Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:55, реферат
Книжное дело существовало за много столетий до появления книгопечатания. Рукописная книга как средство выражения общественного сознания оказывала влияние на развитие и формирование идей и знаний, однако круг её действия был крайне ограничен. Изобретение И. Гутенбергом европейского способа книгопечатания (середина 15 в.) открыло новую эру в истории книги; печатное слово стало важным фактором общественного развития.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Истоки становления и развития издательств в советское время …….5
1.1. Издательское дело в период становления СССР ……………………5
1.2. Издания в военные годы ……………………………………………..8
1.3. Развитие издательств в послевоенное время ………………………..9
2. Демократизация издательской деятельности в России …………......12
2.1 Закон "О печати и других средствах массовой информации" …….12
2.2 Закон "О средствах массовой информации" ………………………..13
2.3 Постановление Совета Министров РСФСР "О регулировании
издательской деятельности в РСФСР" ………………………………….13
2.4 Закон "Об авторском праве и смежных правах" и др. ……………..13
3. Современная издательская система России ………………………….15
3.1 Количество действующих издательств ……………………………..15
3.2 Распределение мощностей …………………………………………..15
3.3 Издательство и государство …………………………………………16
3.4 Формы государственной поддержки книгоиздания ……………….17
3.5 Издательство и государство в России ………………………………19
Заключение ……………………………………………………………….23
Библиографический список ……………………………
Советские издательства делятся: по своему профилю на два основных типа — универсальные, то есть осуществляющие издание литературы по всем или многим разделам книжного ассортимента ("Наука", "Прогресс" и др.), и специализированные — по тематическому принципу ("Искусство", "Медицина", "Стройиздат" и др.); по читательскому назначению ("Детская литература", "Молодая гвардия" и др.); по виду изданий ("Советская энциклопедия", "Просвещение").
Материальной базой
Принятие Закона "О печати и других средствах массовой информации" произвело впечатление разорвавшейся бомбы в день его публикации на страницах печати, поскольку главные демократические нормы этого документа были заложены буквально в его первой статье и в первых строках этой статьи, которые гласили:
"Ст.1. Свобода печати
Печать и другие средства массовой информации в СССР свободны.
Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любой форме, включая печать и другие средства массовой информации.
Цензура массовой информации не допускается"3.
Принятие закона о свободе печати в России в тот период было не только желательным, но и крайне необходимым для эффективного продвижения общества по демократическому пути. Он содержал целый комплекс юридических норм и установлений, позволявший регулировать на правовой основе деятельность всех средств массовой информации и базировался на трех китах: свободе СМИ, плюрализме учредителей и отсутствии указаний на необходимость испрашивать разрешение на ведение информационной деятельности.
В декабре 1991 г. после распада союзного государства был принят Закон "О средствах массовой информации", который по сравнению с предыдущим содержал более четкие определения основных терминов (массовая информация, средства массовой информации, редакция, издатель и пр), более обоснованные и аргументированные положения, включал в себя гораздо более широкий круг проблем, отражавших практику применения союзного закона.
Затем последовало Постановление Совета Министров РСФСР "О регулировании издательской деятельности в РСФСР", которое установило, что издательская деятельность на территория РСФСР осуществляется на основании лицензии, за выдачу которой с издательства взимается лицензионный сбор, а средства от его уплаты направляются равными, по 50%, долями в государственный бюджет и на дополнительное внебюджетное финансирование развития федерального и местного книгоиздания, увеличение выпуска учебной, детской, научной, справочной и другой социально значимой литературы.
Начало 90-х годов прошло под знаком расширения законодательных основ издательской деятельности. К числу наиболее важных и нужных законов, появившихся в это время в области регулирования издательской деятельности, безусловно, относится Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", принятый 9 июля 1993 г. Он регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Уже в этом документе многие нормы соответствовали принципам международного авторского права, в частности, отвечали требованиям Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в части сроков действия авторского права (в течение всей жизни автора и пятьдесят лет после его смерти). Был принят еще целый ряд законов, так или иначе способствующих развитию издательской активности, а самое главное - создающих солидный фундамент для строительства основ гражданского общества. Одно только перечисление этих законодательных актов дает достаточно ясное представление и о широте охватываемых ими проблем, и о характере и способах их решения. Среди новых актов можно назвать Законы РФ "О библиотечном деле" (декабрь 1994), "Об обязательном экземпляре документов" (декабрь 1994), "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (декабрь 1995), а также постановление Правительства РФ от 12.10 1995 г. № 1005 "О федеральной целевой программе "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах".
