Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:07, контрольная работа
Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны. Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством.
Введение
1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау.
2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд.
3. Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон.
Заключение.
Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Политологии на тему:
«Ведущие
политические концепции XX века»
Преподаватель Меха Н.В.
Студент Новикова Т.Н
ЭПБ-10
Вариант
№4
Омск
2010-11г.г.
Содержание
Введение
1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау.
2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд.
3. Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Политология как самостоятельная область социального знания сложилась в XX в. Наиболее интенсивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны. Формирование политической науки определялось рядом факторов. Важнейшим объективным из них было вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни и обретения ею социальных функций как сознательной деятельностью общественных сил, направленной на достижение, удержание и использование государственной власти в интересах больших социальных групп, как общественных отношений, связанных с управлением государством. Это обусловило настоятельную потребность в углублении познания политики, что стало необходимой предпосылкой рациональной организации и эффективности политической жизни. В свою очередь такая потребность диктовалась постоянным возрастанием роли политики в обществе, расширением масштаба деятельности государства, его влияния на судьбы людей. Другой посылкой развития политологии стало то, что в начале XX века политические системы столкнулись с новыми трудностями. В условиях быстрых изменений парламентские формы правления оказались не в состоянии эффективно реагировать на новые реальности: появление новых групп интересов, возникавшие конфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения социального равновесия, обеспечения баланса интересов различных групп. В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесие у политологов запада не было единогласия, каждый пытался найти собственные методы решения этой проблемы. О том какие теории появились в указанный период и какое влияние они оказали на последующие развитие политологической науки и рассказывает данная работа.
1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау.
Заметный вклад в мировую политическую мысль внес известный немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920). Свои воззрения он изложил в работах: «Протестантская этика и дух капитализма», «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права», «Хозяйство и общество» и других. В своих исследованиях М. Вебер уделил внимание самым различным аспектам жизнедеятельности общества: связям хозяйственной жизни, проблемам социальной структуры, экономическим и идеологическим интересам различных социальных групп, разделению и специализации труда, проблемам политической власти, се типов и легитимности, вопросам исторической причинности, проблемам рационализации и др., М. Вебер рассматривал общество в его целостности. Он считал, что явления общественной жизни причинно обусловлены. Все они обусловливаются множеством причин. В реальной действительности не существует обусловленности явлений одним каким-то фактором. При этом Вебер исключал возможность определяющего влияния одного фактора на другие без ответного влияния па него с их стороны. Среди множества причин, обусловливающих конкретные явления, полагал он, могут быть главные. Так главным фактором, который привел к утверждению капитализма в странах Западной Европы, по Веберу, явился религиозно-этический комплекс. Этот комплекс, включавший в себя протестантизм и соответствующую ему этику, привел к формированию специфических черт личности, а том самым утвердил уникальное явление — западноевропейский капитализм, который не может повториться в других странах. Представляя собой наиболее рациональный тип хозяйствовании, капитализм в то же время, — «Чудовищный космос» в который каждый отдельный человек ввергнут с момента рождения и границы которого остаются для отдельного индивида как такового раз и навсегда данными и неизменными» (цит. по: Философский словарь. — М., 1983. — С. 75). Общество, по Веберу, дифференцировано на классы. Классовые различия и положения многомерны. Люди разделены по отношению к средствам производства, по религиозным и идеологическим признакам, по отношению к власти и т. д. Сущность власти М. Вебер видел в повиновении определенному приказу. Повиновение приказу, по его мнению, осуществляется по трем причинам: в силу традиции и привычки, в силу необходимости выполнять определенные положения законов и в силу личной симпатии. В соответствии с этими основными мотивами повиновения, приказу М. Вебер охарактеризовал три типа легитимного политического господства: традиционное, легальное, харизматическое. Традиционное господство основывается на силе традиций, привычек повиноваться управляющим. Легальное правление имеет место тогда, когда при выполнении приказов люди подчиняются не отдающим их лицам, а установленным законам. Харизматическое господство базируется на обожествлении личности управляющего, на вере в его исключительные способности и т. д. М. Вебер большое внимание уделил проблемам взаимоотношения политических лидеров, бюрократии, народных масс. Он высказал предположение, что будущее общество будет диктатурой бюрократии, а не рабочего класса. Подробно Вебер исследовал и проблемы конфликтов в обществе. Он пришел к выводу, что в современном ему обществе главный конфликт вызывается борьбой государственного бюрократического аппарата и политических партий.
