Власть и властные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Содержание

Введение
1. Происхождение власти
2. Концепции власти
3. Субъекты и объекты власти
4. Властные отношения
5. Современные психологии манипулирования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 34.07 Кб (Скачать)

   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

   СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 

                     Реферат

                     По дисциплине: «Политология»

                     На тему: «Власть  и властные отношения» 
 
 
 
 
 

                                                  Выполнила:

                                                  Студентка группы АУ-21д

                                                  Василенко В.В.

                                                  Проверила:

                                                  Доц. Стрежелецкая Н.П. 
 
 
 
 

                Севастополь

                2011

   СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение

1. Происхождение власти

2. Концепции власти

3. Субъекты и объекты власти

4. Властные отношения

5. Современные психологии манипулирования

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Понятие власти является одним из центральных  в политологии. Оно дает ключ к  пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее  значение для понимания природы  политики и государства, позволяет  выделить политику и политические отношения  из всей суммы общественных отношений.

    Разгадка  феномена власти, приращение всякого  нового знания о природе власти и  механизмах властвования, на мой взгляд, является едва ли не самой главной  задачей политологии. Первые попытки  разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты  ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение – «первоначало» или «первопричина», по-видимому, было не случайным совпадением, а смутной догадкой о природе власти.

    Концепция власти - одна из ведущих теоретических  концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию  механизма деятельности государства  и политической системы.

    Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера, согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии», Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет власть как не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается мнения, что «власть есть в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЛАСТИ 

    Власть  появилась с возникновением человеческого  общества и сопутствовала его  развитию, что нашло отражение  в различных учениях о власти. На ранней степени своего развития политические воззрения в целом  ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого  знания и представляли собой элемент  целостного мифологического мировоззрения. В мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении  существующих отношений власти и  порядка.  Согласно этим мифам, космос в отличие от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки - часть мирового, космического порядка.

    Вместе  с тем, в древней мифологии  различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи  божественного начала с земными  отношениями. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными  силами является китайский император, являясь одновременно сыном неба и отцом своего народа. Божественный характер власти, правила поведения, законы - всё это по тогдашним  воззрениям соответствовало божественному  порядку справедливости, получившего  позднее формулировку как «теория  естественного права».

    Важной  проблемой более позднего времени  была борьба за верховность власти между церковной властью и  светской. Отрицание божественного, сверхприродного происхождения власти, святости её институтов, низведение их до уровней земных, обыденно-житейских дел, до «грешной» природы человека выступала для мыслителей Возрождения как оружие в борьбе за автономизацию социально-политического процесса, входило в комплекс основных идей гуманизма. Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) стремился отделить реальную политическую деятельность от религиозных оснований, исследовал всласть как отношение властвующих и подвластных, её устройство, учреждение законов. Симпатии Н. Макиавелли на стороне умеренной республики, или «смешанной» формы государства, которая сочетает демократический, аристократический и монархический элементы власти и является более прочной по сравнению с «простыми» формами.

    К вопросам власти, её источникам обращались представители западноевропейской мысли Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.) и Д. Локк (1632 - 1704 гг.). Власть государства по Гоббсу есть следствие общественного договора, который раз и навсегда ограничивает гибельное стремление людей к  осуществлению своей индивидуальной власти. Это власть, отчуждаемая  от «естественного человека» и приобретающая  самостоятельное существование, продукт  не природных, а сознательных человеческих установлений.  Идею общественного  договора принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако, властью, не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию, выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей. Дж. Локк, в отличие от Гоббса, рассматривал власть как средство к обеспечению такого гражданского состояния, которое в наибольшей мере соответствует естественной природе человека. 

    2. КОНЦЕПЦИИ ВЛАСТИ 

    Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований. Прежде всего, концептуальные подходы к интерпретации политической власти, с известной долей условности и относительности, можно разделить  при самом общем логико-гносеологическом анализе на два больших класса:

    - атрибутивно-субстанциональные, трактующие  власть как атрибут, субстанциональное  свойство субъекта, а то и просто  как самодостаточный «предмет» или «вещь»;

    - реляционные, описывающие власть как социальное отношение или взаимодействие на элементарном и на сложном коммуникативном уровнях.

    Атрибутивно-субстанциальные  подходы к осмыслению власти, в  свою очередь, можно подразделить на:

    - потенциально-волевые

    - инструментально-силовые

    - структурно-функциональные.

    Потенциально-волевые  концепции исходят из определения  власти как способности или возможности  навязывания воли каким-либо политическим субъектом. Такой подход был особенно влиятелен в традиции немецкой политической мысли. Гегель и Маркс, Фихте и  Шопенгауэр, Ницше и Вебер использовали понятия «волевого свойства»  или «волевой способности» в самых  разных определениях власти. По классическому  определению Вебера, власть представляет собой «любую возможность проводить  внутри данных общественных отношений  собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чём  такая возможность основывается». Строго говоря, такое определение  власти при желании можно интерпретировать и как «волевое отношение», но акценты  у Вебера, также как и у Гегеля или у Маркса, всё же смещаются на трактовку её как некоего потенциала политического субъекта, обладающего особыми субстанциональными качествами носителя власти.

    Специфическая инструментально-силовая концепция власти связана, прежде всего, с англо-американской традицией. Уже в «Левиафане» Гоббса власть, которой обладает суверен, описывается не только как некий абстрактный потенциал, сколько как реальное средство принуждения, форма силового воздействия. Трактовки феномена власти как реальной силы (т.е. средства реализации воли) придерживаются и сторонники «силовой модели» власти англо-американской школы «политического реализма», которые и во внутренней (Д. Кэтлин), и в международной (Г. Моргентау) политике определяют власть как силовое воздействие политического субъекта, контролирующего определённые ресурсы и при необходимости использующего даже прямое насилие.

    И, наконец, в современной политической теории разработаны системная и  структурно-функциональная концепции  власти, связанные с работами Т. Парсона, Д. Итона, Г. Алмонда, М. Крозье и др. По Парсону, власть представляет собой особенное интегративное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание её целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, а также обеспечивающее функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства.

    Что касается новейших неоструктуралистических концепций «археологии и генеалогии власти» Фуко и «поля власти» Бурдье, то их объединяет не субстанционально-атрибутивное, а скорее реляционное видение власти как отношения и общения. Фуко отмечает, что власть представляет собой не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, т.е. «отношение отношений», неперсонифицированное и неовеществлённое, поскольку его субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношениях взаимных сил. Бурдье обосновывает собственное понятие «символической власти», которое сводится им к совокупности «капиталов» (экономических, культурных и т.д.), распределяющихся между агентами в соответствии с их позициями в «политическом поле», т.е. в социальном пространстве, образуемом и конструируемом самой иерархией властных отношений.   

    3. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ВЛАСТИ 

    Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или подчиняющиеся. 

    Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры. Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.

    Субъект определяет содержание властного отношения  через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение  объекта власти, указываются (или  подразумеваются) санкции, которые  влекут за собой выполнение или невыполнение данного распоряжения. От приказа, характера  содержащихся в нём требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Информация о работе Власть и властные отношения