Таким образом, к рубежу тысячелетий
в России создана достаточно солидная
правовая база, способствующая дальнейшему
развитию издательской системы и
ее полноправному функционированию
Демократизация оказала
Однако количество действующих издательств примерно втрое меньше числа зарегистрированных и получивших лицензию. В 1998 г. оно достигло своего максимума (6352), однако кризис августа 1998 г. привел к тому, что более одной тысячи издательств прекратили свою деятельность, и по итогам работы в 2000 г. их насчитывалось немногим более 5 тыс. Они расположены почти в 300 городах России.
В то же время обращает на себя внимание тот факт, что основное число издательских организаций сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в 2000 г. почти половина всех издательств функционировала в Москве, и более 10% - в Санкт-Петербурге, а на всю остальную Россию приходилось менее 2 тыс. издательств и издающих организаций. Такая "расстановка сил" в издательском сообществе усугубляет проблемы книгораспространения.
Крайне неравномерно распределены мощности и в самом издательском сообществе. Если принять общий выпуск книг и брошюр в 2000 г. за 60 тыс. названий (фактически 59 543 названия), а число действующих издательств за 5000 (фактически 5110), то получается, что каждое издательство выпускало в среднем 12 названий в год. Это довольно высокий показатель, однако, на самом деле большинство из этих 5 тыс. издательств - это мелкие и средние структуры, зачастую осваивающие не более одного-двух проектов в год. В то же время существуют три-четыре десятка издательств-гигантов, концентрирующих у себя выпуск десятков и сотен названий и выпускающих их миллионными тиражами, причем в своей совокупности они делают 55% всего объема российского книгопроизводства. Более того, на долю всего пяти издательств - "ACT", "Дрофа", "Олма-Пресс", "Просвещение" (государственное издательство) и "Эксмо" - приходится почти 33% совокупного тиража по стране.
По ситуации на сегодняшний день книгоиздательский бизнес преимущественно можно характеризовать как малый и средний, низкорентабельный и малобюджетный. Издательство, выпускающее 200 оригинальных наименований книг в год (оборот 1,5-2 млн долларов), считается крупным. Таких лишь несколько десятков. Средний срок возврата средств, вложенных издательством в производство среднестатической книги, - более полугода. В силу отсутствия у большинства издателей своих торговых сетей отпускная цена книги по пути от издателя к читателю в среднем утраивается. Большая часть прибыли оседает у торговцев-посредников. "Налицо тенденция к формированию картельной модели книжного бизнеса, к поглощению мелких издательств более крупными, имеющими свои реализационные сети и типографские мощности"4.
В условиях демократической политической системы и рыночной экономики издательства ведут свою деятельность независимо от государства. Свобода издательской деятельности постоянно декларируется как самими субъектами ее, так и различными профессиональными объединениями издателей на всех уровнях - от регионального до мирового. В Уставе Международной ассоциации издателей указывается, что предметом первоочередной заботы этой организации является: "Поддерживать и защищать право издателей на публикацию и распространение продуктов их интеллектуальной деятельности в обстановке полной свободы при условии, что они будут соблюдать все законы и правила, относящиеся к этой деятельности, как в пределах собственной страны, так и в международном масштабе. Ассоциация считает своим долгом всеми силами противостоять любым попыткам или угрозам ограничить эту свободу"5.
С другой стороны, издатели многих стран нуждаются в поддержке со стороны государства, особенно при выпуске так называемых социально значимых видов литературы, так или иначе ориентированных на удовлетворение потребностей всего общества. Таким образом, отношения издателей с государством носят диалектически противоречивый характер, модуль которого сводится к тому, чтобы вовлечение государственных органов в проблемы издательского сообщества ограничивалось протекционистскими мерами, но не переходило границ творческой самостоятельности издательских структур.
