Женщины как политические лидеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:10, реферат

Описание работы

Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равенства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса.

Содержание

Введение.

Актуальность.
Женщина и политика в России: иллюзии и реальность.
Причины низкой политической активности женщин.
Роль женщины в политической деятельности.
Женщины-политики России.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский университет Путей  Сообщения 
 
 
 
 
 

Кафедра: «История и политология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

Женщины как политические лидеры 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Выполнил: ст.гр. Э-319

                                                                                                     Кощеева Е.Н. 

                                                                Проверил:

      Барковский А.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011

 

Содержание: 

  1. Введение.
 
  1. Актуальность.
  2. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность.
  3. Причины низкой политической активности женщин.
  4. Роль женщины в политической деятельности.
  5. Женщины-политики России.
  6. Заключение.
  7. Список литературы.
 
 
 

 

  1. Введение.

     Философские и естественнонаучные исследования, литература и публицистика, изобразительное  искусство и религиозные трактаты извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного  положения, равенства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII в. был самым плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса.

     Вторая  половина XX века явила миру новый  феномен политической жизни –  своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти. В ряде стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки они взяли власть в свои руки. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип: политика – для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот стереотип еще не сломлен. В целом, доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой и далеко не соответствует их доле в населении и рабочей силе.

     В настоящее время в России на каждые 100 работающих приходится 51 женщина; в  том числе в промышленности - 45, в сельском хозяйстве - 38, торговле и общественном питании - 81, науке - 52, культуре - 73, в аппарате органов управления - 69. На каждые 100 студентов - 53 девушки; причем в вузах по экономике и праву - 65, медицинских - 65, педагогических - 71. Из этих статистических данных можно сделать вывод, что страна не лишена перспективы управления государством в XXI веке женщинами. Следует, однако, подчеркнуть, что здесь многое зависит от доктрины федеральной и муниципальной государственной службы, а также от желания прежде всего самой женщины использовать свои реальные возможности участия во властных структурах. 

  1. Актуальность.
 

     Актуальность  темы исследования политического лидерства  женщин определяется, прежде всего, потребностями  той сложной и весьма противоречивой ситуации, в которой оказалось человеческое сообщество на этапе перехода в 21 век. Актуальность данной проблемы также обусловлена важной ролью политического участия и лидерства женщин в политическом процессе, его ростом в современной мировой и российской практике, существенностью, но недостаточной изученностью специфики политического лидерства женской части населения.  
         Сегодня женщины лидируют не только по численности населения, но и доминируют как работники, составляя половину занятого населения. Они превалируют по сравнению с мужчинами в таких жизненно важных сферах, как здравоохранение, образование, социальная работа, гуманитарные науки, культура, уход за детьми и престарелыми, сфера услуг и информации. Но при этом, женщины не располагают теми же возможностями, что и мужчины. В современном мире женщины представляют собой традиционное социальное меньшинство в политике и, как правило, не оказывают влияния на принятие решений в вопросах экономического и политического развития, безопасности государства, дипломатии.

     О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенно существования на фоне мужского населения - немногие. Так, например, словосочетание "женщина и политика" вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне. Однако стоит заметить, что роль женщины в современном обществе постепенно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.  

  1. Женщина и политика в России: иллюзии и реальность.
 

     Роль  женщины в политике зависит от господствующей в обществе идеологии, а также социально-экономических  и политических особенностей этапа  развития страны.

     Как и почти 90 лет назад, сегодня актуально  звучат слова из петиции в 
I Государственную думу: “Русская женщина во всех областях труда и забот, в деле развития и роста родины участвует наравне с мужчиной: в труде крестьянском, ... в работе фабричной, ... на поприще науки, литературы и искусства, ... в несении великих обязанностей воспитания будущих граждан. 
Она платит налоги и подати наравне с мужчиной и одинаково ответствует перед законом. Женщина должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в законодательном собрании, решения которого близко касаются ее судьбы. Избранники земли русской, внесите обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении Родине”.

     Взяв  в 1917г. власть, большевики провозгласили  освобождение женщин и подвели под  этот лозунг соответствующую юридическую  базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века. Нельзя отрицать также, что в первые годы советской власти был накоплен большой организационный опыт, позволивший в кратчайшие сроки решить многие принципиальные вопросы положения женщин.

     В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал  специальный механизм по работе среди  женщин: женские советы, работа которых  велась под руководством женотделов.

     Можно сколько угодно иронизировать по поводу слов В.И. Ленина о том, что “каждая кухарка должна научиться управлять государством”, но надо признать, что в 20-е гг. задача привлечения женщин к общественной жизни, участия их в политической деятельности решалась быстрыми темпами. 
          Предложения, высказанные женщинами на делегатских собраниях, встречали идейную поддержку и с целью реализации быстро переводились в плоскость государственных действий. Женщин не только призывали к общественной деятельности, но и создавали механизм, позволяющий включиться в нее. В этом была большая заслуга и женотделов.

