Выборы в местные органы власти: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:40, реферат

Описание работы

Создания суверенного правового демократического и социального Украинского государства происходит вместе со становлением гражданского общества. Одним из важнейших элементов взаимосвязи государства и общества есть местное самоуправление – общественно-политический и правовой институт, который приобретает все большего значения как демократическая форма организации публичной негосударственной власти на местах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Общая характеристика местного самоуправления в Украине…….4
История становления местного самоуправления в Украине………6
Система местного самоуправления…………………………………..11
Мажоритарная система………………………………………………….13
Пропорциональная система…………………………………………….15
Смешанная система………………………………………………………15
Выборы в местные органы власти на практике……………………16
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………22

Работа содержит 1 файл

политология рееферат.docx

— 45.07 Кб (Скачать)

Так, в 3-му Универсале ЦР речь шла о демократизации и расширении прав местного самоуправления как органов высочайшей административной власти на местах. Появление 4-го Универсала в 1918 г. прибавила к действующей системе местного самоуправления еще и "Совет рабоче-сельских и солдатских депутатов".

"В  провозглашенной 29 апреля 1918 г. Конституции  УНР закреплялась определенная  система местного самоуправления, которую соответственно ее ст. 5 составляли "земли, волости и  общины", а их отношения с  государством строились по принципу: "не поднимая единой своей  власти, УНР предоставляет своим  землям, волостям и общинам право  широкого самоуправления, придерживаясь принципа децентрализации".[1, с. 2]

Политические  режимы, которые выступали правопреемниками УНР 1918 года (Гетьманат, Директория), так  или иначе, использовали идеи местного самоуправления, как с политической, так и с законодательной целью. Идея широкого самоуправления возрождается до конца 1920 г., когда обрабатываются два официальных проекта Конституции  УНР. В этих проектах местное самоуправление включало систему общин, волостей, уездов и высших единиц самоуправления. На уровне общин и волостей выборы в органы самоуправления были прямыми. Но, несмотря на это, Центральный Совет испытал поражение, одной из главных причин которого было отсутствие административного аппарата.

Итак, конституционные  акты и проекты 1914-1920 гг. с их организацией местного самоуправления не воплотились  в жизнь - в ноябре 1920 г. УНР прекратило свое существование, но они имеют  определенное значение для обогащения современной конституционной теории местного самоуправления, опыта муниципального строительства.

После установления на востоке Украины  большевистского режима в 1917-1920 гг. система местного самоуправления была ликвидирована. На украинских землях, оккупированных после первой мировой  войны Польшей, Чехословакией и  Румынией, местное самоуправление в  разнообразной мере сохранилось, но везде оно находилось под контролем  колониальной администрации. В годы второй мировой войны и на этих землях местное самоуправление было ликвидировано фашистскими оккупантами.

В Украинской ССР после победы большевиков  власть на местах формально перешла  к местным Советам рабочих, крестьян и солдатских депутатов, которые  выступали органами диктатуры пролетариата, а со временем - местными органами власти социалистического государства.

Исторический  опыт работы местных Советов, например 20-30-х лет, свидетельствует о том, что по своему правовому статусу  эти Советы и их исполком были инстанциями  единого централизованного аппарата самоуправления и не могли выполнять  функции местного самоуправления в  следствии отсутствия самостоятельности  как материально-хозяйственной, так  и управленческой. Советы были чисто  государственными структурами с  жестким вертикальным подчинением.

После принятия Конституции УССР (1937 г.) происходит переименования Советов рабочих  и других депутатов в Совет  депутатов трудящихся, а с принятием  Конституции УССР 1978 г. - последних в Советы народных депутатов. Переименования Советов не сделало их ближе к европейским требованиям: сохранилась все та же иерархическая пирамида Советов - от местных к Верховной раде УССР, которое при этом ничего не решали и были лишь фасадом для территориальной вертикали всевластного партийного аппарата.

В советской  науке и практике термин "местное  самоуправление" до конца  80-х лет не употреблялся. Только в начале 1990 г. под влиянием перестройки был принятый закон СССР "Об общих принципах местного самоуправления и хозяйства в СССР".

Соответственно этому закону система местного самоуправления включала Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления. При этом Советы определялись как главная инстанция этой системы. Вместе с тем они остались элементом централизованной системы органов государственной власти, где продолжал действовать принцип демократической централизации. Изменения в законодательстве про местные Совета не были подкреплены соответствующими поправками в Основном Законе - Конституции.

Начало  реального построения местного самоуправления в Украине было положено принятием  Верховной радой Украинской ССР  Декларации о государственном суверенитете Украины, которая провозгласила  распределение власти по демократическому принципу на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно местные  Советы могут быть только негосударственными представительными органами местного самоуправления. А уже 7.12.1990 г. Закон  УССР "Про местные советы народных депутатов УССР и местное самоуправление' провозгласил демократические принципы местного самоуправления.

26.03.1992 г., в связи с учреждением в  1991 г. института Президента Украины  как главы государства и исполнительной  власти, был принят новый Закон Украины "Про местные Советы народных депутатов и местное и региональное самоуправление'. Этот закон внес принципиальные изменения в статус местных Советов и фактически дополнил к тому времени Конституцию Украины.

