Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:55, реферат
Книжное дело существовало за много столетий до появления книгопечатания. Рукописная книга как средство выражения общественного сознания оказывала влияние на развитие и формирование идей и знаний, однако круг её действия был крайне ограничен. Изобретение И. Гутенбергом европейского способа книгопечатания (середина 15 в.) открыло новую эру в истории книги; печатное слово стало важным фактором общественного развития.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Истоки становления и развития издательств в советское время …….5
1.1. Издательское дело в период становления СССР ……………………5
1.2. Издания в военные годы ……………………………………………..8
1.3. Развитие издательств в послевоенное время ………………………..9
2. Демократизация издательской деятельности в России …………......12
2.1 Закон "О печати и других средствах массовой информации" …….12
2.2 Закон "О средствах массовой информации" ………………………..13
2.3 Постановление Совета Министров РСФСР "О регулировании
издательской деятельности в РСФСР" ………………………………….13
2.4 Закон "Об авторском праве и смежных правах" и др. ……………..13
3. Современная издательская система России ………………………….15
3.1 Количество действующих издательств ……………………………..15
3.2 Распределение мощностей …………………………………………..15
3.3 Издательство и государство …………………………………………16
3.4 Формы государственной поддержки книгоиздания ……………….17
3.5 Издательство и государство в России ………………………………19
Заключение ……………………………………………………………….23
Библиографический список ……………………………
Введение ……………………………………………………………………3
1. Истоки становления и развития издательств в советское время …….5
1.1. Издательское дело в период становления СССР ……………………5
1.2. Издания в военные годы ……………………………………………..8
1.3. Развитие издательств в послево
2. Демократизация издательской
деятельности в России …………....
2.1 Закон "О печати и других средствах массовой информации" …….12
2.2 Закон "О средствах массовой информации" ………………………..13
2.3 Постановление Совета
издательской деятельности в РСФСР" ………………………………….13
2.4 Закон "Об авторском праве и смежных правах" и др. ……………..13
3. Современная издательская
3.1 Количество действующих
3.2 Распределение мощностей …………………………………………..15
3.3 Издательство и государство …………………………………………16
3.4 Формы государственной
3.5 Издательство и государство в России ………………………………19
Заключение …………………………………………………
Библиографический список ……………………………………………..25
Издательское дело - отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции.
Книжное дело существовало за много столетий до появления книгопечатания. Рукописная книга как средство выражения общественного сознания оказывала влияние на развитие и формирование идей и знаний, однако круг её действия был крайне ограничен. Изобретение И. Гутенбергом европейского способа книгопечатания (середина 15 в.) открыло новую эру в истории книги; печатное слово стало важным фактором общественного развития.
Уровень, объём и направление издательского дела определяются материальными, социально-политическими и культурными условиями жизни общества. В данной курсовой работе мы рассмотрим подробнее историю современного развития издательств в России со времен СССР до наших дней.
"Двухтысячный год… можно без преувеличения назвать временем победного шествия книги по планете. Никогда еще в истории книгопечатания объемы книжного производства не были столь впечатляющими, как в истекшем столетии. В 2000 г. в мире было выпущено 1,2-1,3 млн книг и брошюр, то есть почти на целый порядок больше, чем сто лет назад"1.
Лидеры Мирового книгоиздания в 2000 г. (по алфавиту) 2
№ п/п |
Страна |
Количество выпускаемых |
1 |
Бразилия |
50 |
2 |
Великобритания |
120 |
3 |
Германия |
80 |
4 |
Италия |
50 |
5 |
Испания |
60 |
6 |
Китайская Народная Республика |
140 |
7 |
Российская Федерация |
60 |
8 |
США |
70 |
9 |
Франция |
50 |
10 |
Япония |
70 |
Обращает на себя внимание положение и в ряде стран "второго эшелона", где статистической службой МАИ зафиксированы высокие результаты. Среди них Южная Корея, где зарегистрировано рекордное повышение числа выпущенных книг на 73, 5% (36 425 в 1999 г. против 21 тыс. названий в 1990 г), Аргентина (рост за десятилетие почти втрое), Колумбия (такой же результат), Греция (превышение показателя 1990 г. вдвое), Польша (рост - 60%), Таиланд (рост - 50%) и др.
Ориентир российского книгоиздания на 2020 г. - 100-120 тыс. названий (в 2000 г. только две страны перешагнули стотысячный рубеж - Великобритания и Китай, который быстро приближается к отметке 150 тыс. названий).
