Зарождение политической мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:22, реферат

Описание работы

Эта тема интересна тем чтопоказывает, как формировалась политическая мысль в России и что повлияло на ее формирование и какие факторы. Можно заметить что каждая идеология является отдельным направлением но всё же непосредственно связанна и с другими.

Содержание

Введение
1. Зарождение политической мысли в России
2.Основные идейные направления Русской политической мысли.
2.1.Либерализм
2.2.Коносерватизм
2.3.Радикализм
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

       Введение

     1. Зарождение политической мысли  в России 

     2.Основные  идейные направления Русской  политической мысли.

     2.1.Либерализм

     2.2.Коносерватизм

     2.3.Радикализм

     Заключение

     Список  используемой литературы

 

      

     Введение 

     Политическая  мысль начала развиваться ещё в XI в. То что политическая мысль Росии отличается от западной не значит что Российская политическая мысль отстает от западной, в них есть как сходства так и различия.

     На  формирование политичесской мысли  так же оказало своё влияние то что Росиия являлась провославной страной, но также и повлияло географическое положение, климатические условия, внешнее положение.В следствии выделилось три основных направления это – либерализм, консерватизм и радикализм.

     Эта тема интересна тем чтопоказывает, как формировалась политическая мысль в России и что повлияло на ее формирование и какие факторы. Можно заметить что каждая идеология является отдельным направлением но всё же непосредственно связанна и с другими. 

 

      

     1. Зарождение политической мысли  в России 

     Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль в нашей стране возникла давно, еще в XI веке. Политика, государство, власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества. Сильная власть, способная мобилизовать население и организовать его на проведение хозяйственных работ, защиту границ, заселение новых земель, требовала поддержания в общественном сознании высокого авторитета ее носителей: князя, монарха, вождя и т. д. Политические идеи выступали важнейшим ресурсом власти, создавая ее благоприятный образ в глазах населения, были средством обоснования ею новых притязаний.

     Зарождение  политических идей в России относится  к периоду объединения восточнославянских племен под властью киевского  князя. Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их божественного характера. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем сохранялись свободные общинники, процесс образования классов не был завершен. Важную роль продолжали играть вечевые традиции. Не случайно поэтому божественный характер княжеской власти объяснялся ссылками на привычные патриархальные, общинные ценности, в которых отношения князя и его подданных воспринимались как отношения отца и сыновей. Так, в "Молении Даниила Заточника" (XII - XIII века) подчеркивалось, что князь должен быть заботящимся отцом, как "вода мати рыбам". В то же время божественный характер княжеской власти органично переплетался с идеей ответственности князя перед народом. Еще в своих "Поучениях" Владимир Мономах, правивший в Киевской Руси с 1113 по 1125 г.г., наставлял князей быть праведными и ответственными за авторитет собственной власти. В "Поучениях" были представлены черты идеального правителя: князь должен быть милосердным, мужественным и сильным воином, мудрым, соблюдать законы.

     Следовательно, начальный период развития политической мысли в России (XI - XV века) характеризовался наличием некоторых общих черт, присущих также процессу становления западных политических учений. Во-первых, первоначально политическая мысль не была самостоятельной, а растворена в религиозных и обыденных представлениях. В образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные черты - непогрешимость, абсолютность, правосудность, обосновывавшие ее божественный характер, так и мирские черты, порожденные общинным укладом жизни.

     Во-вторых, после принятия христианства на Руси в 988 году политическая мысль вплоть до XIX века развивалась в недрах религиозного, православного мировоззрения. (В  западных странах освобождение политической мысли от религиозного влияния завершилось уже в XVI веке.).

     В-третьих, и на Западе, и в России политическая мысль выполняла четко выраженную практическую функцию: она реагировала  на потребности практики в наилучших  формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие.

     Однако  содержание тех выводов, к которым  приходили мыслители России и  Запада относительно идеальных форм государства, было различным, что объясняется  спецификой социокультурных сред (совокупностью ценностей, идеалов, верований, представлений), в которых развивались политические идеи. На Западе политическая мысль ориентировалась на защиту интересов самостоятельного индивида, гражданского общества, ограничения всевластия государства в лице монарха. В России политические учения обосновывали приоритет прежде всего интересов государства, общины, а не личности.

     В период Московского государства, особенно при Иване Грозном (1533 - 1584), происходила  концентрация политического могущества, утверждалась неограниченная власть монарха. Политические же идеи обосновывали необходимость этих процессов, важность для монарха иметь сильный характер. Однако появлялись и иные обоснования неизбежности сильной царской власти Так, писатель-публицист И. Пересветов (XVI век) видел в централизованном государстве и сильном монархе средство преодоления материального оскудения государства и ослабления военного могущества страны. Вину за это он возложил на бояр, которые, по его словам, "не заботятся о государстве, а лишь и богатеют, и ленивеют, а царство оску-жают". Условие величия государства, по И. Пересветову, - сильная неограниченная власть, опирающаяся на служилое дворянство. Предложенные им политические реформы и были впоследствии реализованы Иваном Грозным.

     Единственным критиком процесса концентрации абсолютной власти в руках монарха и необходимости сословного представительства был советник Ивана Грозного князь Андрей Курбский (XVI век), сбежавший в Литву. "Царь, аще и почтен царством, - поучал он царя, - должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек".

 

     

     2.Основные  идейные направления Русской  политической мысли. 