Дальнейшее  развитие самоуправления в новейшей истории Украины связанно с идейными противоречиями политических сил в стране, которые углубляются экономическим кризисом. Но все же компромиссы были найдены и 21.05.1997 г. был принятый закон Украины "Про местное самоуправление". Но теперь, в отличие от предыдущих, он уже подкреплен и защищен Конституцией Украины 1996 года, который дает возможность надеяться только на дальнейшее закрепление и осуществления принципов самоуправления на практике. 

Система местного самоуправления

Систему местного самоуправления можно рассматривать  как полный механизм осуществления  власти на местах, механизм, который  обеспечивает реализацию функций местного самоуправления.

Структура местного самоуправления самостоятельно определяется территориальной общиной  или представительным органом местного самоуправления в границах, предусмотренных  Конституцией Украины и действующим  законодательством. Структура местного самоуправления какой-нибудь территориальной  самоуправляющейся единицы включает:

- соответствующую  территориальную общину, которая  решает вопросы местного значения  с помощью форм прямого волеизъявления  граждан;

- представительный  орган местного самоуправления (сельский, поселковый, городской совет);

- соответствующего  сельского, поселкового, городского  председателя;

- исполнительные  органы местного самоуправления;

- городские  советы, которые создаются в городах  с районным делением по решению  территориальной общины города  или городского совета;

- районного  и областного совета, которые  представляют общие интересы  территориальных общин сел, поселков, городов;

- органы  самоорганизации население. 

Местное самоуправление может эффективно функционировать  лишь при условии оптимального объединения  непосредственной и представительной демократии. Согласно с ст. 140 Конституции  Украины, местное самоуправление осуществляется территориальной общиной как  непосредственно, так и через  органы местного самоуправления.

В Украине  к этим органам относятся сельские, поселковые, городские Советы, состоящие из депутатов, избранных на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования, а также районные и областные Советы, устанавливая общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов.

Можно выделить 5 групп вопросов, которые, в соответствии с Конституцией и Законом Украины "Про местное самоуправление", правомочны рассматривать и решать сельские, поселковые и городские советы:

1. Вопрос  самоорганизации Совета и формирования  его органов.

2.Вопрос организации и функционирования системы местного самоуправления.

3. Вопрос  экономического и социального  развития территории, бюджета, управления  коммунальной собственностью.

4. Осуществления  контрольных функций.

5. Другие  вопросы 

Определяющим  признаком органов самоуправления является наличие в их структуре выборных представительных органов–советов.

Все вопросы, связанные с выборами, в Украине регулируются Конституцией и законами Украины.

Согласно  Конституции Украины (ст. 71) выборы в  органы местного самоуправления являются свободными и осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права путем тайного  голосования.

Данное  законодательство определяет характер избирательной системы в Украине, принципы избирательного права, стадии избирательного процесса, устанавливает основания для привлечения к ответственности за нарушение избирательного законодательства.

«Избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов государственной власти и местного самоуправления, составляющие порядок выборов. Это способ распределения мандатов в выборных органах в соответствии с результатами голосования. Известно 3 вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.» [ 2, с.178] 
 

Общая характеристика мажоритарной избирательной системы 

При мажоритарной системе избранным является тот  кандидат, который набрал установленное  большинство голосов. Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей данного округа или страны в целом (если речь идет о выборах президента). Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата, и избиратель голосует за кандидата той или иной партии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партия выставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель голосует не за отдельных кандидатов, а за партийный список в целом. Партийный список, собравший большинство голосов, забирает все мандаты по данному округу.

Мажоритарная  система предусматривает распределение мандатов таким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данном избирательном округе большинство голосов, получает мандат или все мандаты от данного округа.

В зависимости  от того, какого большинства требует  закон, мажоритарная система может  быть трех видов:

    • относительного большинства;
    • абсолютного большинства;
    • квалифицированного большинства.

По мажоритарной системе относительного большинства  депутатом считается тот, кто  на выборах получил больше голосов, чем любой из его соперников. Положительным  в этой системе является то, что голосование осуществляется в один тур, а недостатком - утрата голосов, поданных против победившего кандидата.

Мажоритарная  система абсолютного большинства требует для избрания абсолютное большинство голосов, т.е. больше половины (50% + 1 голос). Такая система применяется на выборах президентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна и часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосов избирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладать очень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стране. Если никто из баллотирующихся кандидатов не соберет требуемого большинства голосов, возможно проведение второго тура голосования, к участию в котором допускаются два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре голосования. Из двух кандидатов победителем становится тот, который получил больше голосов, чем его соперник. Поскольку в данном случае другие кандидаты к баллотировке вторично не допускаются, победитель собирает абсолютное большинство голосов. В некоторых случаях законом может быть предусмотрено проведение второго тура в виде повторных выборов. Такая процедура может иметь несколько разновидностей, в частности в перебаллотировке могут участвовать все кандидаты из первого тура, или же лица, собравшие в первом туре менее установленного минимума голосов, могут быть исключены из бюллетеней. Избранным в данном случае считается тот, кто соберет больше голосов, чем любой другой, но не обязательно больше половины. Наконец, особым способом перебаллотировки считается такой, когда вместо проведения второго тура голосования проводится голосование в высшем законодательном органе власти. В данном случае для участия в выборах допускаются два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре голосования избирателей. Избирательные законы некоторых стран предусматривают гипотетический случай, когда голоса во втором туре разделились бы абсолютно поровну: тогда или старший по возрасту становится победителем, или кандидатам предлагают бросить жребий.

Информация о работе Выборы в местные органы власти: теория и практика