Выборы в местные органы власти: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:40, реферат

Описание работы

Создания суверенного правового демократического и социального Украинского государства происходит вместе со становлением гражданского общества. Одним из важнейших элементов взаимосвязи государства и общества есть местное самоуправление – общественно-политический и правовой институт, который приобретает все большего значения как демократическая форма организации публичной негосударственной власти на местах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Общая характеристика местного самоуправления в Украине…….4
История становления местного самоуправления в Украине………6
Система местного самоуправления…………………………………..11
Мажоритарная система………………………………………………….13
Пропорциональная система…………………………………………….15
Смешанная система………………………………………………………15
Выборы в местные органы власти на практике……………………16
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………22

Работа содержит 1 файл

политология рееферат.docx

— 45.07 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Таврический Национальный Университет им. В.И. Вернадского

Керченский  Экономико-Гуманитарный Институт 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине: «Политология»

На тему: «Выборы в местные органы власти: теория и практика» 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 4 курса

Факультета

 «Английский  язык и литература»

Горобец Анастасия

Проверил:

Дехтярев А.А. 
 
 

Керчь 2010 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

    1. Общая характеристика местного самоуправления в Украине…….4
    2. История становления местного самоуправления в Украине………6
    3. Система местного самоуправления…………………………………..11
  1. Мажоритарная система………………………………………………….13
  1. Пропорциональная система…………………………………………….15
  2. Смешанная система………………………………………………………15
    1. Выборы в местные органы власти на практике……………………16 

Заключение……………………………………………………………………..21

Список  использованной литературы…………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Создания  суверенного правового демократического и социального Украинского государства  происходит вместе со становлением гражданского общества. Одним из важнейших элементов  взаимосвязи государства и общества есть местное самоуправление – общественно-политический и правовой институт, который приобретает все большего значения как демократическая форма организации публичной негосударственной власти на местах.

Статья 7 Конституции Украины говорит  о том, что в Украине признается и гарантируется местное самоуправление.

Местное самоуправление осуществляется территориальной  общиной в порядке, установленном  законом, как непосредственно, так  и через органы местного самоуправления: сельского, поселкового, городского совета и их исполнительные органы.

Вероятно, чем более развито правовое государство и гражданское общество, тем выше роль и значение самоуправления. Согласно Конституции, Украина –правовое государство, а значит, проблемы развития и осуществления самоуправления не могут не волновать. Исторический опыт свидетельствует, что развитие местного самоуправления всегда связанно с определенным кругом политических, правовых, административно-территориальных и экономических проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общая характеристика местного самоуправления в Украине

Вопросом  местного самоуправления посвящен раздел 11 Конституции Украины. Статья 140 Конституции Украины определяет местное самоуправление как право территориальной общины - жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселков и городов - самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины.

Основными законами, которые регулируют реализацию местного самоуправления в стране, являются Законы Украины “О местном  самоуправлении в Украине” (21.05.1997), “Об органах самоорганизации  населения” (11.07.2001) и “О местных  государственных администрациях” (09.04.1999). Закон Украины “О местном  самоуправлении в Украине” определяет основные принципы деятельности органов местного самоуправления, но, в то же самое время, не определяет пути достижения и обеспечения реальной независимости территориальных общин.

Конституция Украины была признана венецианской Комиссией “За демократию через  закон” одной из самых демократических. И действительно: украинская Конституция  дает широкие возможности для  общественного участия  в процессах  принятия решений, особенно на местном  уровне. Так, в статье 5 четко определено, что единственным источником власти в Украине является народ, который реализует свою власть напрямую и через органы государственной власти и местного самоуправления.

Также большое значение для развития гражданского общества имеет статья 36 Конституции, которая дает возможность гражданам  объединяться в общественные организации  и политические партии.  В Украине  действует ряд законов, которые  дают широкие возможности для  участия граждан в процессах  управления.

Основные  из них:

- “О  местном самоуправлении в Украине”;

- “О  местных государственных администрациях”; 

- “Об  обращениях граждан”;

- “Об  информации”;

- “О  порядке освещения деятельности  органов государственной власти  и местного самоуправления в  средствах массовой информации”;

- “О  статусе депутатов местных советов”;

- “Об  органах самоорганизации населения  ” и т.д. 

В Украине  также действуют международные  документы, которые ратифицированы, и поэтому являются составляющей национального законодательства. Например:

1. Европейская  Хартия местного самоуправления (ратифицирована в 1997).

2.Конвенция о защите гражданских прав и основных свобод (ратифицирована в 1997).

3. Общая Конвенция гражданских прав (ратифицирована в 1950).

4. Конвенция  о доступе к информации, участию  граждан в процессе принятия решений (ратифицирована в 1999). 

В целом, украинское законодательство соответствует  международным и, в частности, европейским  нормам демократии, местного самоуправления, защиты прав человека и общественного  участия в процессе принятия решений.

