Западничество и славянофильство как течение российской общественно-политической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:32, реферат

Описание работы

Почти весь XIX век в русской философской и общественной мысли разделен противостоянием западников и славянофилов. Между славянофилами и западниками не могло быть никаких компромиссов, т.к. изначально эти течения в философии базировались на разных платформах, абсолютно антагонистичных друг другу.

Содержание

Введение………………….…………………………………………..…………3

1.Славянофильство…….…………………………………………………….4

1.1.Идеи славянофилов………………..………….…………….………………………4

1.2.Идеологи славянофильства…………………...………………………………………...6

1.3.Значение славянофильства…………………….……………………..7

2.Западники……………………………………………………………………..8

2.1. Предпосылки западничества……………………………..……………………...……………8

2.2.Философия и история западничества…………………………………………………………….……9

Заключение…………….……………………………………………………...12

Список используемой литературы…………………………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

рефер.docx

— 28.98 Кб (Скачать)

4) высокая оценка преобразований Петра I.

5) преимущественно  светский характер  философии. 

Мировоззрение западничество сформировалось в полемике со славянофилами приблизительно в начале 40-х. Западники выступали за преодоление социальной и экономической отсталости России не на базе развития самобытных элементов культуры (как предлагали славянофилы), а за счет опыта ушедшей вперед Европы.

Они акцентировали внимание не на различиях России и Запада, а на общем в их исторической и культурной судьбе; они старались  создать философию  истории, «определить  роль русского народа среди других культурных народов... стремились приобщить его  к общему прогрессу, полагая, что достичь  культурных целей  можно только одним путем, освещенным наукой и разумом» (Радлов).

В середине 40-х гг. в  среде западников произошел принципиальный раскол – после диспута Герцена с Грановским западничество разделилось на либеральное (Анненков, Грановский, Кавелин и др.) и революционно-демократическое (Герцен, Огарев, Белинский).

Разногласия касались отношения  к религии (Грановский и Корш отстаивали догмат о бессмертии души, демократы и  Боткин выступали  с позиций атеизма  и материализма) и  вопроса о методах  реформ и постреформенного развития России (демократы  выдвигали идеи революционной  борьбы и построения социализма).

Эти разногласия были перенесены и в  сферу эстетики и  философии. На философские  изыскания западничества оказали влияние: на ранних этапах – Шиллер, Гегель, Шеллинг; позже под влиянием Фейербаха, Конта и Сен-Симона многие западники отошли от немецкого идеализма к позитивизму и антропологизму.

По  мнению Зеньковского, философия западничества опирается на эстетический гуманизм (вне церковной идеи) как принцип русского секуляризма и на социально-политический радикализм как следствие обостренного чувства ответственности за историю.

Радлов  полагает, что западники  внесли оригинальные решения в философию  истории и эстетику, но в гносеологии  ограничились лишь заимствованием позитивистских схем.

Любая общая характеристика философии западничество обедняет действительность, т.к. многие западники эволюционировали в своем творчестве от одних установок к другим (например, Герцен или Белинский). К середине 60-х XIX века в России установился четкий внутриполитический курс капиталистического характера, и западничество, особенно его либеральное крыло, сходит на нет; революционно-демократическое крыло западничества послужило базой для идеологии разночинцев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Даже  сегодня, западничество  и славянофильство (в  разных формах) являются основополагающими в политической, философской и общественной жизни России и бывшего СССР. Все партии и общественные движения так или иначе разделены на западничество и славянофильство.

И каждый политический активный гражданин  России должен сделать  выбор, с кем он – с западниками  или славянофилами? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Москва, 1907.
  2. Новейший философский словарь. Спб, 2010, Эксмо.
  3. Учебник отечественной истории. Спб, 2008, Россмэн.

Информация о работе Западничество и славянофильство как течение российской общественно-политической мысли