Можно говорить о двух формах государственной поддержки книгоиздания: прямой и косвенной. Под прямой поддержкой подразумевается использование государственных субсидий для развития книгоиздания в целом, для осуществления отдельных издательских проектов, особенно носящих ярко выраженный национальный характер, для поддержания книготорговых фирм и библиотек, а также для поощрения экспорта книг, прав, издательских и полиграфических услуг.
Системы прямой государственной поддержки действуют во Франции, Испании, Италии, Португалии, некоторых скандинавских странах, Южной Корее, Бразилии, Канаде.
Однако основной и предпочтительной формой государственного протекционирования издательского дела во многих странах является применение разнообразных средств косвенной поддержки, которые распространяются либо на всю издательскую систему в целом, либо на ее отдельные подсистемы - научную, учебную и т.д. Среди этих средств наиболее важное место принадлежит государственной политике в области налогов. Основные преимущества издательства получают при уплате налога на добавленную стоимость. В ряде стран - Аргентине, Бразилии, Великобритании, Гане, Индонезии, Ирландии, Кении, Колумбии, Мексике, Новой Зеландии, Норвегии, Швейцарии, Южной Корее и др. - налог на добавленную стоимость в книжном деле вообще не взимается. В подавляющем большинстве европейских стран ставки НДС на книги значительно ниже, чем на другие товары. Так, в Германии при номинальной ставке НДС в 16% размер этого налога на книги составляет 7%, во Франции эти ставки составляют соответственно 19,6 и 5,5%, в Греции - 18 и 4%, в Испании - 16 и 4%, а в Португалии - 17 и 5%. Руководящие органы Европейского Союза в 1991 г. приняли решение о необходимости введения единых ставок налога на добавленную стоимость для всех стран, которые входят в объединенную Европу, причем, при номинальной ставке НДС в 15% для ряда товаров, в том числе тех, основой которых являются объекты авторского права (среди них - издательская продукция), устанавливается пониженная, льготная ставка в 5%. В тех же странах, где НДС на книги не взимается вообще (Великобритания, Норвегия, Швейцария), эту практику было решено сохранить.
С развитием международного сотрудничества в области книгоиздания круг видов государственного и международного протекционизма постоянно расширяется.
В России государственная поддержка издательств осуществляется в обеих рассмотренных выше формах. Прямая поддержка книгоиздания осуществляется на основе Федеральных программ выпуска различных видов социально значимой литературы: учебной, научной (в том числе научно-технической), справочной, детской, литературы на языках малых народов и др. Федеральная программа в виде перечня изданий, выпуск которых осуществляется при поддержке государства, формируется на основе ежегодного конкурса. Заявки, представляемые издательствами, рассматриваются компетентной экспертной комиссией с участием представителей различных ведомств.
Финансирование изданий, включенных в Федеральную программу, осуществляется через Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, причем субсидируются только те затраты (или их часть), которые относятся к полиграфическому исполнению и закупкам бумаги и материалов. Все редакционно-издательские и прочие расходы относятся на счет издателя, участвующего в программе. В рамках Федеральной программы ежегодно поддерживается выход в свет примерно 1,5 тысяч названий.
В декабре 1995 г. был принят Закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", который был ориентирован главным образом на косвенную поддержку СМИ и книгоиздания. "Под государственной поддержкой, - указывалось в тексте Закона, - понимается совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств массовой информации"6. Закон предусматривает налоговое, таможенное, валютное и иные виды регулирования, а также регламентирует особенности приватизации предприятий, обеспечивающих выпуск газетной, журнальной и книжной продукции.
Особое значение для развития издательской системы России во второй половине 90-х годов имело полное освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации книжной продукции, а также редакционной, издательской и полиграфической деятельности по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (то есть по тем отраслям, которые определяют направления деятельности ЮНЕСКО). Кроме того, перечисленные виды деятельности освобождались от налогообложения на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет.