначала П.Сраффа, используя элемент масштаба производства, доказал возникновение нарушений в действии механизма свободной конкуренции и оказываемое им влияние на процесс ценообразования. А в 1936 году Дж.М.Кейнс в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» в качестве другого элемента, нарушавшего свободную конкуренцию, называет государство. Кейнс отверг позицию, основанную на воззрении Сея, долгое время являвшуюся стержнем всей экономической науки – «предложение само порождает спрос». Не существует автоматического установления равновесия в экономике. Экономика постоянно стремится к этому, но возникающие в процессе развития новые товары, а вслед за ними и новые рынки, необходимость в новых государственных функциях усложняют возвращение к равновесному состоянию. [5, с. 92]

В условиях развивающегося НТП появляется необходимость гибко маневрировать на рынке имеющимися в наличии трудовыми ресурсами и капиталом. Такое возможно лишь при их неполном использовании в производстве. Возникает необходимость искусственного вмешательства со стороны государства, чтобы сгладить негативные процессы, возникающие в экономике и обществе, в первую очередь безработицу и банкротство. Основной упор в своей работе Кейнс делает не на микроэкономические исследования: спрос, предложение, цена (Кейнс считал, что это в полном объеме исследовано его учителем А.Маршаллом), а на макроэкономические показатели, в первую очередь на роль инвестиций в экономическом процессе. Цена его интересует лишь в контексте государственного регулирования. В отличие от классиков, кейнсианские воззрения основывались на негибкости цены и заработной платы в кратко- и среднесрочном периоде. Следовательно, регулировать экономику можно только посредством воздействия на расходы и доходы. [7, с. 54]

Из числа завершающих  период неклассических традиций в экономической теории и начинающих новое направление в экономической мысли – кейнсианство – наиболее ярко выделяются два автора, впоследствии ставшие классическими для представителей институционализма и посткейнсианства и проанализировавшие не только внешние изменения в экономиках ведущих государств, но и их структурные изменения. Это Дж.Робинсон и Э.Чемберлин. В их работах анализируются совершенно новые экономические структуры, возникшие и набиравшие мощь – монополии, и последствия, которые принесли в экономку монополистические образования. Ради справедливости надо сказать, что проблемы монополии, в том числе государственного монополистического капитализма (ГМК), были блестяще проанализированы задолго до них и еще В.И.Лениным. [16, с. 132]

Однако монополия и  монополистическая конкуренция  рассматриваются не как форма предприятия на рынке совершенной конкуренции. Их анализ скорее сводится к проявлению монополии как противопоставление одной или нескольких фирм конкурирующему окружению. Робинсон считает основой монополизации дифференциацию продукции. А монополия возникает в недрах совершенной конкуренции, когда отдельный производитель располагает монополией на свой продукт. Кейнсианство сыграло свою положительную роль в возрождении Западной Европы и США после второй мировой войны. Государство стало ключевой фигурой в сфере бизнеса. Однако гигантский рост государственного аппарата стал платой за достигнутые результаты. Стало ясно, что недопустимо передавать решение самых важных человеческих проблем на откуп государственных чиновников. Каждый человек должен решать их сам. Появилась необходимость восстановления концепции «индивидуальной свободы» в экономике и политике. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Государству отводится роль стороннего направляющего экономического процесса. Соответственно изменяется роль и других составляющих экономического процесса. Цена становится элементом не только информационной системы, но и стимулирующим и распределяющим фактором. [15, с., 133]

Условием свободного предпринимательства становится стабильный уровень цен и возможность прогнозирования будущего. Но эта стабильность достигается их свободным движением, в процессе которого нащупывается равновесное состояние. Одна из очень интересных теоретических разработок нового направления экономикс – это появившаяся концепция «жизненного цикла» продукта, разработанная Ф.Модилиани. Она была значительным шагом вперед в развитии не только теоретической экономикс, но и практических вопросов стратегии фирмы. Цена находится в зависимости от всего спектра экономических процессов, возможностей производства, объема потребительского рынка, внешнеэкономических процессов и других факторов. Это концепция взгляда в будущее, на перспективу. Современная наука шагнула еще дальше в изучении данного вопроса: ее центральной проблемой стало – посредством расширения знаний и профессиональной квалификации работников и менеджеров продолжить жизненный цикл товаров на наиболее прибыльной стадии. Современные концепции ценообразования являются синтезом хорошо известных и разработанных теорий цены. Задачи современных исследователей цены лежат в плоскости практических разработок с целью проведения эффективной ценовой политики фирмы. Часто спор идет лишь о методах ценообразования: [4, с. 145]

􀂃 метод затрат –  затраты являются главными индикаторами эффективной работы компании и никак не связаны с платежеспособным спросом населения;

Информация о работе Ценообразование и страхование цен