Взаимоотношение личности и государства по Платону и Аристотелю

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:56, реферат

Описание работы

Проблема взаимоотношения государства и личности появилась в эпоху зарождения первых государств и с тех пор не теряет своей актуальности в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества. Являясь во все времена единственным легитимным публичным институтом, оно в различные исторические эпохи отражало то состояние общества, которое было присуще конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла в ногу с развитием общества, которое было необходимым атрибутом для становления личности как автономного субъекта права.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Положение личности в государстве - как теоретическая проблема….. 5
2. Ретроспектива соотношения государства и личности. Идеалистическая концепции взаимодействия государства и личности……………………………………………………………………7
3. Правовой статус личности. ……………………………………………... 11
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………… 20

Работа содержит 1 файл

Взаимоотношение личности и государства по Платону и Аристотелю.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

В противоположность Гоббсу, Фихте и Гегель подразумевали под государством исключительно правовое образование.

Правовое государство–это  высшая форма государственного бытия, которую выработало человечество как  реальный факт. В идеале утверждаются и постулируются более высокие, социально справедливые формы государственности.

 

 

 

 

 

 

3. Правовой статус  личности.

 

Правовой статус личности в самом общем виде может быть охарактеризован как система  прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституции  и иных нормативно-правовых актах. Права и обязанности — основной исходный элемент права. Ничего более важного в структуре права по существу нет. Система прав и обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем.

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности  и упорядоченности. Это обусловлено  особой важностью такого рода отношений  для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования.

Предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как определенная юридическая связь между государством и лицом, которое считается членом нации, политического общества.

 Гражданство есть комплексное, устойчивое правоотношение с участием человека  и государства, непосредственно определяющее правовое состояние личности, границы правосубъектности, состав прав и свобод, которыми может лицо воспользоваться, а также обязанности сторон по данному правоотношению.

Важно заметить, что гражданство  нельзя определять как «принадлежность» человека государству. Даже с формальной стороны это определение не является достоверным. Как бы ни был стеснен в своих правах человек, в общении с государством он все же является субъектом, на которого можно хотя бы возлагать обязанности, не говоря уже о том, что лицо обладает целым комплексом прав и свобод, закрепленных, как правило, в Конституции.

Гражданство в любых  обстоятельствах является правоотношением, а не отношением владельца к своей собственности.   Гражданство и вытекающие из него правовые последствия неотделимы от  природы государства, от его социальной направленности.

Права и обязанности  фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимосвязи и отношения формируются в результате действия объективных закономерностей общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие параметры поведения личности в структуре общественных связей  общества.

2.1 Структура правового статуса личности

Правовой статус, природа  прав и обязанностей как ключевые понятия правовой науки привлекают пристальное внимание юристов. Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит «правовой защите со стороны государства».

Интерес — это категория  внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита осознанных классовых либо общенародных интересов, а также интересов личности — одна из важных функций правовой системы общества. Поэтому, на наш взгляд, следует ограничить понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. По всей вероятности, предстатусные и послестатусные элементы целесообразно включить в понятие «правовое положение личности».1

В целом же нельзя не отметить, что споры о понятии правового статуса ведутся в основном вокруг выделения входящих в него элементов, вокруг понятий. Это ограничивает исследование проблемы логико-юридическим анализом.

Определение правового  статуса должно подчеркивать социальное значение понятия; это может быть достигнуто выходом за пределы сугубо юридических категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной деятельностью людей. Такой подход будет способствовать  раскрытию  активной,  созидательной функции правового статуса, поскольку проблема правового статуса, как и вся проблема личности, должна быть связана с социальной активностью человека.

Социальная активность человека неотделима от его сознания. Поэтому изучение всех юридических категорий, в том числе и правового статуса, должно осуществляться в неразрывном единстве с сознанием и деятельностью индивида

Рассмотрим сущность элементов, составляющих правовой статус,— юридических прав и обязанностей.

Права личности — это  ее социальные возможности, детерминированные  экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития общества. В пределах этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах политической, экономической, социально-культурной и личной жизни.

Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который порождает данное отношение.

Способ возникновения, форма проявления и реализации тех пли иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как субъективных.

Разумеется, права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Однако закрепление того пли иного субъективного права в законодательстве в условиях демократического строя означает реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право — форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми обществом. Субъективное право выражает социальные возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

Государство закрепляет права личности не произвольно; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности — не “дар” законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно “занижать” пли “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных взаимосвязей людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет, в конечном счете, к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.

Субъективное право  как юридическая категория раскрывается через набор признаков: «Субъективное право лица означает выраженные в норме права и закрепленные в пей:

а)   возможность  пользования определенным социальным благом,

         б) полномочие совершать определенные  действия и требовать соответствующих  действий от других лиц, 

в) свободу поведения, поступков в границах, установленных нормой права».

Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу личности, возможности пользоваться социальными благами в  обществе.

Права личности (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением ее интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в социальной активности личности, которая служит важнейшим слагаемым развития полноценного гражданского общества.

Государство не может  и не должно принуждать граждан к использованию прав. Вместе с тем нормальное функционирование политической системы, совершенствование общественных отношений невозможны без активного использования тех широких прав и свобод, которые вытекают из существа Конституции.

 Провозглашая права и свободы личности, государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами. В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Принимая на себя обязательства  по обеспечению прав граждан, государство  имеет право требовать от них  правомерного поведения, которое соответствовало  бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без организованности и дисциплины, без согласования поведения граждан с юридическими предписаниями, выражающими государственную волю, невозможно решить важнейшие исторические задачи государства. Поэтому государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность — это объективно необходимое, должное  поведение личности. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требования нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована.

Все сферы действия правового  статуса в единстве прав и обязанностей — это «пространство свободы», основанное на свободе выбора и ответственности личности перед обществом и своими согражданами.

Такие правовые запреты  полностью соответствуют ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнении, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:

а) для уважения прав и  репутации других лиц;

б) для охраны государственной  безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения ».

В Международном пакте  о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Подобные ограничения предусмотрены и Всеобщей декларацией прав человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в обществе (ст. 4). В основе этих ограничений лежит стремление исключить эгоистическое, антигуманное использование прав.

Таким образом, правовой статус личности в обществе обеспечивает координацию действий личности и государства, социальной системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые присущи всему праву: демократизме, уважении прав и достоинства личности, равноправии, справедливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответственности за вину. Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его регулятивную роль. Наряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип сочетания общественных и личных интересов.

Государство социально ответственно за правильное, научное закрепление в законодательстве того объема социальных возможностей, который соответствует достигнутому этапу общественного развития; за создание системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; за четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенного права и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей.

Информация о работе Взаимоотношение личности и государства по Платону и Аристотелю