     С 1930 г. “женский вопрос” стал считаться  решенным, и он исчез из политики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о  “политической роли женщины в  обществе” проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР – 32,8%; в Верховных советах союзных республик – 36,2%; автономных республик – 40,3%.

     Эти квоты не отражали истинное положение женщин в политической жизни страны, хотя нельзя не признать, что на низовом, локальном уровне женщины были достаточно активны и их представительство в местных органах власти было высоким. Это общемировая тенденция. Некоторые западные политические аналитики даже полагают, что женщины имеют стремление считать местный уровень участия более приемлемым для себя идеологически и политически, чем центральную власть. Очевидно, это объясняется тем, что на местном уровне решаются конкретные практические задачи, связанные с жизненными интересами женщин региона, а также более ясно видны результаты работы "депутаток".

     Первые  выборы без квот в стране в 1989 г. и  в 1990 г. разрушили миф о решении  “женского вопроса” в СССР и  о политической роли женщины в обществе. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло прежде всего по причине их низкой политической активности и организованности, но и показало отношение общества к женщине-политику.

     В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета – 8,9%.

     Симптоматична оценка результатов этих выборов. Как  свидетельствуют итоги социологического исследования, проведенного Институтом социологии АН СССР, 53,6% опрошенных москвичей высказали отрицательное отношение к факту сокращения молодежи; 36,2% – рабочих; 42,4% – беспартийных. В тоже время к сокращению числа женщин в высшем органе власти большинство опрошенных отнеслись как к факту, по их мнению, малозначащему.

     Итоги выборов в Федеральное собрание в декабре 1993 г. несколько улучшили картину: в Федеральном собрании 11,4% депутатов – женщины (в 
Совете Федерации – 5,6%, в Государственной Думе – 13,6%).

     Значительно меньше женщин в правительственных  структурах. В аппарате органов управления доля женщин в общей численности работающих составляла 67%, но в Федеральном правительстве была лишь одна женщина-министр возглавлявшая Министерство социальной защиты населения, две женщины руководили комитетами при правительстве. На региональном уровне среди руководителей исполнительной власти женщины представлены лишь в 24 регионах из 89. На международной арене только 2 женщины (1,4%) представляют Россию в качестве послов. Чем выше пирамида власти, тем меньше в ней женщин.

     Что касается руководства хозяйственной  деятельностью, то, составляя среди занятого населения 48,4%, женщины занимают лишь 11% постов руководителей промышленных предприятий, 8% – сельского хозяйства, 10% – связи, 0,7% – строительных организаций.

     Таким образом представительство женщин в высших эшелонах власти является низким. Кроме того высшие властные структуры являются как бы элементом декора, мужской уловкой, уступкой перед “натиском” женской общественности. Занимаемые ими должности и их численность не дают реальной возможности влиять на экономическую и политическую жизнь как внутри страны, так и за рубежом. 

  1. Причины низкой политической активности женщин.
 

     Прежде  всего следует ответить на вопрос, в какой мере низкая степень участия  женщин на уровне принятия решений  в масштабах общества является наследием  прошлого и в какой – ее истоки следует искать в нынешней непростой действительности. Несомненно, что здесь действует комплекс разных по своему характеру, источникам и времени происхождения факторов.

     Рассмотрим  главные из них.

     1. Реформирование политической системы со всей очевидностью выявило “двойной стандарт” отношения общества к женщине: в законодательных актах и в реалиях социальной практики. Юридическое равенство прав женщин и мужчин оказалось нетождественным равенству возможностей. Выявился большой разрыв между юридическими нормами и официальной риторикой, с одной стороны, и повседневным жизненным опытом, с другой. Оказалось, что женщинам необходимо вновь завоевывать свое право на участие в политической деятельности, начиная практически с нуля.

     2. Опыт прошлого политического участия также может быть частичным объяснением теперешнего отсутствия энтузиазма и политической активности у женщин. Сегодняшняя ситуация – это ответ на те роли, которые им предлагались, на “двойной гнет”, который женщины испытывали и испытывают. В условиях острого экономического кризиса домашняя нагрузка на женщину усилилась, разрушена почти полностью или стала недоступной из-за высоких цен система платных услуг населению, снизились возможности доступа к детским дошкольным учреждениям, к различным формам местного и семейного отдыха. У женщин сейчас мало времени на политическую активность. Но в тоже время может быть именно эта ситуация и подтолкнет женщин к организации, выражению и отстаиванию своих интересов.

     3. Обнажился и развился консервативно-патриархальный стереотип отношения к женщине, существующий в массовом сознании. Патриархатный тезис М.Горбачева о “возвращении женщин к их естественному предназначению” нередко подхватывался политиками-популистами. Он присутствует и по сей день в средствах массовой информации, имеет своих сторонников и среди некоторой части самих женщин, и среди парламентариев, и среди членов правительства.

Информация о работе Женщины как политические лидеры