Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:32, реферат
Почти весь XIX век в русской философской и общественной мысли разделен противостоянием западников и славянофилов. Между славянофилами и западниками не могло быть никаких компромиссов, т.к. изначально эти течения в философии базировались на разных платформах, абсолютно антагонистичных друг другу.
Введение………………….…………………………………………..…………3
1.Славянофильство…….…………………………………………………….4
1.1.Идеи славянофилов………………..………….…………….………………………4
1.2.Идеологи славянофильства…………………...………………………………………...6
1.3.Значение славянофильства…………………….……………………..7
2.Западники……………………………………………………………………..8
2.1. Предпосылки западничества……………………………..……………………...……………8
2.2.Философия и история западничества…………………………………………………………….……9
Заключение…………….……………………………………………………...12
Список используемой литературы…………………………………………………………………….13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего
и профессионального
Реферат по курсу
Политология
Тема:
Западничество
и славянофильство как течение
российской общественно-политической
мысли.
Содержание:
Введение………………….……………………………………
1.Славянофильство…….…………………………
1.1.Идеи
славянофилов………………..………….……………
1.2.Идеологи
славянофильства…………………...……………
1.3.Значение
славянофильства…………………….………………
2.Западники…………………………………………………
2.1.
Предпосылки западничества……………
2.2.Философия
и история западничества…………………
Заключение…………….……………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………………
Введение.
Почти весь XIX век в русской философской и общественной мысли разделен противостоянием западников и славянофилов. Между славянофилами и западниками не могло быть никаких компромиссов, т.к. изначально эти течения в философии базировались на разных платформах, абсолютно антагонистичных друг другу.
В
XX и начале XXI веков история
противостояния западничества
и славянофильства приняла
новые обороты, видоизменилась
и трансформировалась.
Даже сейчас общество
в той или иной степени
разделено на западников
и славянофилов.
Славянофильство
– сложившееся
в 1830-50е годы националистическое
направление русской
общественной и философской
мысли, представители
которого выступали
за культурное и политическое
единение славянских
народов под руководством
России и под знаменем
православия. Течение
возникло в противовес
западничеству, сторонники
которого выступали
за ориентацию России
на западноевропейские
культурные и идеологические
ценности.
Славянофильская
теория – элемент
русской духовной
культуры XIX века
и одновременно
важный и необходимый
этап ее развития,
без которого не
представим сложный
и противоречивый
процесс самоопределения
отечественной культурной
традиции. Основной
тезис славянофилов
– доказательство
самобытного пути
развития России,
точнее – требование
«идти по этому
пути», идеализация
главных «самобытных»
учреждений –
крестьянской общины
и православной
церкви. Социология
и общественно-политическая
теория славянофилов,
их философия истории,
культурология, философско-
Славянофилы утверждали, что нет какого-то единого, универсального, общечеловеческого пути развития, а каждый народ живет своей особой жизнью, имеет свой особый “народный дух”. Выступая против казенного патриотизма, против крепостного права, самодержавной бюрократии, в защиту достоинства личности, славянофилы, тем не менее, говорили о чувстве национальной гордости за Россию. Они остро осознавали разрыв интеллигенции с народом и стремились вернуться к “почве”, отказаться от слепого подражания Западу.
Спасение России славянофилы видели в ликвидации крепостного права, в освобождении церкви из-под ига государства, в уничтожении “немецкой” бюрократии, в развитии самоуправления и возвращении к общинным началам русской жизни. Отрицая капитализм, парламентаризм, конституционализм, как “западные” выдумки, славянофилы стремились вернуться не к древней, допетровской Руси, а на её исторически сложившийся самостоятельный ПУТЬ.
Славянофилы, как христианские мыслители, видели в раскрытии духовного потенциала личности путь к становлению новой общечеловеческой духовной культуры, которая, по их мнению, обновит облик будущего мира.
