Взаимодействие морального и политического сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

«Мораль - (от лат. moralis - нравственный), 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (обществ. оценки, одобрения или осуждения).

Содержание

1. Что такое мораль 3
2. Что такое политика 3
3. Этическое обоснование политики 3
4. Общее в политике и морали 6
5. Различия и разногласия 7
6. Взаимодействие морали и политики 9
7. Взаимодействие морального и политического сознания 13
Литература 16

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 31.43 Кб (Скачать)

                                              План

 

1. Что такое мораль 3

2. Что такое политика 3

3. Этическое обоснование  политики 3

4. Общее в политике  и морали 6

5. Различия и разногласия  7

6. Взаимодействие морали  и политики 9

7. Взаимодействие морального  и политического сознания 13

Литература 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что такое мораль

«Мораль - (от лат. moralis - нравственный), 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (обществ. оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие и класс. нормы, принципы, идеалы. 2) Отдельное практически-нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т.п.). ».

2. Что такое политика

«Политика - (греч. politika - гос. или общественные дела, от polis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и д.р. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти; участие в делах государства, определения форм, задач, содержания его деятельности.».

 

 

3. Этическое обоснование политики

Политика должна быть нравственной, т.е. система ее идей, целей, практических действий должна быть направлена на реализацию принципов гуманизма и социальной справедливости. Еще Платон писал, что  это “царское искусство прямым плетением  соединять нравы мужественных и  благородных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой  и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей”.

Аристотель, например, связывал этику и политику и считал, что  справедливость должна быть масштабом  политического действия и политических состояний. Государство, по его мнению, существует ради лучшей жизни своих  граждан. И только внутри этого государства  люди смогут процветать, так как  оно воплощает справедливость и  право, выражает общие интересы граждан. Политику Аристотель считал наукой, а  ее основной задачей - знание справедливости. В христианской философии Средневековья  справедливость действий и суждений рассматривается как основа и критерий моральности политики, причем сама справедливость рассматривается как следование заповедям христианского учения, велениям святой церкви. Однако символ Бога как воплощение справедливости позже используется и в светской литературе. Так, российский ученый Ю. Крижанич утверждал, что из всех грехов, из-за которых правитель становится мерзким и людям и Богу, первое место занимает тиранство. “Две узды, - писал он, - кои связывают короля и напоминают о его долге, это - правда и уважение или заповедь божья и стыд перед людьми. Тот же, кто не думает ни о страхе

божьем, ни о стыде перед  людьми, ни о славе грядущих времен, - тот истинный и подлинный тиран. Король не подвластен никаким людским законам, и никто не может его ни судить, ни наказывать. Однако божьему закону и людскому суждению (или общему мнению) он подвластен”.

От века к веку многое менялось в трактовке этических  категорий, они приобретали классовое  звучание, но все же мнение о том, что нравственность должна быть выше политики, оставалось. С этой точки  зрения политика должна строится на объективных основаниях, высоких нравственных ценностях и организованной системе политического управления.

Просветители 16 - 18 вв. призывали  подчинить политическую деятельность нравственным запросам и гуманным идеалам. Для И. Канта политика не может  быть отделена от этики и не может  быть автономной. Немецкий идеализм в  абстрактной форме постулировал соответствие политики и морали. “Мнение  о мнимой несправедливости, согласно которой политике всегда следует  прибывать в состоянии мнимой противоположности морали, - писал  Г. Гегель, - покоится на поверхностном  представлении о моральности, о  природе государства и его  отношении к моральным воззрениям”.

Политика пропускается через  наше сознание и соизмеряется с первичными представлениями о нравственности. На этом и формируется наше отношение  к политике. Д.С. Милль выступает  против представлений о политике как технологии, как наборе предписаний, позволяющих достичь цели, определяемой чисто субъективно и вытекающей из частных интересов. Это ведет, по его мнению, к тирании. Выступая против превращения политики в “чисто техническую деятельность”, Милль  и его последователи подробно обсуждали проблемы соотношения  политической необходимости, моральной  ответственности и свободы, распространения  общечеловеческих нравственных норм на область политики, морального аспекта  взаимосвязи политических целей  и средств.

В наше время ведется дискуссия  между политическими “идеалистами” - сторонниками морализаторства в  политике - и политическими “реалистами” о том, насколько моральной должна быть современная политика.

Политические “идеалисты”  подчеркивают необходимость морального обоснования политики, а некоторые  из них доказывают доминирующее влияние  морали на политику. М. Хилленбрант подчеркивал, что политика всегда должна опираться на определенные моральные нормы. В Германии сильные позиции занимает нормативистская политология, делающая упор на философском анализе моральных норм политической деятельности. Р. Нибур убежден, что оценка, которая может быть дана политике, всегда спорна и проблематична. Но и он все же отмечает, что моральные нормы полезны и уместны в политике, но они должны быть выражены в соответствующих нормах. Вместе с тем, понимая роль и значение для политики моральных норм, ряд ученых высказывают сомнение в возможности применения их современных условиях в полном объеме. Ж. Мартен считает, что политика должна быть справедливой. Дж. Кеннан называет иллюзорными представления о том, что политические доктрины могут оцениваться и направляться более высокими моральными и рациональными стандартами. Дж. М. Джильберт высказал мысль, что все формы экономического, политического, культурного роста должны в результате иметь рост нравственный. Он увязал деятельность правительства с нравственностью людей: если люди хороши, то правительство не может быть плохим, но если люди плохи, то правительство не может быть хорошим, ибо они будут стараться изменять и портить его в соответствии со своей выгодой.

В современных условиях позиция  отказа от нравственных критериев политики неприемлема по следующим основаниям:

- Многократно возросла  “цена” политических решений  в плане возрастания их воздействия  на судьбу людей;

- В условиях демократизации  резко повышается зависимость  политиков от общественного мнения;

- Намного больше, чем прежде, стала информированность людей  о различных аспектах принятия  политических решений.

- Однако все это не  означает, что политика стала  гуманной и нравственно обоснованной.

4. Общее в политике  и морали

Являясь сферой социального  выбора групп, индивидов, организаций, политика ограниченно связана с  моралью. Выбор проектов желаемого  будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств  и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести  и достоинстве.

1. Мораль и политика  относятся к наиболее ранним  социальным регуляторам общественной  жизни. Сближает их то, что и  та и другая относятся к  сфере социального выбора, поэтому  достаточно подвижны и изменчивы.  Их содержание обусловлено влияниями  множества факторов, начиная от исторических и социокультурных и кончая субъективными представлениями и случаями.

2. Мораль и политика  это нормативные регуляторы жизнедеятельности  индивидов. Упорядочение поведения  людей осуществляется при помощи  нравственных и политико-правовых  норм (общих правил, эталонов, образцов  поведения), которые являются общеобязательными  для всех людей. Однако нравственные  и политические нормы различаются  способом формирования и средствами  реализации.

5. Различия и разногласия

Политика и мораль различаются  способом формирования и средствами реализации.

1. Сфера нравственных  отношений это в основном взаимосвязь  между отдельными личностями, требованиями  к индивиду со стороны общества  в целом, отдельных групп, согласование  личного интереса с общественным, утверждение социального в индивидуальном. Политические отношения не призваны выражать индивидуальность каждого, но конкретно выражают групповые интересы. Мораль же выражает духовные и личностные потребности общества. Нормы морали складываются на основе представления людей о добре и зле, совести, справедливости. Они становятся обязательными для всех по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические и правовые норма устанавливаются государством и обычно фиксируются в законах, после их опубликования им должны следовать все. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а существуют в сознание людей. В большинстве случаев они соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписания, благодаря внутреннему убеждению и силе общественного мнения. Политико-правовым нормам люди следуют добровольно лишь в зрелом гражданском обществе, понимая их справедливость. Однако для их соблюдения государство вправе применять средства принуждения.

2. Нравственные нормы  выступают в виде обобщенных  правил поведения, свойственных для всех ситуаций. Политические и правовые нормы определяют правила взаимоотношений государства и гражданского общества; партийные нормы правила поведения членов организации и т.д. Нет универсальной модели связи, разграничений и противоречий морали и политики. Все зависит от характера господствующей морали и политики. Одно дело, когда основой морали является конфуцианство, для которого характерно принятие мира таким, каким он есть, другое дело христианская и исламская мораль, основой которых является принятие мира и одновременно его улучшение. Характерно, что на Западе обосновалась идея как подчинения любой власти, так и право народа на восстание. Устойчивой является идея о праве сопротивления неправому делу, произволу властителя. В республиках Греции и Рима действовал принцип, в соответствии с которым убийца узурпатора рассматривался добродетельным гражданином. В этом Ш. Монтескье видел проявление гражданства, право каждого защищать республику. Признание права на восстание против тирана было характерно для мыслителей 17-18 веков Англии и Франции.

