Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:32, реферат
Почти весь XIX век в русской философской и общественной мысли разделен противостоянием западников и славянофилов. Между славянофилами и западниками не могло быть никаких компромиссов, т.к. изначально эти течения в философии базировались на разных платформах, абсолютно антагонистичных друг другу.
Введение………………….…………………………………………..…………3
1.Славянофильство…….…………………………………………………….4
1.1.Идеи славянофилов………………..………….…………….………………………4
1.2.Идеологи славянофильства…………………...………………………………………...6
1.3.Значение славянофильства…………………….……………………..7
2.Западники……………………………………………………………………..8
2.1. Предпосылки западничества……………………………..……………………...……………8
2.2.Философия и история западничества…………………………………………………………….……9
Заключение…………….……………………………………………………...12
Список используемой литературы…………………………………………………………………….13
4) высокая оценка преобразований Петра I.
5) преимущественно светский характер философии.
Мировоззрение западничество сформировалось в полемике со славянофилами приблизительно в начале 40-х. Западники выступали за преодоление социальной и экономической отсталости России не на базе развития самобытных элементов культуры (как предлагали славянофилы), а за счет опыта ушедшей вперед Европы.
Они акцентировали внимание не на различиях России и Запада, а на общем в их исторической и культурной судьбе; они старались создать философию истории, «определить роль русского народа среди других культурных народов... стремились приобщить его к общему прогрессу, полагая, что достичь культурных целей можно только одним путем, освещенным наукой и разумом» (Радлов).
В середине 40-х гг. в среде западников произошел принципиальный раскол – после диспута Герцена с Грановским западничество разделилось на либеральное (Анненков, Грановский, Кавелин и др.) и революционно-демократическое (Герцен, Огарев, Белинский).
Разногласия касались отношения к религии (Грановский и Корш отстаивали догмат о бессмертии души, демократы и Боткин выступали с позиций атеизма и материализма) и вопроса о методах реформ и постреформенного развития России (демократы выдвигали идеи революционной борьбы и построения социализма).
Эти разногласия были перенесены и в сферу эстетики и философии. На философские изыскания западничества оказали влияние: на ранних этапах – Шиллер, Гегель, Шеллинг; позже под влиянием Фейербаха, Конта и Сен-Симона многие западники отошли от немецкого идеализма к позитивизму и антропологизму.
По мнению Зеньковского, философия западничества опирается на эстетический гуманизм (вне церковной идеи) как принцип русского секуляризма и на социально-политический радикализм как следствие обостренного чувства ответственности за историю.
Радлов полагает, что западники внесли оригинальные решения в философию истории и эстетику, но в гносеологии ограничились лишь заимствованием позитивистских схем.
Любая
общая характеристика
философии западничество
обедняет действительность,
т.к. многие западники
эволюционировали в
своем творчестве от
одних установок к другим (например,
Герцен или Белинский).
К середине 60-х XIX века
в России установился
четкий внутриполитический
курс капиталистического
характера, и западничество,
особенно его либеральное
крыло, сходит на нет;
революционно-демократическое
крыло западничества
послужило базой для
идеологии разночинцев.
Заключение.
Даже сегодня, западничество и славянофильство (в разных формах) являются основополагающими в политической, философской и общественной жизни России и бывшего СССР. Все партии и общественные движения так или иначе разделены на западничество и славянофильство.
И
каждый политический
активный гражданин
России должен сделать
выбор, с кем он
– с западниками
или славянофилами?
Список используемой литературы: