Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 03:52, курсовая работа
Важная задача редактора в начале работы над первым отдельным изданием — правильно определить тип будущей книги. От этого зависит успех издания на рынке, также это поможет устранить многочисленные издательские проблемы, связанные с дублированием и параллелизмом, оснащением издания соответствующим аппаратом [2].
Наряду с типом издания важным является определения вида издания будущей книги. Вид издания — группа изданий, выделенная на основе одного или нескольких отличительных признаков
Нижнее поле, равное 30 мм, необходимо было увеличить из-за дополнительных элементов художественного оформления — клякс. Эти элементы хорошо дополняют иллюстративный материал и соответствуют теме романа.
Таким образом, длина строки составила 125 мм (допускается до 126 мм). Площадь полосы набора — 125´130 мм (площадь полосы набора увеличилась по сравнению с предыдущей 98´163 мм), что соответствует положениям СТБ 7.204–2006 «Издания книжные. Общие технические условия».
2.3. Выбор шрифтового оформления
Шрифт — рисунок букв алфавита какого-либо языка с относящимися к нему дополнительными знаками, цифрами, знаками препинания, расположенными на шрифтовом носителе вещественном (литере, шрифтовой матрице, шрифтоносителе фотонаборных автоматов и наборно-пишущей техники) и невещественном (оцифрованные шрифты).
Все шрифты классифицируются по трем основным признакам: рисунку, начертанию и кеглю.
В основу классификации по рисунку положено два признака:
1) контрастность шрифта — соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв;
2) наличие и форма засечек — дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.
По рисунку шрифты делятся на шесть основных групп (рубленые шрифты, шрифты с едва наметившимися засечками, медиевальные шрифты, обыкновенные шрифты, брусковые шрифты, новые малоконтрастные шрифты) и одну дополнительную.
По начертанию очка шрифты подразделяются по трем основным признакам:
1) по положению очка (наклону основных штрихов) шрифты бывают прямого, курсивного и наклонного начертания;
2) по насыщенности очка (отношению толщины основного штриха к внутрибуквенному просвету) шрифты делятся на светлые, полужирные и жирные;
3) в зависимости от плотности очка (соотношение между шириной и высотой очка) шрифты делятся на нормальные, узкие и широкие.
При выборе шрифтового оформления необходимо учитывать художественные достоинства гарнитуры шрифта, его удобочитаемость, емкость (экономичность), возможности печатного оборудования.
Художественные достоинства гарнитуры шрифта определяются соответствием ее рисунка виду и характеру оформляемого издания, ведь шрифт существует и используется не только для обработки текстовой информации, но и для создания произведения полиграфического искусства.
Удобочитаемость шрифта определяется скоростью и простотой чтения как отдельных знаков, так и текста в целом.
Удобочитаемость зависит от гарнитуры, кегля и начертания шрифта в сочетании с форматом набора, размера межсловных пробелов и интерлиньяжа и с учетом квалификации и навыка читателя. Лучшей удобочитаемостью при наборе основного текста изданий характеризуется очко строчных букв прямого нормального светлого начертания.
Емкость шрифта определяется числом знаков строке определенного формата наборной полосы с учетом пробелов. Производственные возможности шрифта определяются точностью воспроизведения при различных способах печати [2].
При переиздании книги для набора основного текста гарнитура Тип Таймс была заменена гарнитурой SchoolBook. Выбранный шрифт является среднеконтрастным (отношение толщины горизонтальных и вертикальных штрихов символа 1:2).
По начертанию очка шрифт светлый (толщина основного штриха строчных букв в 2–3,5 раза меньше внутрибуквенного просвета), имеет прямое (основные штрихи расположены вертикально) и нормальное (отношение ширины очка к его высоте составляет 3/4) начертание. Исходя из данного описания, можно сделать вывод, что шрифт удобочитаем.
При использовании компьютерных шрифтов появляется термин — «семейство шрифтов», под которым понимается группа шрифтов с общим рисунком, но отличающиеся насыщенностью, начертанием или другими особенностями [2].
Шрифт, используемый для шрифтового оформления основного текста, не обладает исключительными художественными достоинствами, что нельзя сказать о рукописной гарнитуре, используемой для набора фрагментов текста на титульном листе (English Script).
Кегль — вертикальный размер шрифта, который определяется расстоянием между верхним и нижним выносными элементами [5].
В соответствие с СТБ 7.204–2006 кегль шрифта основного текста должен быть не менее 8 п. (в проектируемом издании — 10 п., в переиздаваемом кегль был 6 п.), дополнительного — на 1–2 п. меньше кегля шрифта основного текста, но не менее 7 п. (в проектируемом издании — 10 п.). Кегль шрифта основного текста хорошо сочетается с выбранной длиной строки.
Производственные возможности шрифта характеризуются точностью воспроизведения при различных способах печати. Чем ниже качество бумаги, тем меньше возможностей снизить кегль шрифта без риска понизить степень удобочитаемости. Выбранный кегль в 10 п. дает большую возможность выбора используемой бумаги и печатного оборудования.
2.4. Определение объема издания
Объем издания — количество учетных единиц объема в одном экземпляре издания. В зависимости от того, что надо измерить, различают разные виды учетных единиц [2].
При наборе и верстке различают бумажный, печатный, условно-печатный, авторский и учетно-издательский листы.
Бумажный лист — единица расчета количества бумаги, потребной или израсходованной на издание.
Печатный лист — единица натурального объема изданий и печати, равная половине запечатанного стандартного бумажного листа.
Условный печатный лист — печатный лист формата 60´90 см, к которому приравниваются (при помощи коэффициентов перевода физические печатные листы в условные) печатные листы других форматов. Условный печатный лист необходим для подсчета общего печатного объема изданий разных форматов, общего количества бумаги для выпуска всех изданий за какой-то период. Объем издания в условных печатных листах указывается в выпускных данных.
Авторский лист — единица объема авторского оригинала — созданных автором текстов, таблиц, изобразительных материалов и так далее. Он равен 40 000 печатных знаков прозаического текста (включая пробелы между словами, знаки препинания, цифры и считая неполные концевые строки за полные), или 700 стихотворным строкам, или 3000 кв. см. площади изображений на странице издания.
Учетно-издательский лист — единица объема издания, равная, как и авторский лист, 40 000 печатных знаков прозаического текста (считая и знаки препинания, и пробелы между словами, и неполные строки за полные) или 700 строк стихотворного текста, или 3000 см2 площади изображений в том масштабе, в котором они воспроизведены в издании [6].
Для расчета параметров переиздаваемого и проектируемого изданий необходимо сначала минимально проанализировать уже имеющиеся данные. Данные приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Параметры изданий
Параметры | Переиздаваемое | Проектируемое |
Формат издания | 84´108/32 | 60´70/16 |
Поля | 11; 19; 26; 28 | 10; 15; 15; 30 |
Формат полосы набора, мм | 98´163 | 125´130 |
Кегль, пт. | 6 | 10 |
Гарнитура | Тип Таймс | SchoolBook |
Количество страниц | 288 | 392 |
Объем издания, уч.-изд. л. | 14,44 | 11,13 |
Определение объема проектируемого издания осуществляется на основе расчета параметров переиздаваемого издания, характеристика которого представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Анализ и расчет параметров переиздаваемого издания
Элемент | Объем | Примечание |
Основной текст: | ||
полные полосы | 271 с. |
кегль 6 пунктов |
спусковые полосы | 1 с. | |
концевые полосы | 1 с. | |
Дополнительный текст: | ||
сноски | 1740 зн. | |
эпиграф | 27 зн. | |
статья «От автора» | 6 с. | 13 113 зн. |
стихи | 2800 зн. | 117 строк |
Титульные и справочно-вспомогательные элементы: | ||
авантитул | 1 с. | |
фронтиспис | 1 с. | 28 зн. |
титул | 1 с. | 74 зн. |
оборот титула | 1 с. | 598 зн. |
шмуцтитул | 2 с. | 40 зн. |
оборот шмуцтитула | 2 с. | 156 зн. |
содержание | 715 зн. | |
выпускные данные | 998 зн. | |
Иллюстрации: | ||
заставки | 2 шт. | 22´154 мм |
полосные | 2 шт. | 116´172 мм |
форматные | 1 шт. | 92´104 мм |
оборочные | 16 шт. | 20´32 мм |
вразрез | 27 шт. | 9´43 мм |
Для определения количества учетно-издательских листов, приходящихся на основной текст в проектируемом издании, пользуются следующей формулой:
где — количество учетно-издательских листов основного текста;
— общее количество учетно-издательских листов переиздаваемого издания;
— количество учетно-издательских листов дополнительного текста;
— количество учетно-издательских листов вспомогательных элементов;
— количество учетно-издательских листов иллюстраций.
1. Расчет количества учетно-издательских листов, занимаемых дополнительным текстом (статья «От автора», сноски, стихи):
где — количество учетно-издательских листов, занимаемых текстом статьи «От автора»;
— количество учетно-издательских листов, занимаемых текстом сносок;
— количество учетно-издательских листов, занимаемых стихотворным текстом.
Определение количества учетно-издательских листов, занимаемых статьей «От автора»:
где — емкость полосы набора статьи «От автора», зн.
Емкость статьи «От автора» рассчитывается по следующей формуле:
где — количество полос набора, страниц;
— емкость полосы набора, зн.
Определение емкости полосы набора статьи «От автора»:
где — среднее количество знаков в строке набора статьи «От автора»;
— среднее количество строк в полосе набора статьи «От автора».
Среднее количество знаков в строке набора дополнительного текста определяется экспериментальным путем, то есть выбирается 30 последовательно расположенных строк, пересчитывается количество знаков, которые в них содержатся, и находится среднее арифметическое. Вышло, что = 55 символов.