Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:28, доклад
Ценообразование в туристской деятельности имеет свои особенности:
1) высокая степень влияния конкурентов
2) между моментами установления цены и купли-продажи турпродукта часто проходит достаточно длительный период времени.
3) сезонная дифференциация цен и тарифов.
4) большое влияние стоимости операций на спрос.
5) необходимость ориентации цены турпродукта на определенные типовые группы, так как цена, которую способен заплатить потребитель, различна у разных типов покупателей, необходимо установить, какой именно капитал на каждый турпродукт будет устраивать клиента;
Ценообразование и калькуляция туруслуг. Рентабельность и прибыль
Обоснованное формирование цены очень важно для успешного экономического развития предприятия, поскольку именно от этого зависит доход организации.
Ценообразование в туристской деятельности имеет свои особенности:
1) высокая степень влияния
конкурентов – туристический
рынок характеризуется своей
динамичностью, с каждым годом
появляются сотни новых
2) между моментами установления
цены и купли-продажи
3) сезонная дифференциация
цен и тарифов. В связи с
сезонными колебаниями спроса
присутствует феномен
4) большое влияние стоимости
операций на спрос. Цена на
пакет услуг, предоставленный
туристической организацией, должна
быть ниже затрат туриста,
5) необходимость ориентации
цены турпродукта на
6) на процесс формирования
цен оказывает влияние реклама.
7) цена туристической путевки
зависит от вида тура (групповой
или индивидуальный). Чем больше
человек в группе, тем цена
одной путевки будет ниже. Цена
тура на одного человека
8) степень государственного
регулирования в сфере
9) зависимость цены от
страны туриста. На одни и
те же услуги, предоставляемые
туристическими организациями,
Эти особенности предопределяют:
1) ценообразование турфирмы
соответствует общему плану
2) уровень, определяющий в целом особенности методов формирования цены на продукт, характеризует продажную цену туристского продукта, исходя из данной ситуации.
Рассмотрим методы ценообразования туристических фирм.
Существуют следующие методы ценообразования:
1) затратный метод;
2) метод с ориентацией на уровень конкуренции;
3) метод с ориентацией на спрос;
4) ценностный метод.
Рассмотрим каждый из названных методов подробнее.
Затратный метод ценообразования (на основе издержек) построен на калькулировании полной себестоимости турпродукта. Он используется предприятиями, которые стремятся получить прибыль от вложений.
Варианты затратного ценообразования:
1) совокупность издержек
и прибыли – прибавление
2) издержки как процент
от цены продажи – другой, обычно
используемый метод
3) целевое ценообразование
– когда фирма старается
При методе ценообразования
с ориентацией на уровень конкуренции
цены устанавливаются ниже, выше или
на уровне рыночных, в зависимости
от реальной или предлагаемой ответной
реакции конкурентов или
Метод ценообразования с ориентацией на спрос основан на изучении потребительского спроса, платежеспособности и потребностей клиентов (т. е. цен, приемлемых для целевого рынка). Он применяется в случае, если именно цена является решающим фактором в приобретении турпродукта (туруслуги предоставляются идентичные), при этом необходимо определить максимальную цену, которую потребитель может заплатить за данную услугу.
При ценностном методе ценообразования
при определении цены учитывается
только уровень спроса. Фирма формирует
цену исходя из того, что потребитель
сам определяет ценность товара (услуги),
его недостатки и преимущества по
сравнению с аналогичной
К преимуществам затратного метода можно отнести:
1) простота расчета;
2) наличие условий для
снижения ценовой конкуренции
туристической организации.
Таким образом, цена туристского продукта не может быть ниже, чем себестоимость и не может по своей величине превышать потребительскую стоимость этого продукта.
Калькуляция полной себестоимости
турпродукта предполагает подсчет
и сложение всех издержек, связанных
с разработкой и реализацией
единицы турпродукта. При таком
подходе могут рассчитываться полная
себестоимость единицы
Объектом калькуляции себестоимости турпродукта при групповом типе тура служит стоимость обслуживания группы туристов, а при индивидуальном типе тура – стоимость обслуживания одного туриста.
В настоящее время большим спросом пользуются групповые туры – цена на оказание туруслуг сразу нескольким туристам, как правило, оказывается ниже цены на индивидуальное обслуживание в среднем на 10-20%.
Структура туров может изменяться в зависимости от страны, количества туристов, ассортимента и качества услуг, а также покупательной способности.
Калькуляция – это документ, используемый при затратном методе ценообразования, в котором суммируются все виды затрат, и на их основании складывается продажная цена турпродукта.
Различают фактическую (отчетную), плановую (нормативную) и сметную калькуляции.
Фактическая калькуляция отражает сумму всех фактически понесенных затрат на разработку и реализацию тур-продукта, составляется уже после разработки продукта.
Плановая калькуляция составляется на плановый период. Показатели рассчитываются на основе норм, актуальных для текущего периода.
Сметная калькуляция рассчитывается при разработке новых видов продукции и отсутствии норм расхода.
При калькуляции себестоимости туристского продукта учитываются следующие статьи расходов:
1) расходы на проживание;
2) транспортные расходы;
3) расходы на питание;
4) страховка;
5) визы;
6) расходы на экскурсионную программу;
7) косвенные расходы
Расходы на проживание. Данная статья рассчитывается исходя из стоимости номера, в котором размещается турист. Стоимость номера не является постоянной и зависит многих факторов: класса гостиницы, количества заселяемых человек, времени заезда, времени проживания и других факторов.
Транспортные расходы включают в себя:
1) стоимость проезда до
страны назначения (возможно использование
различных транспортных
2) стоимость перевозки
туристов (от места сборов до
аэропорта вылета и от
3) стоимость транспортных
расходов на экскурсионное
В калькуляцию включаются
транспортные расходы, входящие в обязательную
программу тура. При расчете учитывается
групповая скидка, предоставляемая
перевозчиком. Скидка может составлять
от 5 до 30%. Ее величина зависит от компании
перевозчика, договоров между перевозчиком
и туроператором. При использовании
несколько видов транспорта, а
также при сложной схеме
Расходы на питание рассчитываются
в зависимости от вида туризма. При
выездном туризме стоимость питания
зависит от выбранного режима питания
(полный пансион, полупансион, завтрак).
Стоимость питания может
Страховка. Турфирмы могут включать в стоимость путевки страховые полисы. В этом случае фирма удерживает со страховой компании комиссию в размере 10-15%. Если страховка оплачивается туристом по желанию и не является обязательной, она оформляется как дополнительная услуга.
Визы. Стоимость виз определяется исходя из количества человек в группе. Зарубежные фирмы оформляют приглашения на определенное количество туристов. Консульство страны выдает визу. Она может быть общей для всей группы или оформлена на отдельных туристов.
Расходы на экскурсионную
программу. Данная статья включает только
расходы на экскурсии, входящие в
основную программу тура. Стоимость
экскурсий зависит от цены входных
билетов в места экскурсий, а
также от стоимости работы сопровождающего
экскурсовода, гида. В калькуляцию
включается либо стоимость одного группового
билета, либо произведение стоимости
одной экскурсии на число туристов.
Стоимость услуг гида-
Косвенные расходы туроператора. В данную статью входят затраты по управлению и содержанию фирмы: содержание офиса, заработная плата персонала, амортизация основных средств и нематериальных активов, платежи по аренде, выплата процентов банкам и т. д.
Полная себестоимость определяется как сумма прямых и косвенных затрат. Нормативный уровень накладных затрат берется из анализа фактических данных за предыдущие периоды.
Продажная цена включает, кроме полной себестоимости, косвенные налоги и прибыль организации.
Норма прибыли для туристических организаций составляет 20%, ее величина корректируется с учетом спроса и уровнем конкуренции на рынке туристических услуг.
Туристические организации могут применять скидки со стоимости турпродукта.
Наиболее часто применяются следующие виды скидок:
1) сезонные скидки;
2) скидки для детей и школьников; детям до 7 лет обычно предоставляется скидка 50%, школьникам – 40%;
3) специальные скидки для людей в возрасте 50-65 лет предоставляются авиакомпаниями и гостиницами;
4) скидки для постоянных клиентов фирмы;
5) в случае, если турист,
забронировавший тур, дает
Расчет цены турпакета на одного туриста производится по формуле:
Ц= (И + Н + П – С ± К )/ Ч,
где Ц – цена турпакета на одного туриста ;
И – себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором ;
Н – косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг туризма ;
П – прибыль туроператора ;
С – скидка, предоставляемая туристу туроператором с цены отдельных видов услуг, входящих в турпакет (руб.); + (или -) К – комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет. Знак (+) означает надбавку к цене турпакета, знак (-) означает скидки с цены туроператора в пользу турагента (руб.);
Ч – количество человек.
Деловая активность туристической
фирмы характеризуется
Применяя следующие формулы
при анализе эффективности
Рентабельность активов (имущества) вычисляется по формуле:
РА = ПЧ/БСА,
где РА – прибыль, получаемая фирмой с каждого вложенного в активы рубля;
ПЧ – чистая прибыль;
БСА – балансовая стоимость активов.
Рентабельность текущих активов вычисляется по формуле:
РТА = ПЧ / ТА,
где Рта – прибыль, получаемая фирмой с каждого вложенного в текущие активы рубля;
Пч – чистая прибыль;
ТА – средняя величина текущих активов.
Рентабельность собственного капитала – это чистая прибыль компании, выраженная в процентах к собственному капиталу. Вычисляется по формуле:
Информация о работе Ценообразование и калькуляция туруслуг. Рентабельность и прибыль