Суть психологических аспектов власти заключается не в том, чтобы заставить человека делать что-то силой, а в том, чтобы убедить его, что он должен иметь именно такие взгляды и поступать в соответствии с ними. Здесь на первый план выходит свойство власти, которое названо хитростью, а помогает ей доверчивость народа.
В
основе психологической теории власти
лежат идеи популярного в США
бихевиоризма, направления в психологии,
идущего от знаменитых опытов И.П. Павлова.
Бихевиористы изучают возможности
управления поведением человека, и
не удивительно, что этим направлением
заинтересовались политологи. Основатель
психологической теории власти –
американский представитель бихевиоризма
Г. Лассуэл (1902–1978). В основе данной
теории лежит убеждение, что важнейшим
атрибутом власти является формирование
общественного мнения путем политической
рекламы, специальной подачи информации,
ее нацеленного комментирования
с обращением к различным референтным
группам, выявляемым с помощью опросов
и политических рейтингов. Тем самым
методы социологии и политологии
применяются с целью
Важность
информационных моментов несомненна.
Информационно-развитая система ничего
не отбрасывает, но все модифицирует
в соответствии со своими целями, прежде
всего самосохранения; она стремится
утвердить статус-кво –
Кстати сказать, СССР проиграл Западу в «холодной войне» не, потому, что был слабее, а потому, что Запад тоньше вел информационную войну и психологически сильнее воздействовал на сознание жителей «социалистического лагеря». Значение психологических моментов в дальнейшем будет все более и более увеличиваться.
Концепция
национального интереса относится
к внешней политике и подчеркивает
вторую сторону обеспечения власти
– силу. Ее разработчик Г. Моргентау
(1904–1982), американский политолог немецкого
происхождения, один из основоположников
школы «политического реализма», который
«базируется на трех постулатах: основным
субъектом международных
Моргентау
определяет силу как все, «что связано
с установлением и
Политическую власть Моргентау определяет как «психологическое отношение между теми, кто ее осуществляет, и теми, над кем она осуществляется» (там же, с. 502). Такое определение могли бы дать сторонники психологической теории власти. «Это влияние проистекает из трех источников: ожидание выгоды, боязнь проигрыша, уважение или любовь к людям и институтам. Оно может осуществляться приказами, угрозами, убеждением, харизмой человека или института либо сочетанием любых этих факторов» (там же, с. 503).
Вывод Моргентау таков: «Внешнеполитические цели должны формулироваться через призму национального интереса и быть поддержаны адекватной мощью» (там же, с. 505). Концепция национальных интересов заставляет вспомнить фразу, сказанную известным английским политиком Г.Д. Пальмерстоном: «У Англии нет постоянных друзей и врагов, есть только постоянные интересы».
Концепция
национальных интересов снимает
моральные ограничения с
Сравнивая
политологические концепции XIX и XX веков,
можно сделать вывод о
2.Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд.
Политологи разработали
несколько моделей, позволяющих
наглядно представить и понять функционирование
политических систем. Западными политологами,
взявшими на вооружение системный анализ,
выделяются три различных варианта
теории политической системы. При этом
варианты Истона и Алмонда дополняются
еще одним довольно распространенным
в настоящее время на Западе вариантом
теории политической системы К. Дойтча,
суть которого изложена в его работах
«Национализм и социальная связь» и
«Нервы управления». и сводится, по
мнению ряда авторов, к «заимствованию
основных положений данной концепции
у тех, кто разрабатывает компьютерные
системы», и механическому перенесению
терминологии, принципов деятельности
и важнейших положений
Д. Истон в своих работах изложил основу анализа любой политической системы какой-либо страны, а также составляющих эту систему подсистем: парламента, правительства, местного самоуправления, политической партии, общественной ассоциации. По Д. Истону Политическая система - это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.
У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деконструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающий среде, так и внутри самой системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти её символам. Независимо от места своего происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах и при соблюдении определённых процедур. Например, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в ходе коллективных переговоров.
Выход информации - результат функционирования политической системы - осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия, так или иначе, оказывают воздействие на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоёв и групп населения. В системе усилятся стабилизационные процессы. В случае полного или частичного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы.