Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:22, курсовая работа
«Мораль - (от лат. moralis - нравственный), 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (обществ. оценки, одобрения или осуждения).
1. Что такое мораль 3
2. Что такое политика 3
3. Этическое обоснование политики 3
4. Общее в политике и морали 6
5. Различия и разногласия 7
6. Взаимодействие морали и политики 9
7. Взаимодействие морального и политического сознания 13
Литература 16
1. Что такое мораль 3
2. Что такое политика 3
3. Этическое обоснование политики 3
4. Общее в политике и морали 6
5. Различия и разногласия 7
6. Взаимодействие морали и политики 9
7. Взаимодействие морального и политического сознания 13
Литература 16
1. Что такое мораль
«Мораль - (от лат. moralis - нравственный), 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (обществ. оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие и класс. нормы, принципы, идеалы. 2) Отдельное практически-нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т.п.). ».
2. Что такое политика
«Политика - (греч. politika - гос. или общественные дела, от polis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и д.р. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти; участие в делах государства, определения форм, задач, содержания его деятельности.».
3. Этическое обоснование политики
Политика должна быть нравственной,
т.е. система ее идей, целей, практических
действий должна быть направлена на реализацию
принципов гуманизма и
Аристотель, например, связывал этику и политику и считал, что справедливость должна быть масштабом политического действия и политических состояний. Государство, по его мнению, существует ради лучшей жизни своих граждан. И только внутри этого государства люди смогут процветать, так как оно воплощает справедливость и право, выражает общие интересы граждан. Политику Аристотель считал наукой, а ее основной задачей - знание справедливости. В христианской философии Средневековья справедливость действий и суждений рассматривается как основа и критерий моральности политики, причем сама справедливость рассматривается как следование заповедям христианского учения, велениям святой церкви. Однако символ Бога как воплощение справедливости позже используется и в светской литературе. Так, российский ученый Ю. Крижанич утверждал, что из всех грехов, из-за которых правитель становится мерзким и людям и Богу, первое место занимает тиранство. “Две узды, - писал он, - кои связывают короля и напоминают о его долге, это - правда и уважение или заповедь божья и стыд перед людьми. Тот же, кто не думает ни о страхе
божьем, ни о стыде перед людьми, ни о славе грядущих времен, - тот истинный и подлинный тиран. Король не подвластен никаким людским законам, и никто не может его ни судить, ни наказывать. Однако божьему закону и людскому суждению (или общему мнению) он подвластен”.
От века к веку многое менялось в трактовке этических категорий, они приобретали классовое звучание, но все же мнение о том, что нравственность должна быть выше политики, оставалось. С этой точки зрения политика должна строится на объективных основаниях, высоких нравственных ценностях и организованной системе политического управления.
Просветители 16 - 18 вв. призывали
подчинить политическую деятельность
нравственным запросам и гуманным идеалам.
Для И. Канта политика не может
быть отделена от этики и не может
быть автономной. Немецкий идеализм в
абстрактной форме постулировал
соответствие политики и морали. “Мнение
о мнимой несправедливости, согласно
которой политике всегда следует
прибывать в состоянии мнимой
противоположности морали, - писал
Г. Гегель, - покоится на поверхностном
представлении о моральности, о
природе государства и его
отношении к моральным
Политика пропускается через
наше сознание и соизмеряется с первичными
представлениями о
В наше время ведется дискуссия
между политическими “
Политические “идеалисты” подчеркивают необходимость морального обоснования политики, а некоторые из них доказывают доминирующее влияние морали на политику. М. Хилленбрант подчеркивал, что политика всегда должна опираться на определенные моральные нормы. В Германии сильные позиции занимает нормативистская политология, делающая упор на философском анализе моральных норм политической деятельности. Р. Нибур убежден, что оценка, которая может быть дана политике, всегда спорна и проблематична. Но и он все же отмечает, что моральные нормы полезны и уместны в политике, но они должны быть выражены в соответствующих нормах. Вместе с тем, понимая роль и значение для политики моральных норм, ряд ученых высказывают сомнение в возможности применения их современных условиях в полном объеме. Ж. Мартен считает, что политика должна быть справедливой. Дж. Кеннан называет иллюзорными представления о том, что политические доктрины могут оцениваться и направляться более высокими моральными и рациональными стандартами. Дж. М. Джильберт высказал мысль, что все формы экономического, политического, культурного роста должны в результате иметь рост нравственный. Он увязал деятельность правительства с нравственностью людей: если люди хороши, то правительство не может быть плохим, но если люди плохи, то правительство не может быть хорошим, ибо они будут стараться изменять и портить его в соответствии со своей выгодой.
В современных условиях позиция отказа от нравственных критериев политики неприемлема по следующим основаниям:
- Многократно возросла
“цена” политических решений
в плане возрастания их
- В условиях демократизации
резко повышается зависимость
политиков от общественного
- Намного больше, чем прежде, стала информированность людей о различных аспектах принятия политических решений.
- Однако все это не означает, что политика стала гуманной и нравственно обоснованной.
4. Общее в политике и морали
Являясь сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика ограниченно связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.
1. Мораль и политика
относятся к наиболее ранним
социальным регуляторам
2. Мораль и политика
это нормативные регуляторы
5. Различия и разногласия
Политика и мораль различаются способом формирования и средствами реализации.
1. Сфера нравственных
отношений это в основном
2. Нравственные нормы выступают в виде обобщенных правил поведения, свойственных для всех ситуаций. Политические и правовые нормы определяют правила взаимоотношений государства и гражданского общества; партийные нормы правила поведения членов организации и т.д. Нет универсальной модели связи, разграничений и противоречий морали и политики. Все зависит от характера господствующей морали и политики. Одно дело, когда основой морали является конфуцианство, для которого характерно принятие мира таким, каким он есть, другое дело христианская и исламская мораль, основой которых является принятие мира и одновременно его улучшение. Характерно, что на Западе обосновалась идея как подчинения любой власти, так и право народа на восстание. Устойчивой является идея о праве сопротивления неправому делу, произволу властителя. В республиках Греции и Рима действовал принцип, в соответствии с которым убийца узурпатора рассматривался добродетельным гражданином. В этом Ш. Монтескье видел проявление гражданства, право каждого защищать республику. Признание права на восстание против тирана было характерно для мыслителей 17-18 веков Англии и Франции.
Иная модель формируется
И. Кантом. Для искателя вечного мира
высшей ценностью была стабильность.
Поэтому безнравственным
3. Мораль и политика
различаются механизмом
6. Взаимодействие морали и политики
Мораль и политика относительно автономны по отношению друг к другу.
Разделяющая их функциональная автономия делает их отношения
несимметричными. Политика организует совместную жизнь людей и их
деятельность, регулирует и контролирует жизнь общества. Мораль также
является регулятором моральных отношений, осуществляет оценку политики, в то время как политика не может быть критерием оценки морали.
Классовая, революционная мораль усложняет оценки политики, ибо понятие “хороший” - “плохой” имеют разный смысл в политике и морали, так же как и понятия “благо”, ”добро” и “зло”.
Возникновение политики и морали обусловлены различными причинами, формы отражения политической идеологии и морального сознания также различны. Если в политике оценка дается в категориях власти, революции, диктатуры класса и т.п., то нравственные воззрения находят свое выражение в категориях добра и зла, совести и чести, долга и справедливости и др.
Понятия добра и зла, правил
и норм поведения людей менялись
от века к веку, от народа к народу.
В классовом обществе они помимо
общечеловеческого содержания выражали
интересы определенных классов. Если политические
взгляды какого-либо класса закрепляются
обычно в программе и уставе его
политической партии, а правовые взгляды
господствующего класса - в праве,
благодаря чему им придается обязательный
характер, то нравственные воззрения,
как правило, лишены такого рода закрепления.
Политическая идеология вырабатывается
отдельными идеологами класса, нормы
же морали - всем обществом, в том
числе представителями
Мораль формируется под сильнейшим воздействием политики. Политическая элита обладает большими возможностями для насаждения угодной ей морали, используя для этого все рычаги власти, средств массовой информации, пропаганды, покупая ученых, литераторов, артистов. Это воздействие может создавать атмосферу нравственного воодушевления, использовать моральный фактор в политике, а может создавать моральный
смог, подрывать нравственные устои нации, чтобы ослабить противодействия масс неугодных политике. Оценивая такую политику, Ю. Бондарев писал: ”Для безнравственности в политике невозможно лишь одно: чтобы что-нибудь оказалось невозможным”. Однако ведущие воздействие политике отнюдь не означает отрицание морали как особой формы общественного сознания. Недопустимо смешение политики и морали. Коренной вопрос о власти может быть решен только политической борьбой.
Решение политических проблем не всегда укладывается в нормы нравственности. Особенно часто нарушается заповедь о неприкосновенности жизни и собственности человека, его прав и свобод. Тем не менее, политика, как правило, не покушается на пересмотр норм нравственности. Для политики отнюдь не безразличны существующие в обществе моральные ценности, она хотела бы соответствовать нормам справедливости. Но все дело в том, как подчеркивал Ф. Энгельс, что то, что справедливо с точки зрения морали и даже права, может оказаться далеко несправедливым в социальном плане.
Информация о работе Взаимодействие морального и политического сознания