Это право  соответствующие территориальные  громады осуществляют непосредственно, т. е. путем проведения местных референдумов, или через органы местного самоуправления. В систему органов местного самоуправления входят сельские, поселковые, городские  советы и их исполкомы, а также  районные и областные советы, которые  представляют общие интересы сел, поселков, городов. Последние могут разрешать  создавать по инициативе жителей  органы самоорганизации населения - домовые, уличные, квартальные и другие комитеты и наделять их частью своей компетенции, финансов, имущества. 
 

История становления местного самоуправления в  Украине

Идеи  местного самоуправления основываются на давних самобытных и самоуправляющихся  традициях украинского общества, которые берут свои истоки еще  из времен существования территориальной  соседской общины. Местное самоуправление развивалось в разных формах и  под влиянием разнообразных факторов. В частности, Киевская Русь имела  достаточно развитую к тому времени  городскую систему, основной чертой которой было общественное самоуправление. Развитию и процветанию Киевской Руси оказывали содействие местные  княжества, хотя в дальнейшем расширения автономии привело к распаду  государства.

Важным  шагом в развития самоуправления не только в Украине, но и во всей Европе было распространение Магдебургского права - права городов на самоуправление. Это приводило к экономическому возрастанию регионов. Впервые на Украине это право приобрели города Галицко-Волынского княжества в 1339 году. В 16-17 веке Магдебургское право получили большинство городов Украины. Оно регулировало такие сферы:

- устанавливало  порядок выборов;

-определяло функции органов самоуправления, суда, купеческих объединений, цехов;

- решало  вопросы, связанные с торговлей, опекой, наследованием;

- определяло  наказания за преступления;

- узаконивало неравенство в правах, в зависимости от пола, происхождения, вероисповедания.

К сожалению, в 1831 году украинские города были лишены права на самоуправление. Магдебургское право было ликвидировано Указом Николая1. В Киеве оно было ликвидировано в 1835 году.

Своеобразных  форм приобретает местное самоуправление во времена существования Украинского  казацкого государства, которое  было обусловлено его полково-сотенным устройством (XVІІ-XVІІІ ст.). Полки и сотни одновременно были воинскими и административно-территориальными единицами и пользовались военно-административным самоуправлением.

После подписания в 1654 г. договора между Украиной и Московским государством начинается процесс постепенной ликвидации украинских форм местного самоуправления.

В Украине  вводится комендантская система, которая  предусматривала административный надзор за деятельностью органов  местного самоуправления со стороны  русских комендантов.

В дальнейшем в Украине устанавливались общеимперские  формы местного самоуправления. После  земской реформы в 1864 г. вводится региональное самоуправление (земские  собрания на уровне губернии).

В 1870 г. была осуществлена реформа местного самоуправления, которая предусматривала  создание городских дум и их исполнительных органов - управ, во главе с городским  председателем.

В 17-18 веках  появились учения про природные  права общества, в соответствии с  которыми оно будет равной и независимой  от государства частью мира. Таким  образом, теоретики природного права  увидели в местном самоуправлении самостоятельную форму публичной  власти, полем деятельности, которой  были местные дела, интересы, которые  поднимают территориальные общины.

В Украине  идеи местного самоуправления в их природно-правовой интерпретации пропагандировались такими общественно-политическими  деятелями, как Н. Драгоманов, И. Франко, М. Грушевский, а также украинскими  народниками конца 19 - начала 20 века. Так, в программе Российско-украинской радикальной партии, созданной в 1890 году под идейным влиянием М. Драгоманова, одним из главных задач партии рядом с обеспечением основных прав человека указывалась необходимость достижения автономии территориальных общин.

Идея  децентрализации власти и поиска соответствующих форм местного самоуправления были ведущими в творчестве большинства представителей прогрессивной украинской интеллигенции того времени. Популярность идеи децентрализации власти среди украинских ученых и политиков имела свои объективные причины. Во-первых, это была своеобразная реакция на чрезмерную централизацию, которая существовала в условиях Русской империи. Во-вторых, децентрализация считалась мерой, которая отворачивает от возможного авторитарного перерождения власти в условиях независимой Украины. И в-третьих, в самый раз "в конце 19-го начала 20-го веков в некоторых развитых странах состоялось реформирование механизмов в осуществлении публичной власти на основаниях реального местного самоуправления, которое не могло не отразиться на позициях украинской политической мысли. [1,с.1] Практические проблемы конституционно-правового развития местного самоуправления в Украине возникали, главным образом, во время его становления конституционным государством. Первая попытка такого становления относится к временам казацкого государства, где изобиловали идеи децентрализации и к созданию Конституции П. Орликом в 1710 году. В этой Конституции в характерных для того времени формулах обобщается практика местного самоуправления и устанавливаются нормы обращения. Понятно, что тогдашнее местное самоуправление нельзя приравнивать с современным, но фактом есть то, что Конституция 1710 года уделяет ему внимание.

Со временем практические проблемы конституционно-правового  развития местного самоуправления в  Украине возникли в связи с  формированием конституционной  системы УНР.

В широко известных ныне Универсалах Украинского  Центрального Совета (1917-1918 гг.), что  заложили основы украинской государственности, значительное внимание отводилось вопросом местного самоуправления как составной  части нового демократического конституционного порядка.

Информация о работе Выборы в местные органы власти: теория и практика