Ведущие политические концепции XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:07, контрольная работа

Описание работы

Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны. Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством.

Содержание

Введение
1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау.
2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд.
3. Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

пол.контр Office Word (4).docx

— 32.48 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  Политологии  на тему:

«Ведущие политические концепции XX века» 
 
 

Преподаватель   Меха Н.В.

Студент        Новикова Т.Н 

ЭПБ-10

Вариант №4 
 

Омск

2010-11г.г. 

   Содержание

  Введение

1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау.

2. Теории политических  систем: Д. Истон, Г. Алмонд.

3. Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон.

  Заключение.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Политология как самостоятельная область  социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс  ее развития приходится на период после  второй мировой войны. Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством. Это обусловило настоятельную потребность в углублении познания политики, что стало необходимой предпосылкой рациональной организации и эффективности политической жизни. В свою очередь такая потребность диктовалась постоянным возрастанием роли политики в обществе, расширением масштаба деятельности государства, его влияния на судьбы людей. Другой посылкой развития политологии стало то, что в начале XX века политические системы столкнулись с новыми трудностями. В условиях быстрых изменений парламентские формы правления оказались не в состоянии эффективно реагировать на новые реальности: появление новых групп интересов, возникавшие конфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения социального равновесия, обеспечения баланса интересов различных групп. В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесие у политологов запада не было единогласия, каждый пытался найти собственные методы решения этой проблемы. О том какие теории появились в указанный период и какое влияние они оказали на последующие развитие политологической науки и рассказывает данная работа.

  1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау.

Концепция М. Вебера.

Заметный вклад  в мировую политическую мысль  внес известный немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920). Свои воззрения он изложил  в работах: «Протестантская этика  и дух капитализма», «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права», «Хозяйство и  общество» и других. В своих исследованиях М. Вебер уделил внимание самым различным аспектам жизнедеятельности общества: связям хозяйственной жизни, проблемам социальной структуры, экономическим и идеологическим интересам различных социальных групп, разделению и специализации труда, проблемам политической власти, се типов и легитимности, вопросам исторической причинности, проблемам рационализации и др., М. Вебер рассматривал общество в его целостности. Он считал, что явления общественной жизни причинно обусловлены. Все они обусловливаются множеством причин. В реальной действительности не существует обусловленности явлений одним каким-то фактором. При этом Вебер исключал возможность определяющего влияния одного фактора на другие без ответного влияния па него с их стороны. Среди множества причин, обусловливающих конкретные явления, полагал он, могут быть главные. Так главным фактором, который привел к утверждению капитализма в странах Западной Европы, по Веберу, явился религиозно-этический комплекс. Этот комплекс, включавший в себя протестантизм и соответствующую ему этику, привел к формированию специфических черт личности, а том самым утвердил уникальное явление — западноевропейский капитализм, который не может повториться в других странах. Представляя собой наиболее рациональный тип хозяйствовании, капитализм в то же время, — «Чудовищный космос» в который каждый отдельный человек ввергнут с момента рождения и границы которого остаются для отдельного индивида как такового раз и навсегда данными и неизменными» (цит. по: Философский словарь. — М., 1983. — С. 75).  Общество, по Веберу, дифференцировано на классы. Классовые различия и положения многомерны. Люди разделены по отношению к средствам производства, по религиозным и идеологическим признакам, по отношению к власти и т. д. Сущность власти М. Вебер видел в повиновении определенному приказу. Повиновение приказу, по его мнению, осуществляется по трем причинам: в силу традиции и привычки, в силу необходимости выполнять определенные положения законов и в силу личной симпатии. В соответствии с этими основными мотивами повиновения, приказу М. Вебер охарактеризовал три типа легитимного политического господства: традиционное, легальное, харизматическое. Традиционное господство основывается на силе традиций, привычек повиноваться управляющим. Легальное правление имеет место тогда, когда при выполнении приказов люди подчиняются не отдающим их лицам, а установленным законам. Харизматическое господство базируется на обожествлении личности управляющего, на вере в его исключительные способности и т. д. М. Вебер большое внимание уделил проблемам взаимоотношения политических лидеров, бюрократии, народных масс. Он высказал предположение, что будущее общество будет диктатурой бюрократии, а не рабочего класса. Подробно Вебер исследовал и проблемы конфликтов в обществе. Он пришел к выводу, что в современном ему обществе главный конфликт вызывается борьбой государственного бюрократического аппарата и политических партий.

Психологическая теория власти: Г. Лассуэл

  Суть  психологических аспектов власти заключается  не в том, чтобы заставить человека делать что-то силой, а в том, чтобы  убедить его, что он должен иметь  именно такие взгляды и поступать  в соответствии с ними. Здесь на первый план выходит свойство власти, которое названо хитростью, а  помогает ей доверчивость народа.

  В основе психологической теории власти лежат идеи популярного в США  бихевиоризма, направления в психологии, идущего от знаменитых опытов И.П. Павлова. Бихевиористы изучают возможности  управления поведением человека, и  не удивительно, что этим направлением заинтересовались политологи. Основатель психологической теории власти –  американский представитель бихевиоризма Г. Лассуэл (1902–1978). В основе данной теории лежит убеждение, что важнейшим  атрибутом власти является формирование общественного мнения путем политической рекламы, специальной подачи информации, ее нацеленного комментирования  с обращением к различным референтным  группам, выявляемым с помощью опросов  и политических рейтингов. Тем самым  методы социологии и политологии  применяются с целью манипулирования  сознанием населения, и еще раз  убеждаемся, что наука представляет собой обоюдоострый меч, который  спасает и наносит раны. Здесь  очень хорошо можно увидеть различие между политикой и политологией. Политология не заставляет принять  какую-либо точку зрения, а проясняет  сознание людей. В этом разница между  политологом и имиджмейкером.

