Возникновение философии, этапы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:45, доклад

Описание работы

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".

Работа содержит 1 файл

Возникновение философии.docx

— 27.66 Кб (Скачать)

Основные положения диалектико-материалистического  мировоззрения, лежащие в основе философии марксизма, можно схематически сформулировать следующим образом:

1) Мир (бытие, действительность) существует объективно, т.е. независимо  от воли и сознания человека.

2) Мир не был никем сотворен  и не может быть никем уничтожен.  Он существует и развивается  по естественным законам. В  нем нет сверхъестественных сил.

3) Мир един, в нем нет абсолютно  отграниченных друг от друга  "потусторонних" (стоящих "над  миром" или "вне мира") сфер и явлений. Многообразные  объекты и явления действительности  представляют собой различные  виды движущейся материи.

4) Мир связен и находится в  вечном, непрерывном движении, развитии. Объекты действительности взаимодействуют  друг с другом, взаимовлияют друг на друга. В процессе развития происходят качественные изменения объектов, в том числе и закономерный переход от низших форм к высшим.

5) Естественное развитие материи  через ряд закономерных ступеней (неживая природа жизнь общество) привело к возникновению человека, разума, сознания. Определяющую роль  в выделении человека из животного  мира и формировании его сознания  сыграл труд, его общественный  характер, переход животных предков  человека к систематическому  изготовлению и применению орудий  труда.

6) Общество, как высшая ступень  развития материи, включает в  себя все низшие формы и  уровни, на основе которых оно  возникло (механические, физические, химические, биологические), но не сводится  к ним. Оно существует и развивается  на основе социальных закономерностей,  качественно отличных от закономерностей  низших форм. Важнейшей закономерностью  общественного развития является  определяющая роль производства  в жизни общества. Способ производства  материальной жизни обусловливает  социальный, политический и духовный  процессы жизни вообще - считал  К. Маркс.

7) Мир познаваем. Человеческое  познание не ограничено по  своей природе, но оно исторически  ограничено на каждом этапе  своего развития и для каждого  отдельного человека. Критерием  истинности мышления и познания  является общественная практика.

Время показало непреходящую ценность диалектико-материалис-тического мировоззрения для прогресса науки и общества. Вместе с тем выявилось, что отдельные его моменты требуют корректировки и развития. В последние годы возникла потребность в формировании высшей формы диалектико-материалистического мировоззрения - "духовного материализма" (В.Мантатов). Духовный материализм продолжает линию марксистского материализма на признание объективности бытия, его познаваемости, закономерной эволюции материи от низших форм к высшим, исключение сверхъестественного из научных представлений и т.п. В то же время, духовный материализм преодолевает присущую прежним формам материализма абсолютизацию первенства материального над духовным, противопоставление и разрыв этих начал, ориентирует на выявление их единства, сложной взаимосвязи, взаимопроникновения, на точную фиксацию отношений, в которых материальное и духовное определяют друг друга в функционировании и развитии объектов.

 
 
Список источников. 
 
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Изд.2. М. 1997. 
 
2. Краткая история философии. / Под ред. В.Г. Голобокова. М. 1997. 
 
3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М. 1988. 
 
4. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философского процесса. М. 1991. 
 
5. Основы философии. Учебное пособие для вузов./ Отв.ред. Е.В. Попов М. 1997. 
 
6. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М. 1972. 
 
7. Степин В.С. Российская философия сегодня : проблемы настоящего и оценки пошлого // Вопросы философии. 1997. №5. 
 
8. Философское сознание: драматизм обновления. М. 1991. 
 
9. Франк С. Духовные основы общества. М. 1992. 
 
Философия. Под. ред. Кохановского В.П. Ростов - на -Дону, 1995. 
 
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. 
 
3. Введение в философию. В 2-х ч. М., 1989. Ч.1 Гл.1,2. §1. 
 
4. Философская энциклопедия. М., 1960-1970. 
 
5. История философии. Запад - Восток - Россия. Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1994 - 1998. 
 
6. Барулин В.С. Социальная философия (в 2-х частях). М., 1993. 
 
7. Крапивенский С.З. Социальная философия. Волгоград. 1995. 
 
8. Социальная философия (хрестоматия в 2-х частях). М.,1994. 
 
9. Хрестоматия по истории философии. Ч.1-3. М., 1997. 
 
10. Губин В.Д. Основы философии. М.,1998.


Информация о работе Возникновение философии, этапы ее развития