Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:10, реферат
Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равенства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса.
Введение.
Актуальность.
Женщина и политика в России: иллюзии и реальность.
Причины низкой политической активности женщин.
Роль женщины в политической деятельности.
Женщины-политики России.
Заключение.
Список литературы.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский
университет Путей
Сообщения
Кафедра:
«История и политология»
Реферат
Женщины
как политические лидеры
Барковский А.В.
Екатеринбург
2011
Содержание:
Философские
и естественнонаучные исследования,
литература и публицистика, изобразительное
искусство и религиозные
Вторая половина XX века явила миру новый феномен политической жизни – своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои руки. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип: политика – для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот стереотип еще не сломлен. В целом, доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой и далеко не соответствует их доле в населении и рабочей силе.
В
настоящее время в России на каждые
100 работающих приходится 51 женщина; в
том числе в промышленности - 45,
в сельском хозяйстве - 38, торговле и
общественном питании - 81, науке - 52, культуре
- 73, в аппарате органов управления - 69.
На каждые 100 студентов - 53 девушки; причем
в вузах по экономике и праву - 65, медицинских
- 65, педагогических - 71. Из этих статистических
данных можно сделать вывод, что страна
не лишена перспективы управления государством
в XXI веке женщинами. Следует, однако, подчеркнуть,
что здесь многое зависит от доктрины
федеральной и муниципальной государственной
службы, а также от желания прежде всего
самой женщины использовать свои реальные
возможности участия во властных структурах.
Актуальность
темы исследования политического лидерства
женщин определяется, прежде всего, потребностями
той сложной и весьма противоречивой
ситуации, в которой оказалось человеческое
сообщество на этапе перехода в 21 век.
Актуальность данной проблемы также обусловлена
важной ролью политического участия и
лидерства женщин в политическом процессе,
его ростом в современной мировой и российской
практике, существенностью, но недостаточной
изученностью специфики политического
лидерства женской части населения.
Сегодня женщины
лидируют не только по численности населения,
но и доминируют как работники, составляя
половину занятого населения. Они превалируют
по сравнению с мужчинами в таких жизненно
важных сферах, как здравоохранение, образование,
социальная работа, гуманитарные науки,
культура, уход за детьми и престарелыми,
сфера услуг и информации. Но при этом,
женщины не располагают теми же возможностями,
что и мужчины. В современном мире женщины
представляют собой традиционное социальное
меньшинство в политике и, как правило,
не оказывают влияния на принятие решений
в вопросах экономического и политического
развития, безопасности государства, дипломатии.
О
женщинах любят говорить все, а вот об
их правах и особенно существования на
фоне мужского населения - немногие. Так,
например, словосочетание "женщина
и политика" вызывает у многих бурную
отрицательную реакцию. Ведь во многих
головах крепко укоренилась мысль, что
место женщины на кухне. Однако стоит заметить,
что роль женщины в современном обществе
постепенно возрастает. Во всех странах
мира неуклонно увеличивается их удельный
вес в экономике, политике, культуре, общественной
жизни.
Роль
женщины в политике зависит от
господствующей в обществе идеологии,
а также социально-
Как
и почти 90 лет назад, сегодня актуально
звучат слова из петиции в
I Государственную думу: “Русская женщина
во всех областях труда и забот, в деле
развития и роста родины участвует наравне
с мужчиной: в труде крестьянском, ... в
работе фабричной, ... на поприще науки,
литературы и искусства, ... в несении великих
обязанностей воспитания будущих граждан.
Она платит налоги и подати наравне с мужчиной
и одинаково ответствует перед законом.
Женщина должна иметь право на защиту
своих интересов путем участия в законодательном
собрании, решения которого близко касаются
ее судьбы. Избранники земли русской, внесите
обновление в жизнь женщин, признав за
ними равные права для участия в служении
Родине”.
Взяв в 1917г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и подвели под этот лозунг соответствующую юридическую базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века. Нельзя отрицать также, что в первые годы советской власти был накоплен большой организационный опыт, позволивший в кратчайшие сроки решить многие принципиальные вопросы положения женщин.
В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал специальный механизм по работе среди женщин: женские советы, работа которых велась под руководством женотделов.
Можно
сколько угодно иронизировать по поводу
слов В.И. Ленина о том, что “каждая кухарка
должна научиться управлять государством”,
но надо признать, что в 20-е гг. задача привлечения
женщин к общественной жизни, участия
их в политической деятельности решалась
быстрыми темпами.