Иная модель формируется  И. Кантом. Для искателя вечного мира высшей ценностью была стабильность. Поэтому безнравственным виделся  любой революционный характер захвата  власти. Но подчиняться следовало  любой власти, даже той, которая завоевана  восстанием. Свое влияние на политику оказывает и мораль буддизма. В  ее основе лежит идея ненасилия. В 20 веке философия ненасилия проникает  в российскую, западную, американскую культуры.

3. Мораль и политика  различаются механизмом воздействия  на общество. Мораль является  разновидностью индивидуального  регулирования, утверждения социального  в индивидуальном с помощью наиболее общих правил поведения. На их основе обеспечивается взаимосвязь отдельных индивидов путем согласования личного интереса с общественным. Политика же обращена к общественным или групповым интересам, поэтому прямо не выражает индивидуальных потребностей. Однако высокий уровень мотивации политического участия граждан достигается благодаря эффективности политики как социального института в решении актуальных проблем, поскольку она опирается на институты власти. Следовательно, несмотря на известные различия, политика и мораль дополняют и взаимообеспечивают друг друга.

6. Взаимодействие морали  и политики

Мораль и политика относительно автономны по отношению друг к другу.

Разделяющая их функциональная автономия делает их отношения

несимметричными. Политика организует совместную жизнь людей и их

деятельность, регулирует и  контролирует жизнь общества. Мораль также

является регулятором  моральных отношений, осуществляет оценку политики, в то время как  политика не может быть критерием оценки морали.

Классовая, революционная  мораль усложняет оценки политики, ибо понятие “хороший” - “плохой” имеют разный смысл в политике и морали, так же как и понятия  “благо”, ”добро” и “зло”.

Возникновение политики и  морали обусловлены различными причинами, формы отражения политической идеологии  и морального сознания также различны. Если в политике оценка дается в  категориях власти, революции, диктатуры  класса и т.п., то нравственные воззрения  находят свое выражение в категориях добра и зла, совести и чести, долга и справедливости и др.

Понятия добра и зла, правил и норм поведения людей менялись от века к веку, от народа к народу. В классовом обществе они помимо общечеловеческого содержания выражали интересы определенных классов. Если политические взгляды какого-либо класса закрепляются обычно в программе и уставе его  политической партии, а правовые взгляды  господствующего класса - в праве, благодаря чему им придается обязательный характер, то нравственные воззрения, как правило, лишены такого рода закрепления. Политическая идеология вырабатывается отдельными идеологами класса, нормы  же морали - всем обществом, в том  числе представителями существующих классов. То, что делает политика, не делает мораль, поэтому их соединение оказывается столь сложным и  нестойким.

Мораль формируется под  сильнейшим воздействием политики. Политическая элита обладает большими возможностями  для насаждения угодной ей морали, используя для этого все рычаги власти, средств массовой информации, пропаганды, покупая ученых, литераторов, артистов. Это воздействие может создавать атмосферу нравственного воодушевления, использовать моральный фактор в политике, а может создавать моральный

смог, подрывать нравственные устои нации, чтобы ослабить противодействия  масс неугодных политике. Оценивая такую политику, Ю. Бондарев писал: ”Для безнравственности в политике невозможно лишь одно: чтобы что-нибудь оказалось  невозможным”. Однако ведущие воздействие  политике отнюдь не означает отрицание  морали как особой формы общественного  сознания. Недопустимо смешение политики и морали. Коренной вопрос о власти может быть решен только политической борьбой.

Решение политических проблем  не всегда укладывается в нормы нравственности. Особенно часто нарушается заповедь о неприкосновенности жизни и  собственности человека, его прав и свобод. Тем не менее, политика, как правило, не покушается на пересмотр  норм нравственности. Для политики отнюдь не безразличны существующие в обществе моральные ценности, она  хотела бы соответствовать нормам справедливости. Но все дело в том, как подчеркивал  Ф. Энгельс, что то, что справедливо  с точки зрения морали и даже права, может оказаться далеко несправедливым в социальном плане.

Информация о работе Взаимодействие морального и политического сознания