Взаимодействие морального и политического сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

«Мораль - (от лат. moralis - нравственный), 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (обществ. оценки, одобрения или осуждения).

Содержание

1. Что такое мораль 3
2. Что такое политика 3
3. Этическое обоснование политики 3
4. Общее в политике и морали 6
5. Различия и разногласия 7
6. Взаимодействие морали и политики 9
7. Взаимодействие морального и политического сознания 13
Литература 16

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 31.43 Кб (Скачать)

Нравственная оценка политических решений и личности политика. Политические решения принимаются органами государственной  власти, политическими лидерами, руководителями. Политические лидеры, по мнению некоторых  авторов, - это персонифицированные  массовые желания, ожидания и эмоции. Нравственные образец в политике - это образ “желаемого я”, каким хотелось бы быть, какой хотелось создать. Это должны быть нестандартные, выдающиеся личности, которые могут стать образцами

поведения.

В принятии политических решений  учитывается, что политика имеет  дело с объективными реальностями (природными, экономическими, биологическими, межгосударственными  и т. п.). Политик, принимающий решения, имеет дело с конкретными людьми только в конечном счете. Следовательно, нравственное обоснование политических решений будет иметь самую общую характеристику в виде соответствия их общечеловеческим ценностям, принципам гуманизма, свободы и т.п.

Политический выбор стратегического  характера должен быть всесторонне  фундирован, в том числе и с  нравственной точки зрения, а именно: как это отразится на нравственном здоровье общества. Политика аккумулирует интересы миллионов людей. Но она не может игнорировать интересы личности. ”Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, - писал К. Маркс и Ф. Энгельс, - то надо, стало быть, стремится к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами”.

В разработке политических решений проявляются такие качества политических лидеров, как интеллект, умение прогнозировать последствия  принимаемых решений, отношение  к своему долгу и др. Если при  принятии решения возникает коллизия между моралью и возможными политическими  результатами, долг политика - максимально  ориентироваться на нравственные критерии. Нравственной оценке подвергаются и  результаты политических решений. Эта  оценка учитывает, какими методами проводится политика, и каковы последствия политических решений для людей. Могут оцениваться  только общие итоги политики. Скорее всего, нельзя возложить моральную  ответственность на политику за каждую личность, попавшую в жернова политической машины. Такой ответственности не может вынести ни один человек.

Власть сильнейшим образом  воздействует на личность политика и, как правило, не в лучшую сторону. К. Тацит утверждает, что Веспасиан единственный из всех римских государей, кто, ставши принцепсом, изменился к лучшему. Века, истекшие с того времени, убеждают, что случай с Веспасианом остался скорее счастливым исключением, нежели правилом. Власть, будучи бесконтрольной, способна не только деформировать нравственные и психологические основы личности, но и провоцировать его полную деградацию. Необязательность, недобросовестность, некомпетентность и безграмотность аморальны в политической деятельности.

Политика всегда была, есть и будет сферой морали и особенно опасной социальной безнравственности.

Несоответствие политических и нравственных действий и состояния  сознания (расхождение слова и  дела, запроса и отклика на него, надежды и обещания, правды и лжи  и пр.)также безнравственны. Политика - это искусство предвидения, область продуманных шагов, мер, маневров, компромиссов, расчетов, но и хитрости, обмана, заигрывания, большой, но не всегда честной игры. И сегодня честность, искренность, высокая нравственность с великим трудом утверждаются в политике. Карьеристы, авантюристы, экстремисты, деляги и махинаторы наиболее опасны для политики, часто находят пути проникновения в нее. Переход к честной политике, характерной для настоящего гуманного общества - длинный и трудный процесс.

7. Взаимодействие морального  и политического сознания

Политическое сознание представляет собой своеобразный, динамичный сплав  чувств и представлений, в котором  по-своему выражается круг интересов, связанных с деятельностью государства  и других политических институтов. Политическое сознание выражает и защищает насущные, жизненно важные интересы как отдельных социальных групп, так и общества в целом. Эти интересы - экономические, прежде всего, национальные, т.е. интересы той или иной страны, культурные и т.д. Нередко политическое сознание изображается сознанием преимущественно классовым, даже партийным. Да, устремления отдельных социальных групп в нем выражены достаточно ясно. Но различные классы, группы не могут сосуществовать, не учитывая, хотя бы в минимальной мере, чаяния других слоев населения. В противном случае наступает непрерывная гражданская война. Кроме того, у любого государства есть общие для всего населения интересы: охрана границ, отстаивание своих специфических устремлений на международной арене, сохранение культуры, традиций, как и элементарное человеческое сочувствие и сострадание, одобрение и т.д. Однако следует признать, что на ранних этапах развития государства (рабство, крепостничество) действительно доминировало политическое сознание господствующих сословий. В последние же столетия (особенно в XX веке) политическое сознание наполняется все в большей мере общечеловеческим содержанием.

