Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:53, курсовая работа
Научно-техническая революция и стремительное развитие журналистики в наше времени оказывает глубокое влияние на развитие и функционирование языка. Поэтому, популяризация научных знаний и средств массовой информации имеет огромное значение для общества.
Цель научных статей – углубление знаний научных основ среди читателей определенных профессий и специальностей, с определенной степенью подготовки. Этим научная публицистика существенно отличается от научно-популярных и публицистических статей, направленных на широкий круг читателей.
Для
синтаксиса научного стиля речи характерна
тенденция к сложным
1.3. Публицистический стиль речи. Его характеристика и основные особенности
Из всех книжных стилей современного русского языка с публицистическим мы сталкиваемся чаще всего. Это объясняется тем, что данный стиль – это стиль средств массовой информации. Не редко его называют газетно-публицистическим, за счет того, что публицистические произведения печатаются главным образом в газетах. Публицистика освещает все сферы жизни человека – политическую, экономическую, социальную, духовную и пр. Тематика публицистической статьи ничем не ограничена, как и её жанровое разнообразие. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.
Особенностью
публицистического стиля
Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех или иных "дозах") свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в газетной публицистике, в отличие от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г. Костомарова. Между тем, приоритет имеет все же первый компонент.
В публицистическом стиле соединены две важнейшие функции языка – информационная и воздействующая. Журналист не равнодушный регистратор событий, а их активный участник, самоотверженно отстаивающий свои убеждения. Публицистика призвана активно вмешиваться в происходящее, создавая общественное мнение, убеждать, агитировать. Это определяет такие важнейшие стилеобразующие черты публицистического стиля, как оценочность, страстность, эмоциональность. Как отмечает профессор Г.Я.Солганик, «функция воздействия, важнейшая для публицистического стиля, обеспечивает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности7».
Информационная
функция публицистического
Лексика
публицистического стиля
Заметными
морфологическими чертами публицистического
стиля являются особые способы употребления
грамматических форм, например форм числа.
Единственное число часто используется
в значении множественного: русский человек
всегда отличался своей понятливостью
и выносливостью; это оказалось разорительным
для британского налогоплательщика. Повелительная
форма глагола в публицистике используется
как средство привлечения внимания собеседника
(посмотрите, давайте подумаем, вспомните
и т.п.). Для публицистики характерно частое
употребление инверсионного порядка слов,
что позволяет поставить на первое место
в предложении тему сообщения. Публицистика
является основной сферой возникновения
и наиболее активным каналом распространения
языковых неологизмов: лексических, словообразовательных,
фразеологических. Поэтому данный стиль
оказывает существенное влияние на развитие
языковой нормы. К сожалению, в случаях
тиражирования небрежной, неточной речи
это влияние оказывается отрицательным:
люди с низкой речевой культурой воспринимают
ошибки как норму.
Глава
2. Сравнительный анализ
языковых средств публицистического
и научного стилей
Рассмотреть языковые средства научного и публицистического стиля, а также сопоставить их между собой, поможет подробный анализ статей, которые представляют каждый из этих стилей. Мы обратились к двум статьям одной и той тематической направленности. В качестве представителя публицистического стиля мы предпочли статью «Апрельские тезисы» из приложения «Шофёр» к Новой газете № 15. и статью «Муниципальная пресса на медиарынке» из профессионального научного журнала «Журналист» № 12.
2.1. Анализ публицистической статьи
Тематическая неограниченность
газетно-публицистического
Тема данной работы довольно разносторонняя. Здесь рассматривается взаимодействие новой журналистики от её предшественницы, взаимоотношения журналистики и власти в СССР и наши дни, говорится о цензуре и гласности, о вкусах и интересах к жизни страны и её народа, о представлениях современной российской журналистики.
Говоря об оформлении текста, хочется отметить, что он занимает 2 страницы и напечатан колонками (на каждой странице 5 колонок). Статья тематически разделена на шесть частей, каждая начинается со слова, первая буква которого превышает остальные в несколько раз. Перед самой статьей помещен небольшой анонс всей работы. На втором листе помещена фотография мальчика из авторского альбома лауреата премии СЖ РФ Павла Кривцова «Русский человек. Век XX». Мальчик стоит у оконной рамы, а под фотографией подпись «каким увидит окружающий мир этот мальчик, во многом зависит от нас, журналистов». Соотношение и взаимное расположение частей статьи логически последовательно. Нет отступления от темы и ссылок на другие статьи.
Авторами мастерски используется различные стилистические фигуры с целью усиления выразительности и оживленности речи. Создатели статьи не раз прибегали к такому художественному средству как инверсия: «Нельзя отказать им в праве быть на виду, стать публичными людьми», «Прежде внимательному читателю было достаточно видеть два абзаца, чтобы определить автора материала» и др. Также употреблен вопрос с целью привлечения внимания, а не получения ответа, т.е. риторическое обращение: «Но стоит ли журналисту положить жизнь на то, чтобы его материалы так часто притворялись расследованиями, вместо того, чтобы хоть раз расследованиями стать?», «Информировать, а не воспитывать?».
Далее хочется перейти непосредственно к анализу языковых средств, использованных в тексте. Проводить анализ мы будем, придерживаясь следующего плана:
Далее переходим к лексическому анализу языковых средств в данной публицистической статье. Лексика данного стиля отличается стилистическим богатством и тематическим многообразием. Поэтому мы предлагаем рассматривать лексику анализируя отдельные языковые средства. Делать это мы будем придерживаясь определенного плана:
Для начала мы решили обратиться к нейтральной, книжной и разговорной лексике в статье. В ходе анализа нами было выявлено множество лексических единиц, которые представляют все стилистическое многообразие современного русского литературного языка. В основном в статье «Апрельские тезисы» доминирует нейтральная лексика. Это свойственно каждой публицистической статье. Нейтральная лексика – необходимая основа любой публицистической статьи. Такие слова образуют фон, на котором выделяются стилистически окрашенная лексика. Например, новый, сказать, она, журналист, слово, видеть, старый, сделать, люди, мы и др. Функция сообщения определяет употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая, экономическая - вообще концептуальная лексика. Например, слова-термины: бизнес, идеология, разгосударствление и многие другие - стали лексемами, постоянно встречающимися на газетных страницах, в том числе и нашей статьи. В принципе, весь спектр литературного языка открыт для публицистики. Но главный критерий употребления, отбора речевых средств – общедоступность. Поэтому нейтральная лексика преобладает в газетной статье.
Также следует отметить, что количество присутствующих в исследуемой статье языковых единиц, которые в словаре числятся с пометой книжн. (книжные) достаточно велико. Использование в газетной статье таких слов носит функциональный характер. Это делается для того, чтобы читающий смог выделить среди общей нейтральной лексики важную, значимую информацию. Приведем примеры употребления таких слов в исследуемой статье.
В этом предложении слово симптом является примером употребления книжной лексики в публицистике. Чтобы раскрыть функцию этой языковой единицы, мы обратились к толковому словарю Д.Н.Ушакова. Миссия - жизненная, историческая роль какого-нибудь деятеля или общественной группы (книжн.). Отсюда мы можем определить, что автор статьи хотел заострить внимание именно на важнейшей роли прессы, которая следует из того, что пресса достаточно слаба и невлиятельна.
Информация о работе Сравнительный анализ языковых средств в научном и публицистическом стиле