Что касается тиражей, то согласно нормативу книгопроизводство должно обеспечивать выпуск 45 экз. книг и брошюр на семью… если принять количество членов семьи равным 4, то получим, что в год должно выпускаться 1,8 млрд экз. книг и брошюр. Таков второй ориентир на 2020 г.
Вступление России после отмены крепостного права (1861) на капиталистический путь развития повлекло за собой рост издательского дела и полиграфического производства. Появляются крупнокапиталистические издательские фирмы, быстро растет число типографий, совершенствуется их полиграфическая база, значительно увеличивается число изданных книг.
В середине 80-х гг. 19 в. Россия по производству книг вышла на 3-е место в мире, опередив такие страны, как Великобритания и США. В 1890 в России было выпущено 8636 названий, в Германии 18875, во Франции — 13643, в Великобритании — 5735, в США — 4559.
Великая Октябрьская социалистическая революция, передав в руки государства материально-техническую базу издательского дела — типографии, бумажные фабрики, шрифтолитейные, красочные и др. полиграфические предприятия, создала небывалые в мировой практике условия для успешного развития издательского дела.
Свобода печати из формальной и иллюзорной при капитализме превратилась в фактическую и реальную свободу печати для трудового народа. Социалистическая революция породила принципиально новый тип издательского предприятия, о котором ещё в 1905 говорил В. И. Ленин: «Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами — все это должно стать партийным, подотчетным. За всей этой работой должен следить организованный социалистический пролетариат, всю ее контролировать, во всю эту работу, без единого исключения, вносить живую струю живого пролетарского дела...» (там же, т. 12, с. 101—02). В. И. Ленин стоял у истоков печати и книжного дела страны, своими идеями и практической деятельностью он на многие годы определил пути их развития. Его указания по вопросам партийности печати и литературы нашли всестороннее воплощение в деятельности советских издательств. Ленинская идея партийности составляет главную отличительную черту советского издательского дела.
С принципом партийности
В труднейших условиях Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 было издано свыше 500 названий книг. Значительной была издательская работа военных органов, выпускавших газеты, плакаты, листовки, журналы и книги для воинов Красной Армии. На базе слившихся в 1918 издательств «Прибой», «Жизнь и знание», «Волна» было основано первое крупное советское партийное издательство «Коммунист» (Москва). В 1918 по инициативе М. Горького было создано издательство «Всемирная литература», приступившее к реализации плана выпуска библиотеки классиков мировой литературы. В первые годы после революции в стране насчитывалось до 3 тысяч книжных издательств, в том числе сотни буржуазных частных издательств. Между буржуазными и советскими издательствами шла острая политическая борьба. Большинство буржуазных издательств враждебно приняло новый строй и было закрыто; некоторые издательства (Сытина, братьев Сабашниковых, Гранат и др.), лояльно относившиеся к Советской власти, просуществовали значительное время.
После окончания Гражданской войны и ликвидации военной интервенции вся издательская работа перестраивается в соответствии с новой экономической политикой. Постановлением СНК от 28 ноября 1921 была восстановлена платность изданий, введена книжная торговля. Издательские и полиграфические предприятия переходят на хозрасчёт. В резолюции 11-го съезда партии (1922) была поставлена задача организовать выпуск боевой агитационно-пропагандистской литературы, произведений классиков марксизма, марксистских учебников, литературы для рабоче-крестьянской молодёжи.
В этот период закладываются основы специализированных издательств: создаются новые государственные, партийные и кооперативные издательства, в частности издательства «Красная новь»; «Московский рабочий», выпускавшие агитационно-массовую литературу, издательства художественной литературы — «Земля и фабрика», «Недра», педагогической литературы — «Работник просвещения», издательство юношеской литературы — «Молодая гвардия» и др. В 1926 был начат выпуск Большой советской энциклопедии. Для оказания помощи национальным республикам и областям в Москве было организовано издание книг на языках народов СССР; до 1924 эту задачу выполняли Западное издательство и Восточное издательство Народного комиссариата по делам национальностей, в 1924 на базе этих издательств было создано Центральное издательство народов СССР — Центроиздат.
В 1925 продукция издательств достигла довоенного уровня. В 1927 довоенный уровень был превышен по количеству названий на 26%, по тиражу на 157%.