Концепции славянофильского учения определялись спецификой русских культурных традиций, в контексте которых система воззрений ранних славянофилов выступала как форма синтетического знания. Им принадлежит разработка принципа органического истолкования явлений духовной культуры способом синтеза двух различных и, в сущности, несовместимых источников: ранней патристики и идей западного романтизма и западной культурфилософии. На основе этого принципа славянофилы разрабатывали проблемы сущности и содержание российской культуры, ее социального значения, а также идеала общественного устройства. Этот идеал, основанный на духовном единении людей, выразился в концепции "соборности". При этом народ и нация рассматривались в качестве примера истинной общины, коллективной личности. Славянофильский тезис о самобытности и самоценности русской культуры, о наличии в ней своего особого смысла и содержания, находил свое обоснование и в трактовке славянофильского идеала личности – Чукаева
“Надо пробудить от сна все производительные силы страны, как нравственные и умственные, так и материальные, уничтожив рабство (казенное и помещичье крепостное право), возвратив слово церкви, дав более широкое основание народному просвещению, преобразовав нашу подушную подать и тоже рекрутскую” – Самарин
Предельный идеал
славянофильства
— это прежде
всего солидарное
общество с высокой
степенью внутренней
мобильности и
самоуправления на
основе местных
общественных коллективов.
На политическом
уровне любая конституционно-
"Что
есть нация, - писал
славянофил Киреевский, -
как не совокупность
убеждений, выраженных
в образе жизни,
обычаях, языке,
верованиях, которые
все вместе являют
собой плод мыслей
и чувств людей
с крепкими общественными
связями, пронизывающими
всю их жизнь"
Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского пути. Основоположником кружка славянофилов и главным его идеологом был литератор Хомяков, деятельную роль в движении играли Киреевский, Аксаковы, Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Тютчев, Даль, Языков.
В каком-то смысле противостояние двух идеологий, ориентированных соответственно на особость российского пути и на единство России с западным миром, существовало на протяжении многих веков и сохраняется в настоящее время.
Славянофилы, русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели.
«Всё, что препятствует правильному и полному развитию Православия, — писал И. В. Киреевский, — всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё, что даёт ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом Православия государственность России и её правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений».
Славянофилы
чаще всего собирались
в московских литературных
салонах Елагиных,
Свербеевых, Павловых.
Здесь в горячих
спорах со своими либерально-космополитическими
противниками славянофилы
пропагандировали идеи
русского возрождения
и славянского
единства.
Своим творчеством славянофилы создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшее идущее ещё с эпохи Петра I прозападное мировоззрение. Славянофилы пытались показать, что западноевропейская цивилизация имеет тупиковый, ущербный, бездуховный характер. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Много ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен Киреевского, Словарь живого великорусского языка Даля).
Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858-78 годах.
Несмотря
на огромный вклад
в развитие русского
самосознания, славянофилы
не смогли выработать
целостного мировоззрения,
что в значительной
степени объяснялось
характером той космополитической
среды, из которой
многие из них вышли
и которая толкала
их в сторону либерализма.
Западничество – сложившееся в 1830-50х годах направление русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от Славянофилов и почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.
В
менее строгом
понимании к западникам
относят всех, ориентированных
на западноевропейские
культурные и идеологические
ценности.
2.1. Предпосылки западничества
Своеобразными
предшественниками
западнического мировоззрения
в допетровской России
были такие политические
и государственные
фигуры XVII века, как
московские бояре
— воспитатель
и фаворит царя
Алексея Михайловича
Б. И. Морозов, главы
Посольского приказа,
фактически возглавлявшие
русские правительства,
— А. С. Матвеев и В. В.
Голицын.
К общим чертам идеологии западничества следует отнести:
1)
неприятие феодально-
2)
требование социально-
3)
подозрительное отношение
к революционным
методам разрешения
социальных противоречий:
представители 3.
считали возможным
установить буржуазно-