Сравнительный анализ языковых средств в научном и публицистическом стиле

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Научно-техническая революция и стремительное развитие журналистики в наше времени оказывает глубокое влияние на развитие и функционирование языка. Поэтому, популяризация научных знаний и средств массовой информации имеет огромное значение для общества.
Цель научных статей – углубление знаний научных основ среди читателей определенных профессий и специальностей, с определенной степенью подготовки. Этим научная публицистика существенно отличается от научно-популярных и публицистических статей, направленных на широкий круг читателей.

Работа содержит 1 файл

Русский .doc

— 191.00 Кб (Скачать)
 

Курсовая  работа

По  курсу «Русский язык и культура речи»

На  тему: «Сравнительный анализ языковых средств в научном

и публицистическом стиле»      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 

Введение 
 

     Научно-техническая  революция и стремительное развитие журналистики в наше времени оказывает глубокое влияние на развитие и функционирование языка. Поэтому, популяризация научных знаний и средств массовой информации имеет огромное значение для общества.

     Цель  научных статей – углубление знаний научных основ среди читателей определенных профессий и специальностей, с определенной степенью подготовки. Этим научная публицистика существенно отличается от научно-популярных и публицистических статей, направленных на широкий круг читателей.

     Научные статьи очень требовательны и строги в содержании, т.к. содержат большое количество научных терминов и сложных синтаксических конструкций. Публицистические, в свою очередь, не менее требовательны к ясности и выразительности иллюстративного материала, играющего в них роль массовой информации, но, тем не менее, имеют сравнительно простое внутреннее построение, которое дает читателям возможность ясней понять их содержание.

     Данная курсовая работа посвящена анализу языковых особенностей публицистического и научного стилей. Целью работы является сравнение двух стилей современного русского литературного языка: научного и публицистического, выявление в них определенных языковых средств и рекомендации к употреблению.

     Исходя  из поставленной цели мы сформулируем наши задачи. Задачей курсовой работы является изучение особенностей системы языковых средств научной и публицистической информации в журнальных, газетных и научных статьях в их монологических и диалогических разновидностях. Актуальность исследования обусловлена ориентацией на коммуникативно-прагматическое изучение текста и языка, связанное с теорией коммуникативно-речевой деятельности, функциональной стилистикой и типологией текста.

     В работе также поставлена актуальная для лингвостилистики проблема взаимодействия функциональных стилей языка: газетно-публицистического и научного. С более широких позиций указанная проблема связана с общесоциальной направленностью современной науки, с задачей распространения и популяризации научных знаний в обществе с помощью средств массовой информации. С точки зрения лингвистики такое взаимодействие означает трансформацию научного функционального стиля под влиянием газетно-публицистического стиля, что вызывает появление в стилистике «промежуточных» речевых жанров, каковым является например речевой жанр «журнальной научно-популярной статьи».

     Объектом  исследования является научный и публицистический стили, как система изложения научной и социальной информации в журналах. Предметом исследования являются языковые средства  двух стилей современного русского языка и их употребление.

     Материалом  работы послужили 2 статьи одинаковой направленности, но имеющие разную целевую аудиторию.

     В данной работе мы пытаемся сопоставить два речевых стиля: публицистический и научный. Таким образом, речевые стили рассматриваются как целесообразный способ и форма переработки, хранения и передачи научной и публицистической информации в сфере журнальной публикации и специализированно научных изданий с целью изучения проблемы взаимодействия функциональных стилей в разных общественных сферах функционирования языка. Также в работе анализируются речевые стили, метод сравнения которых возможно использовать для анализа других речевые стилей.

Глава 1. Стили современного русского языка. Подробное рассмотрение научного и публицистического стилей речи. 
 

1.1.Стиль. Основные понятия и классификация.

      Русский язык – это понятие широкое и всеобъемлющее. На этом языке пишутся научные труды, газетные статьи, законы,  судебные протоколы. Это язык великих писателей и поэтов, которые создавали и продолжают создавать величайшие произведения известные по всему миру.  Наш язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения самых разных мыслей, развития разнообразных тем, создание произведений любых жанров. Однако использовать языковые ресурсы нужно с умом, учитывая языковую ситуацию, цели и содержание высказывания, его адресата. Здесь было бы уместно сослаться с высказыванием  В.Г.Белинского: «каждый из ораторов говорит, сообразуясь с предметом своей речи, и характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты».

      Язык - это инструмент общение людей, и он должен решать такую социальную потребность общества, как снабжение каждой сферы определенными языковыми средствами. Поэтому язык с течением времени дифференцировался на стили, которые соответствуют различным сферам общение людей. Образованный человек фильтрует свою речь в соответствии с определенной речевой ситуацией. Отсюда и возникает необходимость выделять в речи определённые стили.

      Чтобы анализировать стили между собой  и каждый в отдельности необходимо, в первую очередь, разобраться в  сущности понятия стиль.

      Слово «стиль» восходит к греческому существительному «стило» - так называлось палочка, которой писали на доске, покрытой воском. Со временем стилем начали называть почерк, манеру письма, совокупность приемов использования языковых средств. В этом новом значении слово «стиль» было заимствовано всеми европейскими языками. С возникновением семиотики1 было установлено, что категория стиля играет важную роль не только в литературе, но везде, где применяется язык, в том числе в науке.

      В русском языке слово «стиль»  было впервые упомянуто в 1659 году. В наше время «стиль» используется во всех отраслях науки, наполняется новым содержанием. На сегодняшний день в толковом словаре Д.Н.Ушакова выделяется 4 значения слова стиль:

      1) совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-нибудь художника, эпохи или нации;

      2) система языковых средств и идей, характерных для того или иного литературного произведения, жанра, автора или литературного направления;

      3) (переносное значение) характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приемов какой-нибудь работы;

      4) способ летосчисления;

      Ученые-лингвисты  не могут сойтись на определении  стиля, т.к. это понятие очень разностороннее и обширное. В дальнейшем в работе мы будем работать с таким понятием стиля:

      Стиль языка - это типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, соотнесенные с типами социальной деятельности и отличающиеся друг от друга совокупностями и системами различий в степени активности средств языка, достаточными для их интуитивного опознавания в процессе общения.

      Стили языка существуют лишь там, где языковая система предоставляет возможность выбора языковых средств; они появляются вместе с понятием нормы. Каждый стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. В зависимости от сферы применения языка, содержания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевых разновидностей. Изучением функциональных стилей и специфик употребления в них языковых средств занимается стилистика.

      Главная задача стилистики изучение и описание функциональных стилей, их признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их в частные, функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которые использует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации2.

      Проблема  стиля, которую многие исследователи  относят к числу основных в лингвистической стилистике, решается  по-разному. Основным предметом споров является: принципы классификации (а отсюда и число выделяемых стилей). В основу классификации кладутся различные принципы, а также терминология, использованная для обозначения близких понятий, не всегда совпадает, поэтому число выделяемых стилей различно. В.В.Виноградов выделяет три функциональных стиля в соответствии с тремя функциями языка:

    • Функция общения (разговорно-бытовой стиль);
    • Функция сообщения (научный и официально-деловой стили);
    • Функция воздействия (публицистический и литературно-художественный);

      Данный подход нельзя считать совершенной, т.к. мы обращаем внимание на некоторые изъяны. Во-первых, функция общения реализуется во всех стилях языка. Во-вторых, вторая и третья функции могут иметь место в любом высказывании и любом стиле. В-третьих вопрос о функциях языка и о их числе продолжает оставаться спорным. Классификацию, которая в настоящее время действует в лингвистике, представляет нам  И.С.Шмелёв. Предложенная классификация стилей может быть изображена в виде схемы (см. рисунок 1).

      Таким образом, можно обратиться к определению функционального стиля, данного В.В. Виноградовым и М.Н. Кожиной: "Функциональный стиль – это своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией3».

     Для того чтобы дать более подробный анализ языковых средств научного и публицистического стилей необходимо более подробно разобраться в лексике, грамматике, морфологии и синтаксисе каждого в отдельности.

     1.2. Научный стиль  речи. Его характеристика  и основные особенности

      Научный стиль речи является средством общения  в области науки и учебно-научной деятельности. Особенность такой речи определяется в большей мере  экстралингвистическими факторами: основное предназначение научных произведений – изложение исследовательских данных, знакомство читателя с научной информацией. Это предполагает монологический характер языка науки. Информативная функция данного стиля отражается в жанровом своеобразии: он представлен научной литературой (монографии, статьи, рефераты), а также учебной и справочной. Содержание и назначение каждого жанра разнообразно, но их объединяет общая черта: главнейшей формой каждого из них являются понятия, а языковым выражением мышления служат взгляды, умозаключения, следующее одно за другим в строгой логичной последовательности. Отсюда можно сделать вывод, что научному стилю характерны следующие черты: отвлеченность, обобщенность и логичность. Отвлеченность и обобщенность речи проявляется, главным образом, в лексике: почти каждое слово в научном тексте обозначает не конкретное, а общее понятие или абстрактное явление. Например: На зиму виноград сбрасывает листья, покой длится 2-3 месяца. Как видим, здесь слово виноград  указывает не  вид растения, а не на конкретное растение. В художественном же тексте перед нами бы престало конкретное растение со своими неповторимыми признаками. И это бы было не простое растение, а неких художественный образ. Если художественная речь подчеркивает в слове конкретное и образное, то научная – общее и абстрактное. Научная речь не только отбирает из языка слова с общим и абстрактным значением, но и изменяет значение употребительных слов в соответствии со своими принципами. Так, например, у многих глаголов в научной речи ослабляется лексическое значение, а его конкретный смысл стирается и обобщается. Такие глаголы превращаются в своеобразные связки, которые могут соединять любые понятия, представляя различные научные сообщения. К ним относятся, например, глаголы характеризовать, служить и др.

     Лексика научного стиля состоит из трех основных пластов: общеупотребительных слова (один, сначала, работа и т.д.); общенаучных (эксперимент, анализ, исследовательский и т.д.) и специальных терминов (синтаксис, митоз, молекула и т.д.). Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Терминологическая лексика составляет «ядро научного стиля», это наиболее существенный признак языка науки. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20% общей лексики данного стиля. Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением. О.Д. Митрофанова отмечает, что научная лексика однообразна и однородна, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Так, по ее данным, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182, атом - 1011, ион - 947 и пр. 4. Близки к терминам номенклатурные наименования, которые также употребительны в книжных стилях, и в научном в частности. Как замечает А.В.Барандеев5, термины не стоит смешивать с номенклатурными обозначениями, поскольку термины образуют терминологию – систему единых, однородных, взаимообусловленных элементов, а номенклатура – это собрание разнородных, внутренне не связанных элементов в пределах целого. Номенклатура (от лат. nomenclatura – перечень, роспись имен) – понятие более широкое, чем терминология, к номенклатуре должны относится наименования таких понятий, предметность которых ярко выражена. Для научного стиля показательно употребление слов в их точных значениях (перенос названий здесь исключается), отказ от эмоционально-экспрессивной лексики (слов ласкательных, уменьшительных и т.п.), от сниженных, нелитературных слов.

     Грамматический  строй научного стиля также весьма разнообразен. Охарактеризуем его морфологические  особенности. Речь научных сочинений  носит, как правило, именной характер, что приводит к количественному преобладанию имен существительных, прилагательных перед глаголом и к употреблению разного рода отглагольных оборотов и слов. Распространены словосложение, калькирование, заимствование словообразовательных элементов – суффиксов, приставок (-изм, -ист, анти-, поли-). Причастия и существительные часто заменяют личные формы глагола и инфинитив (решить - решение). В научной литературе преобладают глаголы с ослабленным лексико-грамматическим значением времени, лица, числа, о чем свидетельствует синонимия структур предложения. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному.

Информация о работе Сравнительный анализ языковых средств в научном и публицистическом стиле