Власть: понятие, структура, виды, ресурсы, признаки и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Этимологически понятие власть происходит от древнегреческого слова «cratos». Оно означало в древнегреческих городах-полисах управление гражданами и обществом. В настоящее время в политико-социологической литературе имеется несколько основных концепций власти. Среди них выделяются марксистская, веберовская, бихевиористская, реляционистская и другие теории власти.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 51.00 Кб (Скачать)

 

М. Вебер  имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан и означает убежденность людей в том, что власть имеет  право принимать решения, обязательные для выполнения.

Легальное господство. Легальное (рационально-бюрокра-тическое) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам, причем им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники – бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Именно Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день: 1) лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; 2) имеют устойчивую служебную иерархию; 3) имеют твердо определенную компетенцию; 4) работают в силу контракта (на основе свободного выбора); 5) работают в соответствии со специальной квалификацией; 6) вознаграждаются постоянными денежными окладами;7) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; 8) предвидят свою карьеру; 9) работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; 10) подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю.

В условиях легального господства всегда существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую  касту, стоящую над ним. Способы  ограничения бюрократии: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль за ними со стороны политических институтов.

Традиционное господство. Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению и основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы (авторитет «вечно вчерашнего») выступают как основа отношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. В традиционном обществе М. Вебер выделял различные виды: геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего.

Харизматическое господство. Харизма (греч. charisma – бо-жественный дар) – экстраординарная способность, свойство, ка-чество индивида, выделяющее его среди остальных, и что самое главное, не столько приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет даже не обладание харизмой, а признание ее со стороны последователей. Условный характер харизматических отношений, как правило, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.

Харизматическое господство возникает главным образом  в условиях социально-политического  кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают вождям необыкновенные свойства. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего социального порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в их лишенную динамизма структуру. Лидер должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и доказывать ее присутствие. Для поддержания харизмы необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу и т.д. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или легальное господство, происходит «рутинизация харизмы».

Описанные типы легитимности в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют, усиливают друг друга.

Эти идеальные типы легитимности М. Вебер  классифицировал с точки зрения мотива подчинения. На практике в чистом виде вышеперечисленные типы не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют  друг друга, поэтому правомернее  говорить о смешанном типе легитимности. Так, в Великобритании доминирует рационально-легальная  легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступают интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (сохранение института монархии).

Существуют  и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с  активным включением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидения, радио, газет, журналов и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа.

В дореволюционной  России легитимность власти была традиционной:

    • власть монарха опиралась на Божественное право и священность принципа престолонаследия;
    • источником власти служила привычка населения повиноваться власти и издревле существующим порядкам;
    • абсолютизм в России опирался не только на традицию, но и на идеологию, т.е. традиционная легитимность власти у нас непременно дополнялась идеологической;
    • власть, государство в российской культуре, в сознании граждан всегда отождествлялись с явлениями духовного порядка и олицетворяли идею общего блага, смыслообразующего начала. Идея, провозглашенная монархом, способствовала объединению вокруг ее носителя всего населения страны.

После Октябрьской революции (1917) была предпринята  попытка создать новый, советский, тип легитимности, отличный от традиционного и рационально-легального и сочетающий идеологическую легитимность с харизматической:

    • идеология марксизма-ленинизма обосновывала соответствие советской власти чаяниям и интересам пролетариата, а затем и всего народа, ее право на господство;
    • фактически этот тип легитимности сравнительно быстро исчерпал себя, поскольку со временем интересы и потребности населения все меньше интересовали власть, и ее легитимность постепенно переходила на уровень интересов правящей партийной элиты. В результате образовался разрыв между властью и обществом, который в течение длительного периода компенсировался чисто политическими и идеологическими средствами;
    • лидер коммунистической партии (вождь) первоначально представлял собой харизматический тип личности. Его авторитет основывался на силе дара, который признавался почти божественным. Вождь олицетворял народ, поэтому критика его решений и действий исключалась;
    • по мере отдаления партийно-государственных лидеров от народа их харизма угасала, лишая легитимности и власть, которую они осуществляли.

В 90-е  годы XX в. на месте советского типа легитимности довольно быстро возникла очень своеобразная система властвования, легитимность которой вобрала в себя элементы:

    • традиционной легитимности (в сознании многих людей президент отождествляется с монархом);
    • харизматической (многие современные лидеры – это быв-шие коммунисты-вожди, сохранившие стиль политической деятельности);
    • рационально-легальной (власть формируется на свободных выборах).

Таким образом, в стране сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, которая  одновременно опирается на традиции, верования, чувства, рациональность и т.д.

Ситуация  экономической и социальной нестабильности сни-жает возможности власти, поскольку ее собственная социальная база еще невелика и ей постоянно приходится согласовывать очень разные, а подчас диаметрально противоположные интересы. По этим причинам многоэлементная легитимность отражает несовпадение легальности (конституционности) и легитимности власти (поддержки большинством населения), порождает противоречивое отношение к ее решениям.

Гарантией для  проведения в жизнь компетентных решений и качества власти являются следующие условия:

1) достаточность  оснований власти и эффективное  использование ее ресурсов; способность  мобилизации всех средств;

2) рациональность  «вертикальной» и «горизонтальной»  структуры власти;

3) последовательность  политического разговора, которая  выражается в том, что от  принятого решения не отступают  до тех пор, пока не реализованы  цели, которым должна служить  власть;

4) организационно-техническое  и кадровое обеспечение учета  и анализа властных распоряжений;

5) умение обеспечить  поддержку групп общества, позиции  и действия которых играют  в реализации решения большую  роль.

Важнейшим структурным элементом политической власти являются ее основания и ресурсы.

Основания – это источники, на которые опирается властная воля субъекта.

Ресурсы – это потенциал власти и совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает субъекту власти возможность осуществлять влияние на объект и достигать поставленных целей. Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны. Они распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, и могут как укрепить, так и разрушить власть.

Существуют  различные классификации оснований  и ресурсов, в частности по сферам жизнедеятельности.

 

Классификация оснований и ресурсов власти по сферам жизнедеятельности

 

Сфера

жизнедеятельности

Основания

Ресурсы

Экономическая

Господствующая форма  собственности, объем валового национального  продукта и т.д.

Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые

Социальная

Социальные группы и слои, на которые опирается власть

Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика

Силовая

Совокупность властных учреждений

Оружие, аппарат физического принуждения

Юридическая

Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности

Конституция, законы, программные документы политических партий

Культурно-информационная

Система организаций

Средства массовой информации, знание и информация, распространя-мые через учебные учре-ждения


В последнее  время в различных странах  сформировались новые тенденции в развитии политической власти.

Новые тенденции в развитии политической власти

    • Демократизация власти, или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения со стороны общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества;
    • интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информацион-ных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран;
    • разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти;
    • негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность;
    • высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц

В современных  условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и  экономической власти. Экономическая  власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической  элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного  использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах  до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего  благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Белов Г.А. Политология.  Курс лекций. – М.,1997. 
2. Голосов Г.В. Сравнительная политология: Учебник. – Новосибирск, 1995. 
3. Даль Р.А. Введение в теорию демократии. – М.,1992. 
4. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. – М., 1997. 
5. Политология. Учебное пособие/ Под ред. М.А. Василика. – СПб., 1997. 
6. Федосеев А.А. Введение в политологию. – СПб.,1994. 
7. Шаран П. Сравнительная политология. Ч. 1–2. – М., 1992. 
8. Халипов В. Кратология: Введение в науку о власти. – М., 1996. 
9. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. – СПб., 1999.

Информация о работе Власть: понятие, структура, виды, ресурсы, признаки и функции