Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 21:24, контрольная работа
Очень важно, чтобы испытуемые не отвлекались во время тестирования на полиграфе. Любой отвлекающий фактор способен вызвать физиологическую реакцию, которая будет замечена полиграфом и может оказать влияние на результат. Поэтому желательно, чтобы тест проходил в помещении со звукоизоляцией, куда не проникают посторонние звуки. Также экспериментатор и оборудование должны находиться позади испытуемого.
Методика тестирования
на полиграфе. Тест контрольных вопросов
Очень важно, чтобы
испытуемые не отвлекались во время
тестирования на полиграфе. Любой отвлекающий
фактор способен вызвать физиологическую
реакцию, которая будет замечена
полиграфом и может оказать влияние
на результат. Поэтому желательно, чтобы
тест проходил в помещении со звукоизоляцией,
куда не проникают посторонние звуки.
Также экспериментатор и
Типичный тест контрольных
вопросов состоит из четырех этапов.
На первом этапе экзаменатор формулирует
и обсуждает с испытуемым те вопросы,
которые будут задаваться во время
тестирования на полиграфе. Существует
две причины предварительного обсуждения
вопросов с испытуемым. Во-первых, экспериментатор
должен убедиться, что испытуемый понимает
вопросы, так чтобы в дальнейшем,
во время тестирования или после
него, не происходило никаких обсуждений
содержания вопросов. Во-вторых, экспериментатор
получает заверение, что испытуемый будет
отвечать на вопросы только «да» и «нет»
(а не «да, но...» или «это зависит...»).
Существует три
типа вопросов, а именно: нейтральные,
значимые и контрольные вопросы.
Нейтральные вопросы
относятся к разряду общих
и не должны вызывать возбуждения (например:
«Вы живете в США?», «Ваше имя Джон?» и т.
п.)Нейтральные вопросы играют роль наполнителей.
Поэтому при обработке результатов тестирования
физиологические реакции на эти вопросы
игнорируются. Наполнители могут использоваться
для того, чтобы проверить, насколько внимателен
испытуемый к вопросам экзаменатора.
Значимые вопросы
— это специальные вопросы, касающиеся
преступления. Например, в случае с
кражей может быть задан следующий
вопрос: «Вы брали эту фотокамеру?»
Конечно, как виновные, так и невиновные
испытуемые ответят на этот вопрос
«нет», иначе бы они сознались
в краже. Ожидается, что значимые
вопросы вызывают более сильное
возбуждение у виновных подозреваемых
(поскольку они лгут), чем у невиновных
(поскольку они говорят правду).
Контрольные вопросы
имеют отношение к поступкам,
которые связаны с расследуемым
преступлением, но непосредственно
на него не указывают. Они всегда носят
обобщенный характер, умышленно размыты
и охватывают длительный период времени.
Их цель — привести испытуемых в
замешательство (как виновных, так
и невиновных) и вызвать возбуждение.
Эта задача облегчается тем, что,
с одной стороны, не оставляет
подозреваемому выбора, кроме как
лгать при ответе на контрольные
вопросы, и, с другой стороны, показывает
ему, что полиграф выявит эту ложь.
Полиграфолог формулирует
контрольный вопрос таким образом, чтобы,
по его мнению, отрицательный ответ испытуемого
был ложью. Точная формулировка вопроса
будет зависеть от тех обстоятельств,
в которых находится испытуемый, но в условиях
тестирования по поводу кражи может быть
задан такой вопрос: «За первые 20 лет жизни
вы когда-нибудь брали то, что вам не принадлежало?»
Экзаменатор полагает, что испытуемый
в самом деле мог взять что-либо чужое
до 21 -летнего возраста (так как это характерно
для многих людей). В обычных условиях
некоторые испытуемые могли бы признаться
в своих проступках. Однако во время тестирования
на полиграфе они не сделают этого, поскольку
экзаменатор обычно сообщает, что признание
в воровстве подобного рода заставило
бы его думать об испытуемом как о личности,
способной на совершение расследуемого
преступления, и поэтому возложить на
него вину.
Таким образом, испытуемому
не остается ничего другого, как отрицать
совершенный ранее проступок
и, следовательно, давать лживый ответ
на контрольные вопросы. Если тем не
менее испытуемые сознаются в некоторых
проступках, тогда формулировка контрольного
вопроса меняется (например, «Помимо того,
что вы мне уже сказали...»). Более того,
экзаменатор обычно сообщает испытуемому,
что лживые ответы на контрольные вопросы
во время тестирования вызывают физиологические
реакции и регистрируются полиграфом.