     Заметное  отставание в развитии политической теории и практики в России от передовых  западных стран вовсе не означает отсутствие в многовековой истории страны оригинальных политических идей и учений. История российской и западной политической мысли имеет как сходство, так и существенные различия. Эти различия обусловливались той культурной средой, в которой развивалась русская политическая мысль, а также влиянием целого ряда других факторов, таких как географическая положение, климатические условия, внешнее окружение и т.д. Выбор актуальных вопросов общественной жизни, поиски путей и средств их решения определялись тем специфическим видением мира, которое сложилось в русской культуре.

     Это особое мировосприятие было связано  с православием. Божественный характер власти в православии органично  сочетался с уникальной российской традицией - соборностью, которая была порождена самими условиями существования и развития древнерусского общества. Основой социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластия большинства, исключала существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя, поскольку для подавления оппозиции мнению большинства необходима сильная власть. Следовательно, сила власти и государства определялись не только их божественным характером, но и согласием между правящими и подданными.

     В силу географического положения  страны (Россия расположена между  Западом и Востоком) русская политическая мысль в своем развитии испытывала заметное, подчас решающее влияние  западной и восточной мысли: первоначально - Византии, а начиная с 17 в. - запада. Влияние западных идей выразилось в появлении идейно-политического движения “западников”, в заимствовании ими многих либеральных ценностей. Однако это вовсе не означало, что Россия не пыталась найти собственный самобытный путь политического, и шире - исторического развития. Символом, который выражал самобытность народа и в то же время служил его сплоченности, единству, была русская идея. Она стала одной из центральных идей политических теорий, что нашло отражение в формировании широкого движения славянофилов.

     Влияние идей французского Просвещения. С 17 в. влияние религиозного мировоззрения  на развитие политической мысли постепенно ослабевает, она становится более  самостоятельной. На этом процессе сказалось  известное влияние идей французского Просвещения, хотя оно и не было абсолютным. Многие идеи Просвещения, и прежде всего такие, как идеи разделения властей, общественного договора, естественных прав личности и т.д., не смогли укорениться в российском общественном сознании. Однако рационализация политической мысли, сближение ее с наукой становилось все более заметной тенденцией ее развития. Прежде всего это нашло свое отражение в том, что власть перестала рассматриваться исключительно как Божественный дар.

     С точки зрения сторонников идеи просвещенного абсолютизма В.Н. Татищева (1686-1750), И.Т. Посошкова (1652-1726) и других, государство есть средство обеспечения общего блага, главное условие сохранения жизни и продолжения человеческого рода. Государство внимает разуму подданных, правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. Правда, верховного носителя власти (монарха) они по-прежнему ставили над гражданами и сословиями, оправдывая любые его действия. Однако такое оправдание объяснялось ими тем, что сам правитель является просвещенным монархом, правителем - мудрецом.

     Сподвижник  Петра I, видный церковный деятель  Феофан Прокопович (1681-1737) пытался соединить  божественную сущность власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа. По его мнению, государство - результат сознательного объединения людей; по внушению Бога народ сам передал власть монарху. А коль Бог поставил монарха выше народа и закона, то никто не вправе ограничить его власть или расторгнуть договор между монархом и народом. Лучшей формой правления Ф. Прокопович считал абсолютную монархию, которая может быть либо наследственной, либо выборной. Более эффективна, по его мнению, наследственная форма, поскольку правящий монарх стремился передать своему наследнику процветающее государство.

     Однако  не без очевидного влияния идей Просвещения  нарастала критика концепции  просвещенного абсолютизма. Она  сопровождалась появлением идей ограничения  абсолютной власти, введения принципов  конституционализма, парламентаризма. Поэтому в развитии политической мысли России можно выделить три направления: либеральное, консервативное и радикальное.

     Русский консерватизм. Ориентация на западные ценности, стремление к реформам передовой  части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) породили и противоположную тенденцию - усиление консерватизма.

     Политический  радикализм.Вера в самостоятельность  России ее особый путь развития в целом  не противоречила идее революционного переустройства общества. Условия для  распространения радикальных идей социального преобразования в России существовали: низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав и т.д. Идея революционного низвержения самодержавия вызревала давно, а впервые сформулировал ее в виде теории писатель и философ А.Н. Радищев (1749-1802) - родоначальник революционной традиции в России, сторонник установления республиканского демократического строя.

     Вместо  монархии он предлагал народное правление  в форме добровольной федерации  вольных городов по примеру древнего Новгорода и Пскова. Демократическое народное правление, по мнению А.Н. Радищева, соответствует “человеческому естеству”, поскольку основано на принципах народного суверенитета и неотчуждаемости естественных прав личности. Во главе федерации, по его мнению, должны стоять достойные люди, выдвинутые народом.

     После А.Н. Радищева идею революционного переустройства стремились реализовать декабристы. Монархия, по проекту П.И. Пестеля (1793-1826), должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности. Он отрицал принцип разделения властей, но полагал, что высшие органы власти (Народное Вече, Державная Дума, Верховный Собор) должны формироваться посредством всеобщего избирательного права.

     Во  второй половине 19 в. политическая мысль России испытала значительное влияние европейского социализма, анархизма. Это активизировало те силы в России, которые отрицали сложившиеся формы государственности. Однако теперь представители радикальной политической мысли стали больше уделять внимание не столько формированию идеалов государственного устройства, сколько определению средств реализации своих идеалов. 
 

 

      

     2.1.Либерализм

     Либерализм  как политическая идеология исходит  из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. Но коль скоро социально-экономические (наличие самостоятельного хозяйствующего индивида, среднего класса) и политико-правовые (гражданское общество, верховенство права и закона) условия для развития либерализма в России отсутствовали, то и влияние его на российскую политическую мысль было ограниченным.

Информация о работе Зарождение политической мысли в России