Социалистическая индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства в конце 20-х — начале 30-х гг. потребовали дальнейшей концентрации издательств, углубления их специализации. Важное значение для развития Издательское дело имело постановление ЦК ВКП(б) от 28 декабря 1928 «Об обслуживании книгой массового читателя», указавшее на необходимость добиться того, чтобы массовая литература была орудием мобилизации народа вокруг основных политических и хозяйственных задач. Выполняя указания партии, советские издательства увеличили тиражи книг с 270 млн. экземпляров в 1928 до 867 млн. экземпляров в 1930.
Большие успехи были достигнуты в издании книг на языках народов СССР. В 1930 удельный вес литературы на национальных языках составил 33,7% по названиям, издание национальных книг сосредоточено непосредственно в республиках и национальных областях.
В 30-е гг. происходит процесс образования новых, реорганизации, укрупнения и передачи в наркоматы ранее созданных издательств; издательства значительно повысили идейно-политический и научный уровень изданий, улучшили их оформление и полиграфическое исполнение. Большое распространение получила общественно-политическая литература. Увеличился выпуск литературы по всем другим отраслям знаний. Среднегодовой выпуск книг в СССР за 10 лет перед войной составил 44 тыс. названий, что намного превышало уровень выпуска книг ряда развитых капиталистических стран.
Великая Отечественная война 1941—45 потребовала от издательств коренной перестройки всей работы применительно к нуждам фронта и тыла. Книги, написанные и изданные в дни войны, пропагандировали справедливый характер войны Советского Союза, мобилизовали усилия народа на отпор врагу. По тематической направленности в изданиях 1941—45 главное место принадлежало военной книге (40% всей книжной продукции страны), исключительно важное значение имела политическая книга. Большую роль в патриотическом воспитании играла художественная литература. За годы войны вышло около 1,7 млрд. экземпляров, в том числе свыше 216 млн. экземпляров общественно-политических изданий, 82,7 млн. экземпляров научной литературы, 273,4 млн. экземпляров художественной и детской литературы.
В сложных условиях начался новый период советского Издательское дело после победоносного завершения Великой Отечественной войны. Заново или почти заново надо было в кратчайший срок сформировать разграбленные или уничтоженные фашистскими захватчиками книжные фонды республик и областей, подвергшихся временной оккупации, быстрейшим образом восстановить всю материально-техническую базу Издательское дело Советский Союз в 1940 выпустил 45 830 названий книг тиражом 462 млн. экземпляров: в 1945 — 18 353 названия тиражом 298 млн. экземпляров. Чтобы достигнуть довоенного уровня, издательствам нужно было увеличить выпуск книг в 2,5 раза по названиям и более чем в полтора раза по тиражу.
В конце 40 — 50-х гг. ЦК партии принял ряд важных решений, направленных на повышение идейного, научного и художественного уровня, а также полиграфического исполнения издаваемой литературы. Исходя из необходимости совершенствования деятельности издательств, полиграфических предприятий и книжной торговли, ЦК КПСС в 1963 принял постановление об улучшении издательского дела в стране.
В 50—60-е гг. были созданы новые издательства, пересмотрена сеть издательств, однородные или малые издательства упразднены.
В основе организации современного советского И. д. лежит принцип наиболее эффективного использования всех издательских возможностей страны. Центральные и республиканские книжные издательства типизированы по тематическому принципу и целевому назначению. Наряду с книжными и книжно-журнальными издательствами широкое развитие получают газетно-журнальные.
В 1971 в СССР действовало 233 издательства, в том числе 179 издательств системы Комитета по печати при Совете Министров СССР (центральные, республиканские, издательства автономных республик, краев и областей), издательства общественных организаций, министерств и ведомств (16 центральных издательств и 15 в союзных республиках), а также издательства двойного подчинения.
Кроме собственно издательств, издательской деятельностью занимаются различные редакционно-издательские отделы научно-исследовательских учреждений, крупные библиотеки, высшие учебные заведения и т. д. В 1971 таких организаций насчитывалось около 4 тыс.; ими выпущено 40067 книг и брошюр (46,9% к общему выпуску) тиражом свыше 82 млн. экземпляров (5,2%), объёмом свыше 344 млн. печатных листов-оттисков (2,1%). По тематике эта литература носит разнообразный характер, но основную массу составляют научно-информационные издания.
За 1918—71 в Советском Союзе всего было издано свыше 2,4 млн. книг и брошюр общим тиражом свыше 38 млрд. экземпляров. В 1971 ежедневно выпускалось в среднем 4,3 млн. экземпляров книг и брошюр, на 100 человек населения страны приходилось 645 экземпляров, книги и брошюры издавались на 65 языках народов СССР и 42 языках народов зарубежных стран; книжная продукция была переведена со 109 языков на 90.