Тогда испытуемый начинает думать, что
лживый ответ на контрольные вопросы показывает,
что он был также нечестен в отношении
значимых вопросов, касающихся расследуемого
преступления, и, если вернуться к нашему
примеру, будет обвинен в краже фотокамеры.
На самом деле, как будет обсуждаться в
дальнейшем, экзаменатор интерпретирует
сильные физиологические реакции на контрольный
вопрос как попытку быть правдивым, но
он просто не информирует об этом испытуемого!
В целом, контрольные
и значимые вопросы могут вызывать
различные паттерны физиологических
реакций у виновных и невиновных
подозреваемых. У невиновного подозреваемого
контрольные вопросы могут приводить
к более сильному возбуждению, чем значимые
вопросы, по двум причинам. Во-первых, невиновный
подозреваемый дает лживые ответы на контрольные
вопросы, но правдивые на значимые.
Во-вторых, поскольку
испытуемый отвечает нечестно на контрольные
вопросы, на которые экзаменатор
делает настолько сильный акцент,
и поскольку он знает, что дает
правдивые ответы на значимые вопросы,
то будет больше обеспокоен ответами
именно на контрольные вопросы. С
другой стороны, ожидается, что у
виновных подозреваемых те же самые
контрольные вопросы вызовут
меньшее возбуждение, чем значимые
вопросы. Виновный подозреваемый дает
лживые ответы на оба типа вопросов,
тогда как в принципе оба типа
вопросов должны приводить к аналогичным
физиологическим реакциям. Однако поскольку
значимые вопросы представляют для
него самую серьезную угрозу, они
приведут к более сильной
После того как сформулированы
вопросы и экзаменатор
Для проведения стимулирующего
теста часто используется карточная
игра. Испытуемого просят выбрать
карту из колоды, запомнить ее и
вернуть обратно. Затем экспериментатор
показывает несколько карт, а испытуемому
предлагается отвечать «нет» на появление
каждой карты. После этого экспериментатор
оценивает ответы полиграфа и
сообщает испытуемому, какую карту
он выбрал. Очень часто экзаменатор
делает правильный выбор, поскольку
показ нужной карты почти автоматически
вызовет у испытуемого
Экзаменаторы всегда
подвергают себя риску принять неверное
решение и оказаться в глупом
положении, что имело бы катастрофические
последствия. Если испытуемому называют
четверку червей, тогда как на самом
деле нужна была пятерка виней, продолжать
тестирование, возможно, стало бы бесполезным.
Для того чтобы избежать ошибки,
экзаменаторы иногда прибегают к
хитрости, например помечают нужную карту
или пользуются (в тайне от испытуемого)
такой колодой, которая содержит только
один тип карт (Bashore & Rapp, 1993). Очевидно,
что в этом случае экзаменатор не показывает
карты испытуемому, а только называет
предполагаемую карту. Другие экзаменаторы
не пользуются карточными играми, вместо
этого они убеждают испытуемых в эффективности
методики при помощи хорошо оборудованного
офиса, различных дипломов и сертификатов
в рамках, украшающих стены (Bull, 1988).
После проведения стимулирующего
теста наступает очередь
Н-1 Вы живете в США?
«Да»
К-1 За первые 20 лет вашей
жизни вы когда-нибудь брали то, что не
принадлежало вам? «Нет»
3-1 Вы брали эту
фотокамеру? «Нет»
Н-2 Ваше имя Рик? «Да»
К-2 До 1987 года вы когда-нибудь
совершали что-либо непорядочное или незаконное?
«Нет»
3-2 Вы брали эту
фотокамеру со стола? «Нет»
Н-3 Вы родились в
ноябре? «Да»
К-3 До 21 года вы когда-нибудь
лгали с целью избежать проблем или причинить
неприятности кому-либо другому? «Нет»
3-3 Имеете ли вы какое-нибудь
отношение к краже этой фотокамеры? «Нет»
Точная формулировка
контрольных вопросов зависит от
конкретных обстоятельств. Одинаковая
последовательность вопросов задается
по крайней мере три раза, для
того чтобы исключить случайные
различия в физиологических реакциях
между контрольными и значимыми
вопросами. То есть может так произойти,
что невиновный испытуемый случайно
даст очень сильную реакцию на
один из значимых вопросов. Чем больше
вопросов задает экзаменатор, тем меньше
будет влияние случайных
Последний, четвертый,
этап теста заключается в
В рамках метода числового
выражения проводятся сравнения
между реакциями на значимые вопросы
и последующие контрольные
Неофициальный, пятый,
этап тестирования включает сообщение
испытуемому непосредственно