Использование текстовых процессоров Word 2003 и Adobe InDesign CS2 для набора и верстки художественной литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 03:52, курсовая работа

Описание работы

Важная задача редактора в начале работы над первым отдельным изданием — правильно определить тип будущей книги. От этого зависит успех издания на рынке, также это поможет устранить многочисленные издательские проблемы, связанные с дублированием и параллелизмом, оснащением издания соответствующим аппаратом [2].
Наряду с типом издания важным является определения вида издания будущей книги. Вид издания — группа изданий, выделенная на основе одного или нескольких отличительных признаков

Работа содержит 1 файл

Разделы все.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

       Нижнее  поле, равное 30 мм, необходимо было увеличить из-за дополнительных элементов художественного оформления — клякс. Эти элементы хорошо дополняют иллюстративный материал и соответствуют теме романа.

       Таким образом, длина строки составила 125 мм (допускается до 126 мм). Площадь полосы набора — 125´130 мм (площадь полосы набора увеличилась по сравнению с предыдущей 98´163 мм), что соответствует положениям СТБ 7.204–2006 «Издания книжные. Общие технические условия».

       2.3. Выбор шрифтового оформления

       Шрифт — рисунок букв алфавита какого-либо языка с относящимися к нему дополнительными знаками, цифрами, знаками препинания, расположенными на шрифтовом носителе вещественном (литере, шрифтовой матрице, шрифтоносителе фотонаборных автоматов и наборно-пишущей техники) и невещественном (оцифрованные шрифты).

       Все шрифты классифицируются по трем основным признакам: рисунку, начертанию и кеглю.

       В основу классификации по рисунку  положено два признака:

       1) контрастность шрифта — соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв;

       2) наличие и форма засечек — дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.

       По  рисунку шрифты делятся на шесть  основных групп (рубленые шрифты, шрифты с едва наметившимися засечками, медиевальные шрифты, обыкновенные шрифты, брусковые шрифты, новые малоконтрастные шрифты) и одну дополнительную.

       По  начертанию очка шрифты подразделяются по трем основным признакам:

       1) по положению очка (наклону основных штрихов) шрифты бывают прямого, курсивного и наклонного начертания;

       2) по насыщенности очка (отношению толщины основного штриха к внутрибуквенному просвету) шрифты делятся на светлые, полужирные и жирные;

       3) в зависимости от плотности очка (соотношение между шириной и высотой очка) шрифты делятся на нормальные, узкие и широкие.

       При выборе шрифтового оформления необходимо учитывать художественные достоинства гарнитуры шрифта, его удобочитаемость, емкость (экономичность), возможности печатного оборудования.

       Художественные  достоинства гарнитуры шрифта определяются соответствием ее рисунка виду и характеру оформляемого издания, ведь шрифт существует и используется не только для обработки текстовой информации, но и для создания произведения полиграфического искусства.

       Удобочитаемость шрифта определяется скоростью и  простотой чтения как отдельных знаков, так и текста в целом.

       Удобочитаемость зависит от гарнитуры, кегля и начертания шрифта в сочетании с форматом набора, размера межсловных пробелов и интерлиньяжа и с учетом квалификации и навыка читателя. Лучшей удобочитаемостью при наборе основного текста изданий характеризуется очко строчных букв прямого нормального светлого начертания.

       Емкость шрифта определяется числом знаков строке определенного формата наборной полосы с учетом пробелов. Производственные возможности шрифта определяются точностью воспроизведения при различных способах печати [2].

       При переиздании книги для набора основного текста гарнитура Тип  Таймс была заменена гарнитурой SchoolBook. Выбранный шрифт является среднеконтрастным (отношение толщины горизонтальных и вертикальных штрихов символа 1:2).

       По  начертанию очка шрифт светлый (толщина основного штриха строчных букв в 2–3,5 раза меньше внутрибуквенного просвета), имеет прямое (основные штрихи расположены вертикально) и нормальное (отношение ширины очка к его высоте составляет 3/4) начертание. Исходя из данного описания, можно сделать вывод, что шрифт удобочитаем.

       При использовании компьютерных шрифтов  появляется термин — «семейство шрифтов», под которым понимается группа шрифтов с общим рисунком, но отличающиеся насыщенностью, начертанием или другими особенностями [2].

       Шрифт, используемый для шрифтового оформления основного текста, не обладает исключительными художественными достоинствами, что нельзя сказать о рукописной гарнитуре, используемой для набора фрагментов текста на титульном листе (English Script).

       Кегль — вертикальный размер шрифта, который определяется расстоянием между верхним и нижним выносными элементами [5].

       В соответствие с СТБ 7.204–2006 кегль  шрифта основного текста должен быть не менее 8 п. (в проектируемом издании — 10 п., в переиздаваемом кегль был 6 п.), дополнительного — на 1–2 п. меньше кегля шрифта основного текста, но не менее 7 п. (в проектируемом издании — 10 п.). Кегль шрифта основного текста хорошо сочетается с выбранной длиной строки.

       Производственные возможности шрифта характеризуются точностью воспроизведения при различных способах печати. Чем ниже качество бумаги, тем меньше возможностей снизить кегль шрифта без риска понизить степень удобочитаемости. Выбранный кегль в 10 п. дает большую возможность выбора используемой бумаги и печатного оборудования.

