Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:49, реферат
Даже психологи не всегда могут объяснить, почему некоторые люди иногда только планируют, но ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие воли в психологии………………………………………6
I.1. Воля: многообразие понятий и теорий……………………………………...6
I.2. Волевое действие и его структура………………………………………….10
Глава II.Проявления воли. Волевые качества и способы их развития...16
II.1. Признаки и проявление воли у человека………………………………….16
II.2. Развитие воли у человека…………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….25
Приложение 1…………………………………………………………….26
Приложение 2…………………………………………………………….27
Приложение 3…………………………………………………………….28
Глоссарий…………………………………………………………………30
Приложение 1
Таблица 1. Волевые особенности личности (по К.К.Платонову)
Волевые свойства |
Цель и стремление к ней |
Возможности и мотивы |
Борьба и выбор мотивов |
Решение |
Осуществление решения |
Сильная воля |
Четкое осознание цели. Интенсивное стремление |
Достаточные |
Обоснованные и быстрые |
Обоснованное, с интенсивным стремлением |
Стойкое |
Настойчивость |
Отдаленная , с интенсивным стремлением |
Нормальные |
Очень стойкое | ||
Упрямство |
Объективно - неоправданная |
Определяются не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением |
Необоснованное с интенсивным стремлением |
Стойкое | |
Податливость |
Легко меняющаяся |
Определяются внушающим влиянием других лиц |
Легко меняется |
Различное | |
Внушаемость |
Отсутствуют |
Дается извне |
То же | ||
Решительность |
Четкое осознание цели. Интенсивное стремление |
Достаточные иногда чрезмерные |
Быстрые, но не всегда обоснованные |
Четкое и устойчивое |
Стойкое |
Нерешительность |
То же |
То же |
Длительные |
Отсутствует или часто меняется |
Отсутствует |
Слабоволие |
Нечеткое , со слабым стремлением |
Нечеткие |
Незавершенные |
Без стремления к его выполне- нию |
Нестойкое |
Приложение 2
Таблица 2. Проявление в учении волевых качеств учащимися с разным отношением к учению (в процентах от общего числа изученных учащихся)
Волевые качества |
Занимаются с интересом |
Учатся по обязанности |
Целеустремленность |
81,8 |
12,8 |
Инициативность |
64,7 |
15,1 |
Организованность |
78,5 |
17,3 |
Дисциплинированность |
86,5 |
32,4 |
Настойчивость |
81,8 |
12,8 |
Выдержка |
73,1 |
17,7 |
Решительность |
66,1 |
13,7 |
Самостоятельность |
81,8 |
21,7 |
Смелость |
65,4 |
20,0 |
Исполнительность |
85,2 |
29,7 |
Приложение 3
Тест. Волевой ли ты человек?
Постарайтесь ответить на вопросы с максимальной откровенностью (можно использовать три варианта ответа: «да»; «иногда случается/ не знаю / затрудняюсь ответить»; «нет»):
1.В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?
2.Преодолеваете
ли вы без особых усилий
внутреннее сопротивление,
3.Когда попадаете в конфликтную ситуацию в школе или дома, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
4.Если сверстники
предложат вам попробовать
5.Найдёте ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
6.Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы рассказать о том, что вы видели?
7.Быстро ли вы выполняете обещание?
8.Если у вас вызывает страх посещение зубного врача, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
9.Будете ли вы придерживаться диеты, избегая кулинарных соблазнов, если это настойчиво рекомендует вам врач?
10. Сдержите ли вы обещание, данное сгоряча, даже если выполнение его приносит вам много хлопот?
11. Без колебаний ли вы отправляетесь с друзьями куда-либо?
12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
13. Относитесь ли вы неодобрительно к тем, кто подолгу не возвращает взятое на время?
14. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение домашнего задания?
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова?
0-12 баллов. С силой воли дела у вас обстоят неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чём-то может навредить вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известным выражением: «Что мне – больше всех надо?» Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете почти как физическую боль. Дело не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учётом такой оценки. Может быть, это поможет вам кое-что изменить в своём характере. Если удастся – от этого вы только выиграете.
13-21 балл. Сила воли у вас средняя. Если столкнётесь с препятствием, то начнёте действовать, чтобы преодолеть его, но если найдёте обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуйте, но и данное вами слово сдержите. Неприятную работу постарайтесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмёте. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам педагогов, не с лучшей стороны характеризует вас и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.
22-30 баллов. С
силой воли у вас всё в
порядке. На вас можно
Глоссарий
Во́ля – свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целях;
Воля – свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям;
Действие – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме;
Действие речевое – осуществляется как громкая речь или внешняя речь про себя, которые различаются по свей функции: сообщение чего-либо другому или себе;
Действия умственные – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания;
Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе коих происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношенной субъекта в предметной действительности. В деятельности с точки зрения ее структуры принято выделять движения и действия;
Дисциплинированность – волевое свойство личности, проявляющееся и как кратковременный процесс, и как состояние, благодаря которому человек действует в соответствии с законами, нормами и правилами;
Дифференцировать – различать, проводить различия;
Исполнительность – качество воли, проявляющееся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений;
Корреляция – соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов, явлений или понятий;
Многофункциональность – универсальность;
Настойчивость – способность совершать многократные волевые действия в течение длительного времени для достижения определенной цели;
Процесс (лат. processus - прохождение, продвижение) - 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достижения к.-л. результата;
Психология - (от греч. psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем – психическом – мире человека;
Развитие – качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека;
Регуляция - упорядочение, нормализация;
Решимость – это полная уверенность в исполнимости решения;
Самообладание – проявление тормозящей функции воли, заключающееся в подавлении таких состояний человека, которые препятствуют достижению поставленной цели;
Смелость – проявление силы воли для преодоления опасных для благополучия и жизни человека препятствий;
Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частного к целому;
Стимул – воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (реакцию) и относящееся к ней как причина к следствию;
Учение – деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний;
Феномен (от греч. phainomenon – являющееся) - 1) необычный, исключительный факт, явление; 2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена);
Философия (греч.; букв. любовь к мудрости) – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру;
Целеполагающее действие – то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конкретного результата деятельности;
Цель – то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конкретного результата деятельности.*
*Источники:
1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
2. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.
3. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.
4. Психологический словарь/ http://psychology.net.ru/
1 Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2007. – с. 311.
2 Мэй Р. Экзистенциальные основы психотерапии / Экзистенциальная психология. Экзистенция. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – с. 61.
3 Психология./ Отв. Ред. А.А. Крылов. – М., 2009. – с.312.
4 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер Ком, 1999. – с.208.
5Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. Т. 1: Общие основы психологии– 4-е изд., - М.: Издательство «ВЛАДОС», 2003. – с.424.
6 Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М.,1988. – с.187.
7 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения.- М.: Изд. АН СССР, 1967 – с.486.
8 Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб. : Издательство «Питер», 2008. – с.369.
9 Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб. : Издательство «Питер», 2008 – С. 374.
10 Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. Т. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 4-е изд., - М. : Издательство «ВЛАДОС», 2003. - С. 429
Информация о работе Понятие, признаки и проявление воли у человека