Власть: понятие, структура, виды, ресурсы, признаки и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Этимологически понятие власть происходит от древнегреческого слова «cratos». Оно означало в древнегреческих городах-полисах управление гражданами и обществом. В настоящее время в политико-социологической литературе имеется несколько основных концепций власти. Среди них выделяются марксистская, веберовская, бихевиористская, реляционистская и другие теории власти.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 51.00 Кб (Скачать)

1. Власть –  это волевое отношение между  людьми. Различают две стороны  этого отношения – субъект  и объект власти, или властную  и подчиненную воли. Властная  воля обращена к другой стороне  с требованием подчиниться, совершить  то или иное действие или,  наоборот, воздержаться от него. Т.е. она доминирует, носит характер  определяющего воздействия, ее  предписания имеют императивный (долженствующий, обязательный) характер.

2. Отсюда –  вторая характеристика власти: власть  представляет отношение зависимости  между людьми в обществе.

3. Власть осуществляется  с помощью особых властных  методов.

Нетрудно заметить, что если первый признак определяет власть как субъект-объектное отношение, то второй характеризует это взаимодействие с точки зрения объекта, а третий – субъекта власти. Отношение к  власти со стороны объекта раскрывается в категории «легитимность власти». Отношение со стороны субъекта к  объекту власти характеризуется  с помощью понятия «ресурсы власти».

Ресурсы власти

Как уже указывалось, вторая сторона взаимоотношения  субъекта и объекта власти – это  осуществление субъектом своей  властной воли в отношении объекта. Посредством чего достигается осуществление  властной воли? Посредством использования  ее субъектом особых средств. В западной политологии они получили название ресурсов власти.

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии  классификаций ресурсов власти предложил  американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

— утилитарные;

— принудительные;

— нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной  политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для убеждения  и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти.

Сущность, основания и ресурсы власти, ее легитимность

 

Есть четкое различие между обыденной и научной  трактовкой термина «власть». Это  связано не только с многозначностью  самого слова «власть», но и с  разными способами употребления.

Трактовки понятия «власть»

    • Влияние, оказываемое на других людей;
    • достижение определенных целей;
    • возможности использования определенных средств;
    • особый тип действий, основанный на возможности изменять поведение других людей;
    • особый вид отношений между управляющим и управляемым;
    • возможности принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях

Различные трактовки  понятия «власть» тем не менее  указывают, что власть – это основной и необходимый элемент жизнедеятельности  любой социальной системы, это специфическое  отношение по крайне мере между двумя  субъектами (отдельными людьми, социальными  группами, политическими институтами). Нет отношений – нет власти. Власть – это социальный феномен. Но его социальное содержание неоднозначно, так как властное начало может:

    • быть конструктивным и созидающим, т.е. быть реализовано путем гармонизации интересов и потребностей большинства населения;
    • иметь разрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересам индивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих).

Так, одним из признаков политической системы  советского типа после Октября 1917 г. было преобладание методов революционного насилия в осуществлении властных функций. Это было обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями  ее формирования (Интервенция, Гражданская  война, низкий уровень общей и  политической культуры трудящихся и  др.). В результате была создана разветвленная  сеть карательных 
органов.

Необходимо  также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что  она:

1) возникает  в обществе, поскольку без власти  наступает хаос, саморазрушение  социальных связей;

2) обеспечивает  целостность и упорядочение разнообразных  интересов и отношений между  людьми, создавая общие для всех  правила поведения;

3) выступает  в качестве универсального механизма  интеграции с помощью различных  средств, в том числе и принуждения  (дело в том, что люди занимают  в обществе неодинаковое социальное  положение, имеют различный уровень  жизни, материального богатства,  образования, заняты разными видами  тру- 
да и т.д.).

Представление об основных компонентах власти можно  получить из приведенной ниже схемы.

Структура власти

    • Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;
    • основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;
    • субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
    • объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д.;
    • функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;
    • ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

Власть функционирует  на общественном, публичном и личном уровнях социальной структуры общества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная и т.д.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Политика –  причина и средство власти; власть – причина, условие и средство политики.

Основные черты политической власти

    • Верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;
    • моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);
    • наличие особого аппарата управления и принуждения;
    • использование легальной силы, опора на традиции и чувства;
    • публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права)

Итак, специфика  политической власти в том, что она  всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших  групп людей.

Для осуществления  политической власти необходимо:

    • доминирование властной воли;
    • наличие особого аппарата управления;
    • монополия на регламентацию жизни общества;
    • право на принуждение в отношении общества и личности;
    • легитимность;
    • суверенитет.

Обратите внимание на принципы суверенитета и легитимности. Функционирование политической власти осуществляется на базе именно этих общепризнанных принципов. Они характеризуют политическую власть с разных сторон: 1) с точки  зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство  является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность  говорить от имени народа и всего  организуемого им сообщества); 2) с  точки зрения определения правомерности  использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.

Принципы суверенитета

Принципы легитимности

    • Верховенство государственной власти – право государства устанавливать в обществе единый правопорядок и его верховенство над другими политическими институтами, политическими партиями, учреждениями и т.д.
    • Независимость государственной власти – самостоятельность и равноправие в отношениях с другими государствами
  • Способность власти созда-вать у населения веру в то, что существующие политические ин-ституты являются наилучшими из возможных.
  • Формирование убеждения в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, через соответствие этих решений ценностям, разделяемым большинством членов общества

  • Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции  с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления  в рамках обозначенной теории, то можно  определить сеть как относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти.

    Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными  органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная  власть осуществляется общественными  или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.

    Отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение.

    Одним из критериев  открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.

    Следует обратить внимание на то, что термин «легитимность» был введен в научный обиход М. Вебером. Он выделил три основных типа легитимного господства.

     

    Типы легитимного господства по М. Веберу

     

    Признак

    Легальное

    господство

    Традиционное господство

    Харизматическое

    господство

    Правила (нормы), положенные

    в основу

    Рационально разработанные правила

    Патриархальные или сословные нормы

    Обаяние,

    привлекательность

    Глава системы (тип «господина»)

    Избранное должностное лицо или коллегиальный орган

    Монарх

    или религиозный советник

    Пророк,

    военачальник, демагог,

    лидер

    Источник

    авторитета главы системы

    Делегирование на основе принципа большинства

    Традиция 

    или передача

    по наследству

    Эмоциональное доверие «свиты»  к харизматическому лидеру

    Форма

    легитимности системы

    Целерациональная вера в  корректность предписанной системы  норм

    Вера в установленный  порядок вещей

    Аффективная (эмоциональная) вера в особые качества харизматического лидера и в выдвигаемые им ценности

    Доминирующий тип социально-го поведения

    Инструментальное или  це-лерациональное социальное поведение

    Традиционное социальное поведение

    Эмоциональное социальное поведение

    Информация о работе Власть: понятие, структура, виды, ресурсы, признаки и функции