 

        2.4. Определение объема издания

       Объем издания — количество учетных единиц объема в одном экземпляре издания. В зависимости от того, что надо измерить, различают разные виды учетных единиц [2].

       При наборе и верстке различают бумажный, печатный, условно-печатный, авторский  и учетно-издательский листы.

       Бумажный  лист — единица расчета количества бумаги, потребной или израсходованной на издание.

       Печатный  лист — единица натурального объема изданий и печати, равная половине запечатанного стандартного бумажного листа.

       Условный  печатный лист — печатный лист формата 60´90 см, к которому приравниваются (при помощи коэффициентов перевода физические печатные листы в условные) печатные листы других форматов. Условный печатный лист необходим для подсчета общего печатного объема изданий разных форматов, общего количества бумаги для выпуска всех изданий за какой-то период. Объем издания в условных печатных листах указывается в выпускных данных.

       Авторский лист — единица объема авторского оригинала — созданных автором текстов, таблиц, изобразительных материалов и так далее. Он равен 40 000 печатных знаков прозаического текста (включая пробелы между словами, знаки препинания, цифры и считая неполные концевые строки за полные), или 700 стихотворным строкам, или 3000 кв. см. площади изображений на странице издания.

       Учетно-издательский лист — единица объема издания, равная, как и авторский лист, 40 000 печатных знаков прозаического текста (считая и знаки препинания, и пробелы между словами, и неполные строки за полные) или 700 строк стихотворного текста, или 3000 см2 площади изображений в том масштабе, в котором они воспроизведены в издании [6].

       Для расчета параметров переиздаваемого  и проектируемого изданий необходимо сначала минимально проанализировать уже имеющиеся данные. Данные приведены в таблице 2.1.

 

       Таблица 2.1

       Параметры изданий

Параметры Переиздаваемое Проектируемое
Формат  издания 84´108/32 60´70/16
Поля 11; 19; 26; 28 10; 15; 15; 30
Формат  полосы набора, мм 98´163 125´130
Кегль, пт. 6 10
Гарнитура Тип Таймс SchoolBook
Количество  страниц 288 392
Объем издания, уч.-изд. л. 14,44 11,13

       Определение объема проектируемого издания осуществляется на основе расчета параметров переиздаваемого издания, характеристика которого представлена в таблице 2.2.

       Таблица 2.2

       Анализ  и расчет параметров переиздаваемого  издания

Элемент Объем Примечание
Основной  текст:    
     полные полосы

271 с.

кегль 6 пунктов
     спусковые полосы 1 с.  
     концевые полосы 1 с.  
Дополнительный  текст:    
     сноски 1740 зн.  
     эпиграф 27 зн.  
     статья «От автора» 6 с. 13 113 зн.
     стихи 2800 зн. 117 строк
Титульные и справочно-вспомогательные элементы:    
     авантитул 1 с.  
     фронтиспис 1 с. 28 зн.
     титул 1 с. 74 зн.
     оборот титула 1 с. 598 зн.
     шмуцтитул 2 с. 40 зн.
     оборот шмуцтитула 2 с. 156 зн.
     содержание 715 зн.  
     выпускные данные 998 зн.  
Иллюстрации:    
     заставки 2 шт. 22´154 мм
     полосные 2 шт. 116´172 мм
     форматные 1 шт. 92´104 мм
     оборочные 16 шт. 20´32 мм
     вразрез 27 шт. 9´43 мм
 

       Для определения количества учетно-издательских листов, приходящихся на основной текст в проектируемом издании, пользуются следующей формулой:

,

       где  — количество учетно-издательских листов основного текста;

              — общее количество учетно-издательских листов переиздаваемого издания;

              — количество учетно-издательских листов дополнительного текста;

              — количество учетно-издательских листов вспомогательных элементов;

             — количество учетно-издательских листов иллюстраций.

       1. Расчет количества учетно-издательских листов, занимаемых дополнительным текстом (статья «От автора», сноски, стихи):

       где  — количество учетно-издательских листов, занимаемых текстом статьи «От автора»;

                — количество учетно-издательских листов, занимаемых текстом сносок;

                — количество учетно-издательских листов, занимаемых стихотворным текстом.

       Определение количества учетно-издательских листов, занимаемых статьей «От автора»:

,

       где  — емкость полосы набора статьи «От автора», зн.

       Емкость статьи «От автора» рассчитывается по следующей формуле:

,

       где  — количество полос набора, страниц;

              — емкость полосы набора, зн.

       Определение емкости полосы набора статьи «От автора»:

       где — среднее количество знаков в строке набора статьи «От автора»;

              — среднее количество строк в полосе набора статьи «От автора».

       Среднее количество знаков в строке набора дополнительного текста определяется экспериментальным путем, то есть выбирается 30 последовательно расположенных строк, пересчитывается количество знаков, которые в них содержатся, и находится среднее арифметическое. Вышло, что = 55 символов.

Информация о работе Использование текстовых процессоров Word 2003 и Adobe InDesign CS2 для набора и верстки художественной литературы