Исторически менялся и  характер взаимодействия морального и  политического сознания. Пожалуй, вплоть до эпохи Просвещения наблюдался значительный разрыв между политикой  и моралью. «Цель оправдывает  средства», -- этот девиз, откровенно сформулированный Н. Макиавелли, применялся задолго до XVI века. Под практическую целесообразность, под интересы политики подгонялись не только нормы повседневной нравственности, но и решения церковных соборов. Однако рост морального самосознания, духовной культуры, потрясения, вызванные опустошительными войнами (особенно в XX веке) привели к возрастанию роли морального фактора, моральных ценностей в политическом сознании, в его повседневном функционировании! Во всяком случае, ныне политики весьма напряженно внимают общественному мнению. Ныне к образу жизни государственных мужей, их нравственным устоям (вплоть до самых интимных сторон жизни) обращено внимание и рядовых избирателей, и средств массовой информации.

В чем же различие между  моральным и политическим сознанием? Как отмечалось выше, политическое сознание обслуживает, прежде всего, горизонтальные устремления людей, а моральное -- не только горизонтальные, но и вертикальные. Именно с позиций высших нравственных ценностей (а не только с позиции сиюминутной выгоды) должны оцениваться действия различных политических институтов. Именно моральное сознание задает ориентиры политическому сознанию. Центральные понятия морального сознания -- это понятия добра и зла. Отправным же понятием политического сознания является понятие власти. Последняя нередко ассоциируется с силой, принуждением или угрозой принуждения («угроза страшнее наказания»), с ограничением свободы человека. Пускает лишь в виде исключения -- для обуздания крайних случаев зла. А какое-либо ограничение свободы человека для морального сознания совершенно неприемлемо, ибо в этом случае не ставится и сама моральная оценка тех или иных поступков.

Словом, различий между моральным  и политическим сознанием немало. Но есть и точки соприкосновения, есть пространство для взаимодействия. Государство не есть какая-то абстракция. Оно реализуется в конкретных органах, в их деятельности. И прежде всего сущность такого или иного  государства воплощается в праве. Именно через право государство, политическое сознание (обращенного  в отличие от морали преимущественно  к большим группам населения) доходит до отдельного гражданина. Но регулируя межличностные отношения, право вынуждено опираться на простые нормы нравственности, освященные веками. Неслучайно такие исходные нормы, как «не убий», «не укради»  и др. входят и в мораль, и в право. Кроме того, имеется и «общее» понятие и у морального, и у правового сознания - понятие «справедливости», «равенства». Правда, понимание справедливости в морали и в праве имеет свои особенности. Для права справедливость - это следование законам, установленным государством. Для морали - справедливость - это объективная оценка действий отдельной личности через призму общечеловеческих, высших ценностей. Моральное сознание может признать несправедливыми и сами законы. Кроме того, для морального сознания принцип равенства, значимости, достоинства каждой человеческой личности является, можно сказать, священным. Для правосознания (в прошлые века личность не только царя, короля, но и простого дворянина имела откровенные привилегии) принцип равенства стал считаться важным, существенным лишь в самые последние десятилетия (у разных стран по-разному).

Действуя в оном и том  же обществе, моральное и политическое сознание неизбежно взаимодействуют, каждое по-своему обеспечивая стабильность общества, отвечая на разнообразные  духовные потребности человеческой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Литература

1. Белов Г.А. - Политология. - М.: ЧеРо, 1998.

2. Гаджиев К.С. - Политическая  наука. - М.: Международные отношения, 1996.

3. Золотухина-Аболина Е.В. - Современная этика - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.

4. Мухаев Р.Т. - Основы политологии. - М.: новая школа, 1996.

5. Политология. - Учебное  пособие. Спб: Бизнес-Пресса, 1998.

6. Попов Л.А. - Этика: Курс  лекций - Москва: Центр, 1998.


Информация о работе Взаимодействие морального и политического сознания