Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:22, реферат
Эта тема интересна тем чтопоказывает, как формировалась политическая мысль в России и что повлияло на ее формирование и какие факторы. Можно заметить что каждая идеология является отдельным направлением но всё же непосредственно связанна и с другими.
Введение
1. Зарождение политической мысли в России
2.Основные идейные направления Русской политической мысли.
2.1.Либерализм
2.2.Коносерватизм
2.3.Радикализм
Заключение
Список используемой литературы
Многие
теоретические положения
Лишь после отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения, получившего название "западники". Это течение политической мысли исходило из идеи общности исторических судеб России и Запада. Либерализм в России был представлен различными направлениями.
Основателем охранительного либерализма был профессор права Б. Н. Чичерин (1828 - 1904). Активно развивая либеральную идею правового государства, он выступал за верховенство закона, ограничивающего всякую власть. Однако он не разделял идею о естественных и неотчуждаемых правах, поскольку считал, что их утверждение может привести к анархии. Он полагал, что права даются государством. Его политическим идеалом была конституционная монархия, созданная путем заимствования принципов и политических институтов на Западе.
Несколько
дальше в своих размышлениях шел
профессор Московского
2.2.Консерватизм
Ориентация на западные ценности, стремление к реформам одной части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) породили рост противоположной тенденции у другой его части, что обусловило усиление консерватизма. Это была реакция значительной массы аграрного и и городского населения страны на возможные изменения, происходившие под влиянием промышленной революции на Западе, которые грозили разрушением привычного уклада жизни.
Консерватизм отражал стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности. Идейно политическое течение, которое стремилось обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада, получило название "славянофилы". Они чрезмерно идеализировали историческое прошлое страны, русский национальный характер. Неповторимость исторического пути российского общества славянофилы объясняли наличием общей - русской - идеи, которая отражала своеобразие народа. Но содержание русской идеи различными ее приверженцами трактовалось по-разному.
Можно
выделить два направления в
Главным
идеологом второго направления
в славянофильстве был А. С. Хомяков
(1804 - 1860). Представители этого
2.3.Радикализм
Вера в самостоятельность России и ее особый путь развития вошла также в концепцию революционного переустройства общества. Условия для культивирования радикальных идей социального преобразования в России существовали: низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав и т. д. Родоначальником идеи революционного низвержения самодержавия стал А. Н. Радищев (1749 - 1802). Вместо монархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода. Народное правление, по его мнению, соответствует "человеческому естеству", поскольку основано на принципах народного суверенитета и неотчуждаемости естественных прав личности. Во главе федерации должны стоять достойные люди, выдвинутые народом. Отметим, что идея непосредственного правления народа была утопической, ее реализация возвращала общество в прошлое - к вечевым порядкам.
После А. Н. Радищева идею революционного переустройства стремились реализовать декабристы. Монархия, по проекту П. И. Пестеля (1793 - 1826), должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности. Он отрицал принцип разделения властей, но высшие органы власти (Народное Вече, Державную Думу, Верховный Собор) предлагал формировать путем реализации всеобщего избирательного права.
Во второй половине XIX века политическая мысль России испытывала значительное влияние европейского социализма и анархизма. Это активизировало те силы в России, которые отрицали сложившиеся в ней формы государственности. Однако представители радикальной политической мысли больше внимания уделяли средствам реализации своих идеалов.
Революционеры-демократы В.Г.Белинский (1811 - 1848), А. И. Герцен (1812 - 1870), Н.Г.Чернышевский (1828 - 1889), Д. И. Писарев (1840 - 1868) считали вооруженное восстание единственным средством свержения самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая установит "социальную республику" с верховной властью народа. Основой будущего экономического и политического строя революционеры-демократы считали крестьянскую общину. В этом проявлялся их утопизм, поскольку уже тогда община не представляла собой единого образования, она расслаивалась. По Н. Г. Чернышевскому, в "социальной республике" законодательная власть принадлежит народу, а правительство должно быть ответственно перед ним. Право народа, представленного Народным Собранием, - контролировать исполнительную власть.
Неприязнь к западному либерализму и конституционализму, сложившимся на Западе государственным институтам отчетливо прослеживается и в русском анархизме. Его сторонники негативно относились не только конкретно к русскому, призывая к его свержению, но к любому государству и праву, ограничивающим свободу индивидов. Представители анархизма М. А. Бакунин (1814 - 1876) и П. А. Кропоткин (1842 - 1912) исходили из тезиса о том, что государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей. Анархия, по М. А. Бакунину, - "это воль ный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и народов, и, наконец, в более отдаленном будущем - общечеловеческое братство, торжествующее на развалинах всех будущих государств". М. А. Бакунин критиковал идею К. Маркса о диктатуре пролетариата, считая ее формой подавления одной части общества другой.
П.А.
Кропоткин назвал идеал будущего
устройства "анархическим коммунизмом".
Под ним он понимал вольный союз самоуправляющихся
общин, основой которого станут свободные
взаимосоглашения людей. Над ними не будет
никакой верховной центральной власти.
Конечно, идеалы анархистов несбыточны,
однако их критика государственного социализма,
развращающего влияния власти на личность,
требования справедливости и уважения
прав и свобод индивида определяют их
значимость в истории политической мысли
России.
Заключение.
Зарождение политических идей в России началось в период объединения восточнославянских племен под властью киевского князя.
Зарождение характеризовалось наличием некоторых общих черт, которые существовали в процессе формирования западных идей. При процессе формирования политическая мысль не была самостоятельно она складывалась в религиозных, обыденных представлений, например в образе власти присутствовали такие качества как непогрешимость, правосудность и непогрешимость . После политическая мысль развивалась в религиозном мировоззрении. Политическая мысль как на Западе так и в России выполняла практическую функцию.
Либерализм, исходит из верховенства прав и свобод личности над интересами государства.
Консерватизм отражает стремление к сохранению вековых традиций ,обычаев и самобытности.
Радикализм
заключается в том, что во главе федерации
должны стоять достойные люди, выдвинутые
народом.
Список
используемой литературы
1. .Мельник В.А. Политология. Мн. 2002 г.