Предложения,
высказанные женщинами на делегатских
собраниях, встречали идейную поддержку
и с целью реализации быстро переводились
в плоскость государственных действий.
Женщин не только призывали к общественной
деятельности, но и создавали механизм,
позволяющий включиться в нее. В этом была
большая заслуга и женотделов.
С 1930 г. “женский вопрос” стал считаться решенным, и он исчез из политики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о “политической роли женщины в обществе” проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР – 32,8%; в Верховных советах союзных республик – 36,2%; автономных республик – 40,3%.
Эти квоты не отражали истинное положение женщин в политической жизни страны, хотя нельзя не признать, что на низовом, локальном уровне женщины были достаточно активны и их представительство в местных органах власти было высоким. Это общемировая тенденция. Некоторые западные политические аналитики даже полагают, что женщины имеют стремление считать местный уровень участия более приемлемым для себя идеологически и политически, чем центральную власть. Очевидно, это объясняется тем, что на местном уровне решаются конкретные практические задачи, связанные с жизненными интересами женщин региона, а также более ясно видны результаты работы "депутаток".
Первые выборы без квот в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили миф о решении “женского вопроса” в СССР и о политической роли женщины в обществе. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло прежде всего по причине их низкой политической активности и организованности, но и показало отношение общества к женщине-политику.
В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета – 8,9%.
Симптоматична
оценка результатов этих выборов. Как
свидетельствуют итоги
Итоги
выборов в Федеральное собрание
в декабре 1993 г. несколько улучшили
картину: в Федеральном собрании 11,4% депутатов
– женщины (в
Совете Федерации – 5,6%, в Государственной
Думе – 13,6%).
Значительно меньше женщин в правительственных структурах. В аппарате органов управления доля женщин в общей численности работающих составляла 67%, но в Федеральном правительстве была лишь одна женщина-министр возглавлявшая Министерство социальной защиты населения, две женщины руководили комитетами при правительстве. На региональном уровне среди руководителей исполнительной власти женщины представлены лишь в 24 регионах из 89. На международной арене только 2 женщины (1,4%) представляют Россию в качестве послов. Чем выше пирамида власти, тем меньше в ней женщин.
Что касается руководства хозяйственной деятельностью, то, составляя среди занятого населения 48,4%, женщины занимают лишь 11% постов руководителей промышленных предприятий, 8% – сельского хозяйства, 10% – связи, 0,7% – строительных организаций.
Таким
образом представительство
Прежде всего следует ответить на вопрос, в какой мере низкая степень участия женщин на уровне принятия решений в масштабах общества является наследием прошлого и в какой – ее истоки следует искать в нынешней непростой действительности. Несомненно, что здесь действует комплекс разных по своему характеру, источникам и времени происхождения факторов.
Рассмотрим главные из них.
1. Реформирование политической системы со всей очевидностью выявило “двойной стандарт” отношения общества к женщине: в законодательных актах и в реалиях социальной практики. Юридическое равенство прав женщин и мужчин оказалось нетождественным равенству возможностей. Выявился большой разрыв между юридическими нормами и официальной риторикой, с одной стороны, и повседневным жизненным опытом, с другой. Оказалось, что женщинам необходимо вновь завоевывать свое право на участие в политической деятельности, начиная практически с нуля.
2. Опыт прошлого политического участия также может быть частичным объяснением теперешнего отсутствия энтузиазма и политической активности у женщин. Сегодняшняя ситуация – это ответ на те роли, которые им предлагались, на “двойной гнет”, который женщины испытывали и испытывают. В условиях острого экономического кризиса домашняя нагрузка на женщину усилилась, разрушена почти полностью или стала недоступной из-за высоких цен система платных услуг населению, снизились возможности доступа к детским дошкольным учреждениям, к различным формам местного и семейного отдыха. У женщин сейчас мало времени на политическую активность. Но в тоже время может быть именно эта ситуация и подтолкнет женщин к организации, выражению и отстаиванию своих интересов.
3. Обнажился и развился консервативно-патриархальный стереотип отношения к женщине, существующий в массовом сознании. Патриархатный тезис М.Горбачева о “возвращении женщин к их естественному предназначению” нередко подхватывался политиками-популистами. Он присутствует и по сей день в средствах массовой информации, имеет своих сторонников и среди некоторой части самих женщин, и среди парламентариев, и среди членов правительства.