Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:53, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является разработка конструкции стеклянной тары для стеклянной бутылки объемом 750 мл торговой марки «Карл Маркс».Необходимо предложить варианты дизайнерского решения стеклянной тары для серии вин 4 видов (безалкогольное, слабоалкогольное, стандартной крепости, крепленое). Разработать варианты дизайнерского оформления этикеток.
Введение 3
1 Исходные данные к проекту 4
1.1 Описание товара 4
1.2 Назначение и область применения 4
1.3 Анализ прототипа изделия и его аналогов 5
1.4 Определение вариантов возможных конструктивных и эргономических решений 7
1.5 Обоснование выбранных конструктивных решений 8
1.6 Определение вариантов возможных цветографических решений 8
2.Стеклянная бутылка для вина 8
2.1 Стеклянная бутылка для вина 9
2.2 Расчеты 11
2.2.1 Расчет стеклянной банки 11
2.2.2 Расчет коэффициента использования материала для этикеток 12
Заключение 14
Список использованных источников 15
Приложения 16
Белорусский национальный технический университет
Факультет технологий управления и гуманитаризации
Кафедра
«Организация упаковочного производства»
Расчетно-пояснительная записка
к курсовому проекту
по дисциплине «Конструирование и проектирование тары и упаковки»
Тема
проекта: «Разработка стеклянной тары
для пищевых продуктов»
Исполнитель: ст.гр.308316Абмётка А. В.
Руководитель: доцент
Якимович Е.Б.
Минск 2011
Содержание
Целью
данного курсового проекта
Основными задачами являлось проведение исследования аналогичных конструкций и дизайна стеклянной тары для пищевой продукции, выделение их недостатков и преимуществ, обоснование разработанных проектно-конструкторских решений, представление всех возможных вариантов разработки данной конструкции, расчет расхода материала, разработка вариантов дизайнерского оформления этикеток для полиграфии.
Исходные данные к проекту: Вино торговой марки «Карл Маркс». Необходимо разработать конструкцию стеклянной тары объемом 750. Предложить варианты дизайнерского решения стеклянной тары для серии вин 3 видов (безалкогольное, слабоалкогольное, крепленое). Разработать варианты дизайнерского оформления этикеток.
Упаковываемой продукцией является вином торговой марки «Карл Маркс». Компания «КМ» — это отечественный белорусский производитель продуктов питания. С 2010 года компания развивает производство и направляет свои усилия на удовлетворение потребностей людей в качественных и здоровых продуктах.
Требования, предъявляемые к стеклянной таре:
Преимуществом стеклянной тары является то, что ее можно использовать несколько раз. Стекло устойчиво к кислотам, солям и другим веществам, что позволяет фасовать в стеклянную тару любые виды продуктов.
Конструкция
стеклянной бутылки для вин торговой
марки «Карл Маркс» имеет цилиндрическую
форму с пробкой и выполнена по ГОСТ-10117.1-2001
тип XVI. Этот вариант бутылки представлен
на рисунке 1.
Рисунок 1 – Упаковка для вина марки «Карл Маркс»
В
качестве аналога данной продукции выбрана
стеклянная бутылка для вина сухого белого
«Алиготе», , массой нетто 700 мл минского
завода виноградных вин (рисунок 2). Продукция
этого завода широко распространена на
рынке Беларуси.
Рисунок 2 – Упаковка для вина Минского завода виноградных вин
В качестве
второго аналога рассмотрена
стеклянная бутылка для вина «Кадарка
десертная» завода виноградных вин «Дионис» (рисунок 3).
Рисунок 3 – Упаковка для вина «Дионис»
В
процессе выполнения проекта были предложены
несколько вариантов
Одним из первых решений явилась бутылка типа XX стеклянной бутылки из ГОСТ-10117.1-2001 (рисунок 6). Форма бутылки довольно простая.
Рисунок 6- Поисковые варианты конструктивных решений стеклянной бутылки для вина
Следующим решением явилась бутылка типа II на рисунке 7.
Рисунок 7- Поисковые варианты конструктивных решений стеклянной бутылки для вина
После рассмотрения аналогов и поисковых вариантов был выбран представленный на рисунке 8 вариант конструкции
В процессе выполнения работы были предложены 3 варианта цветографических решения. При разработке делался упор на такие моменты как незагруженность поля этикетки, читаемость информации. Этикетка должна привлечь внимание покупателя при первом взгляде и способствовать легкой узнаваемости товара.
Для всех решений форма бутылки одинакова и различаются они этикетками, конрэтикетками (Приложение Б, Приложение В).
Стеклянную бутылку изготавливают механическим выдуванием. Для изготовления стеклянной банки был выбран материал - стекло бесцветное марки Т согласно ГОСТ-10117.1-2001. Номер чертежа стеклянной бутылки для вина БНТУ.КП.308316.01.001
Номер сборочного чертежа стеклянной бутылки для вина БНТУ.КП.308316.01.000.СБ
Стекло – очень древний упаковочный материал. Стеклянная тара – изделия из стекла, предназначенные для расфасовки, хранения, транспортировки, реализации продуктов питания и напитков.
Стеклянные банки должны быть хорошо отожжены, быть термически стойкими, выдерживать без растрескивания перепады температур от +400 до 1000С. Банки являются массовой многооборотной тарой, используемой главным образом для консервирования плодовоовощных и других продуктов питания.
Технология
производства стеклянных изделий представляет
собой несколько последовательных
процессов и представлена на рисунке 11.
Рисунок 11- Схема производства стеклянных изделий
Процесс выдувания широкогорлой тары
отображен на рисунке 12. После формирования
горла I изделия раздувается пулька (промежуточная
заготовка)II, которая передается в чистовую
форму III, где и происходит окончательное
выдувание готового изделия IV.
Рисунок 12 – Схема механизированного выдува широкогорлых изделий
Затем осуществляется передача тары на транспортер и подготовка формового комплекта к приему новой капли стекломассы. Рассчитанный режим отжига должен обеспечить снятие внутренних напряжений до значений, гарантирующих сохранность изделий в процессе дальнейшей обработки и эксплуатации.
2.2.1 Расчет стеклянной бутылки
Расчеты геометрических параметров разрабатываемой бутылки проводились исходя из заданного объема в 750 мл. Сложная форма бутылки была подразделена на более простые и затем вычислили их суммарный объем с учетом толщины стенки в 3 мм и толщины дна в 4 мм. Объем данной бутылки можно рассматривать как объем усеченного конуса и объем цилиндра.
V1 = 1/3πh(r²+r*r+r²)=65
мл; V2= πr²h=723.508 мл;
Vвнутр. =790мл
V2=1/3πh(r²+r*r+r²)=70 мл; V2= πr²h=968,763 мл; Vвнешн. =1040мл
Для бутылки заданного объема допускается отклонения по номинальной вместимости ±10мл.
Зная плотность стекла марки Т (ГОСТ-10117.1-2001) ρстекла = 2,5г/см3 , рассчитана масса готового изделия:
Mбутылки
=(Vвнешн -Vвнутр)·ρ=(1040-790)
2,5=625 г.
2.2.2Расчет коэффициента использования материала для этикеток
Площадь этикетки:
(47х19)+(7х31)=1110 мм2
Масса одной заготовки:
100×0,11=11 г
Площадь контрэтикетки:
(37х30)+2(1/2х7х30)=1320 мм2
Масса одной заготовки:
100×0,132=13,2 г
Параметры этикетки: 50×47 мм (длина на ширину). Параметры контрэтикетки: 51×34 мм (длина на ширину).
Бумага этикеточная изготавливается в рулонах и листах. Выбираем листовой материал с заданным рядом размеров листов: 570х880, 740х930, 790х1080, 800х1000, 840х1080, 840х1150, 980х710, 1100х850, 1150х600, 1150х710, 1180х740, 1180х930, 1180х970. После проведения расчетов, выбираем листы с наиболее оптимальными параметрами расположения разверток. Дополнительное отклонение по ширине и длине листа не должно превышать 10 мм. По периметру заготовки учитывается припуск 5 мм.
Расчет коэффициента использования материала для контрэтикеток:
(980-20):34=28,2-по ширине листа можно разместить 28 разверток
(710-20):51=20,8-по длине листа можно разместить 20 разверток
Ким=(28*20)*1320/980*710=
(1150-20):34=33 - по ширине листа можно разместить 33 развертки
(600-20):51=11,4- по длине листа можно разместить 11 разверток
Ким=(33*11)*1320/1150*600=
(1180-20):34=34,1- по ширине листа можно разместить 34 развертки
(740-20):51=14,1- по длине листа можно разместить 14 разверток
Ким=(34*14)*1320/1180*740=
Наибольший
коэффициент использования
Расчет коэффициента использования материала для этикеток
Произведен расчет и подбор наиболее предпочтительных размеров листов для позиционирования развертки: 790х1080 (Ким=43,7%), 840х1080 (Ким=43,6%), 1150х600 (Ким=42%), 1150х710 (Ким=42%). Коэффициент использования материала получен достаточно низкий из-за сложной формы этикетки. После специальной компоновки разверток на листе 790х1080 получено, что по ширине можно разместить 17 этикеток, а по длине- 32 этикетки.
Информация о работе Разработка стеклянной тары для пищевых продуктов