Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:49, реферат
Даже психологи не всегда могут объяснить, почему некоторые люди иногда только планируют, но ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие воли в психологии………………………………………6
I.1. Воля: многообразие понятий и теорий……………………………………...6
I.2. Волевое действие и его структура………………………………………….10
Глава II.Проявления воли. Волевые качества и способы их развития...16
II.1. Признаки и проявление воли у человека………………………………….16
II.2. Развитие воли у человека…………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….25
Приложение 1…………………………………………………………….26
Приложение 2…………………………………………………………….27
Приложение 3…………………………………………………………….28
Глоссарий…………………………………………………………………30
5) исполнительность –
качество воли, проявляющееся в
точном, неукоснительном и
6) терпение и выносливость – также волевые качества, необходимые для целенаправленного достижения результатов;
7) дисциплинированность
– свидетельство волевых
Каждое из волевых
качеств имеет свой антипод –
качество, свидетельствующее о
Сильная воля, проявляющаяся в самообладании, смелости, настойчивости, выносливости и терпении, называется мужеством.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств(Приложение 1).
Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.
Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это – ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.
Необходимо более подробно рассмотреть такой процесс. как план принятия решения. Он может быть схематичен или более развернут и осознан – это зависит как от личностных волевых качеств человека, так и от ситуации, требующей принятия решения.
Некоторые люди,
исполняя решение, стараются предусмотреть
все возможные факторы
Что же касается взаимосвязи планирования действий и волевых качеств личности, то закономерности здесь следующие. Склонность к подробному следованию плану, довлеющему над волей, лишает ее гибкости. План жестко обусловливает волю, она в свою очередь жестко обусловливает поведение человека. В результате отсутствие гибкости воли приводит к отсутствию гибкости поведения, а это не дает возможности своевременно и адекватно реагировать на изменение обстоятельств.
Однако следует отметить, что формированию волевых качеств личности может воспрепятствовать неправильное воспитание ребенка. Существуют две крайности в воспитании, которые весьма неблагоприятны для развития волевой сферы:
1) ребенок был
избалован, все его желания
и капризы беспрекословно
2) ребенок, напротив, был подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, его инициативность подавлялась, и поэтому, повзрослев, он стал неспособным к принятию самостоятельного решения.
Родители, желающие видеть своего ребенка успешным, должны вовремя позаботиться о развитии его воли. Для этого необходимо избегать вышеуказанных крайностей и, кроме того, всегда объяснять ребенку, даже маленькому, чем вызваны требования, решения, запреты, которые предъявляют к нему взрослые, в чем заключается их целесообразность (Приложение 2)13.
Если же волевая сфера субъекта не только сильна, но и обладает достаточной гибкостью, то он для достижения конечного результата сможет откорректировать изначальный план действий и внести в него все те изменения, которые в силу вновь обнаружившихся обстоятельств окажутся необходимыми для оптимального достижения цели14.
Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
1) преобразование
непроизвольных психических
2) приобретение человеком контроля над своим поведением;
3) выработка волевых качеств личности;
4) а также
с тем, что человек
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии – планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли15.
А.М. Горький советовал тренировать разум и волю так же, как человек тренирует тело.
При желании хорошей школой укрепления воли может быть обычный, повседневный труд, в том числе и учебный. Если в работе или в учении есть немалые трудности, то преодоление их служит прекрасным средством воспитания волевых качеств. Очень хорошо об этом сказал, обращаясь к молодежи, Герой Советского Союза летчик А.П. Маресьев: «Иногда меня просят: расскажите, как вы ползли с отмороженными ногами и как это у вас хватило упорства снова сесть за руль самолета... А меня так и подмывает сказать в ответ: а не лучше ли я расскажу вам о суффиксах? Да, да, о суффиксах, над которыми я бился до одурения. Когда после войны я начал учиться в академии, обнаружилось, что я основательно забыл кое-что из того, что проходил в школе. Особенно плохо обстояло дело с грамматикой. И немало пота я пролил, прежде чем одолел ее! Конечно, это вещи разные – сидеть над учебником и вести в бой самолет, но иной раз уж очень похожи качества, которые требуются для того, чтобы хорошо делать эти непохожие друг на друга дела».
Итак, для воспитания воли нужна постоянная, систематическая работа над собой, которую необходимо начинать как можно раньше. Надо помнить, что волевые качества личности формируются в волевой деятельности. Поэтому труд всегда был и будет лучшим средством укрепления воли. Очень важно доводить каждое дело до конца, продумывать свои действия, не принимать невыполнимых решений, но, приняв решение, во что бы то ни стало добиваться его выполнения. Воспитание воли зависит и от цели, которую человек перед собой ставит. Осознание поставленной цели поможет закалить волю.
Необходимо также воспитать в себе привычку строго следить за собой, контролировать свою работу и поведение. Тренировать колю надо, прежде всего преодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т. п.). Каждый успех в этом отношении внушает человеку веру в себя, делает его более волевым. Этому способствует правильный образ жизни, режим дня, общее укрепление нервной системы, физическая и психическая закалка, которая заключается в постоянном упражнении своего волевого усилия.
Воля – это многогранный психический процесс. Особенности изучения воли в историческом аспекте и выделение дополнительных характеристик понятия «воля» привело к тому, в настоящее время в психологической науке нет единой теории воли. Хотя, конечно, многими учеными предпринимались и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.
Подводя итог проведенному исследованию, считаем, что понимать феномен воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учёта многофункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.
Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные в данном реферате подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу.
Считаем, что воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое управление включает и то, и другое.
В ходе исследования нами также были выделены качества личности, которые рассматриваются в психологии как волевые качества: 1) решимость; 2) самообладание; 3) смелость; 4) настойчивость; 5) исполнительность; 6) терпение и выносливость; 7) дисциплинированность.
Изучив каждое из перечисленных качеств, приходим к однозначному выводу, что волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всём великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.
Считаем, что каждому человеку необходимо работать над воспитанием воли. На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что развитие воли у человека связано с такими действиями как:
Несмотря на то, что психологи не всегда могут объяснить, обладают ярко выраженными волевыми качества, в тоже время другие, обладающие не меньшим опытом и знаниям только планируют, но ничего не предпринимают для осуществления своих планов. Неоспоримо то, что объективная самооценка и работа по самовоспитанию волевых качеств позволят человеку стать более успешным в различных сферах жизнедеятельности.
Считаем, что понятие воли не входит в число основных понятий психологии совершенно необоснованно и следует согласиться с высказыванием, что «человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком».
Информация о работе Понятие, признаки и проявление воли у человека