  Важность  информационных моментов несомненна. Информационно-развитая система ничего не отбрасывает, но все модифицирует в соответствии со своими целями, прежде всего самосохранения; она стремится  утвердить статус-кво – динамическое, но без потери устойчивости. Это  близко к модной ныне концепции устойчивого  развития.

  Кстати  сказать, СССР проиграл Западу в «холодной  войне» не, потому, что был слабее, а потому, что Запад тоньше вел информационную войну и психологически сильнее воздействовал на сознание жителей «социалистического лагеря». Значение психологических моментов в дальнейшем будет все более и более увеличиваться.

Концепция национального интереса: Г. Моргентау

  Концепция национального интереса относится  к внешней политике и подчеркивает вторую сторону обеспечения власти – силу. Ее разработчик Г. Моргентау (1904–1982), американский политолог немецкого  происхождения, один из основоположников школы «политического реализма», который  «базируется на трех постулатах: основным субъектом международных отношений  является национальное государство, выражающее свои интересы в категориях силы (т. е. они обусловлены той силой, которой он обладает); следствием этого, внутренней пружиной, двигающей международные отношения, становится борьба государств за максимизацию своего влияния во внешней среде; оптимальным ее состоянием видится международное (региональное) равновесие сил» (Антология мировой политической мысли. Т. II. М., 1997, с. 500).

  Моргентау определяет силу как все, «что связано  с установлением и поддерживанием контроля одного человека над другим. – от физического насилия до самых тонких психологических связей, позволяющих одному разуму властвовать над другим» (там же, с. 501).

  Политическую  власть Моргентау определяет как  «психологическое отношение между  теми, кто ее осуществляет, и теми, над кем она осуществляется» (там  же, с. 502). Такое определение могли  бы дать сторонники психологической  теории власти. «Это влияние проистекает  из трех источников: ожидание выгоды, боязнь проигрыша, уважение или любовь к  людям и институтам. Оно может  осуществляться приказами, угрозами, убеждением, харизмой человека или института  либо сочетанием любых этих факторов» (там же, с. 503).

  Вывод Моргентау таков: «Внешнеполитические  цели должны формулироваться через  призму национального интереса и  быть поддержаны адекватной мощью» (там  же, с. 505). Концепция национальных интересов  заставляет вспомнить фразу, сказанную  известным английским политиком  Г.Д. Пальмерстоном: «У Англии нет постоянных друзей и врагов, есть только постоянные интересы».

  Концепция национальных интересов снимает  моральные ограничения с межгосударственных отношений. В соответствии с ней  можно делать все, что на благо  национальным интересам, используя  рычаги, которые присущи власти: силу и хитрость. Это видим в  современном мире, нынешняя однополюсность которого позволяет все шире основывать внешнюю политику на силе, оставляя место в информационной сфере  для хитрости. Последняя преобладает  во внутригосударственных отношениях властвующей элиты с населением, тогда как первая – в международных  отношениях. Эта концепция показывает, насколько наивно утверждать, что  у какого-либо государства нет  врагов, а только друзья. Концепция  национального интереса не оставляет  камня на камня от данной веры, действительно  соответствуя «политическому реализму».

  Сравнивая политологические концепции XIX и XX веков, можно сделать вывод о сближении  противоположных позиций по линии: демократия – элитаризм. Демократические  концепции эволюционировали от классической теории демократии Токвиля в сторону  новой теории демократии, которая  признала несостоятельными и утратившими  силу многие традиционные представления, претендовавшие на роль неотъемлемых свойств демократии, – о народном суверенитете, обшей воле, представительстве, а взамен им ввела более скромные утверждения о рыночности, плюралистичности и партисипаторности демократии. Теория элит также продвинулась по пути к элитарной демократии, хотя исследования основоположника данного направления Р. Миллса порой напоминают выводы Парето и Моска. 
 
 
 

  2.Теории  политических систем: Д. Истон, Г.  Алмонд.

Политологи разработали  несколько моделей, позволяющих  наглядно представить и понять функционирование политических систем. Западными политологами, взявшими на вооружение системный анализ, выделяются три различных варианта теории политической системы. При этом варианты Истона и Алмонда дополняются  еще одним довольно распространенным в настоящее время на Западе вариантом  теории политической системы К. Дойтча, суть которого изложена в его работах  «Национализм и социальная связь» и  «Нервы управления». и сводится, по мнению ряда авторов, к «заимствованию основных положений данной концепции  у тех, кто разрабатывает компьютерные системы», и механическому перенесению  терминологии, принципов деятельности и важнейших положений кибернетиков в сферу политики.

Д. Истон в  своих работах изложил основу анализа любой политической системы  какой-либо страны, а также составляющих эту систему подсистем: парламента, правительства, местного самоуправления, политической партии, общественной ассоциации. По Д. Истону Политическая система - это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

У системы есть вход, на который извне поступают  импульсы в форме требований (конструктивных и деконструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут  возникать и формулироваться  как в окружающий среде, так и  внутри самой системы. Поддержка  может выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной  власти её символам. Независимо от места  своего происхождения требования и  поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться  ею в соответствующих структурах и при соблюдении определённых процедур. Например, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в ходе коллективных переговоров.

Выход информации - результат функционирования политической системы - осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия, так или иначе, оказывают воздействие на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоёв и групп населения. В системе усилятся стабилизационные процессы. В случае полного или частичного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы.

Информация о работе Ведущие политические концепции XX века