Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:16, контрольная работа
Политология, объясняя политические процессы и раскрывая закономерности функционирования и развития политических систем, государственных институтов и общественно-политических организаций, способствует осознанию членами общества - руководителями и рядовыми гражданами - общественных потребностей и интересов, пониманию проблем, подлежащих решению.
Введение 3
1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, 5
Г. Моргентау
2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд 15
3. Концепции политических режимов и их классификации: 19
Х. Арендт, Р. Арон.
Заключение 23
Список литературы 24
В
соответствии с цивилизационным подходом
политические системы подразделяют на
традиционные, модернизированные демократии
и тоталитарные. По характеру взаимодействия
с внешней средой выделяют открытые и закрытые
Г.
Алмонд в соответствии с доминирующим
типом политической культуры выделил англо-американскую,
континентально-европейскую, доиндустриальную
и частично индустриальную, тоталитарную.
Концепция
тоталитаризма, разрабатывавшаяся западными
теоретиками М.Истменом, Х.Арендт, Р.Ароном
и др. в 30-50-е гг. была подхвачена учеными,
имевшими определяющее влияние на формирование
реальной политики США (прежде всего такими,
как советник президента США по национальной
безопасности З.Бжезинский и профессор
Гарварда, один из авторов конституции
ФРГ К.Фридрих) и активно использованы
в качестве
основополагающей идеологической стратегии
в «холодной войне» против СССР: отождествление
побежденного европейского фашизма с
советским коммунизмом, при полном игнорировании
фундаментальных различий между этими
режимами, преследовало вполне очевидные
политические цели.
С конца 80-х гг. концепция тоталитаризма
становится чрезвычайно популярной в
отечественной исторической и социально-философской
науках. Понятие «тоталитаризм» начинает
использоваться как ключевой, всеобъясняющий
концепт при описании советского периода
российской истории, а в некоторых исследованиях
и русской культуры в целом: идеологический
симулякр стал той точкой идентификации,
в которой советское и постсоветское общество
уясняло себе свою целостность. При этом
либеральное происхождение термина «тоталитаризм»
воспринималось как некий трансцендентный
гарант значения и научной объективности
- только Другой владеет подлинной неидеологизированной
правдой о нас самих.
Очень часто тоталитаризм определяют
как политический режим, осуществляющий
всеобъемлющий контроль за населением
и опирающийся на систематическое применение
насилия или его угрозу. Такое определение
отражает важнейшие черты тоталитаризма.
Однако оно явно недостаточно, ибо понятие
«политический режим» слишком узко по
своему объему для того, чтобы охватить
все многообразие проявлений тоталитаризма.
Представляется, тоталитаризм это определенный
общественно-политический строй, который
характеризуется насильственным политическим,
экономическим и идеологическим господством
бюрократического партийно-государственного
аппарата во главе с вождем над обществом
и личностью, подчинением всей общественной
системы господствующей идеологии и культуре.
Сущность тоталитарного режима в том,
что при нем нет места для личности. В этом
определении, на наш взгляд, дана сущностная
характеристика тоталитарного режима.
Она охватывает весь его общественно-политический
строй и его главное звено - авторитарно-бюрократическое
государство, которое характеризуется
деспотическими чертами и осуществляет
полный (тотальный) контроль над всеми
сферами жизни общества. Таким образом,
тоталитаризм, как и любой другой политический
строй, необходимо рассматривать как социальную
систему и политический режим. В широком
смысле слова, как социальная система,
охватывающая все сферы общественной
жизни, тоталитаризм - это определенный
общественно-политический и социально
- экономический строй, идеология, модель
«нового человека». В узком смысле слова,
как политический режим, - это один из компонентов
политической системы, способ ее функционирования,
совокупность элементов идеологического,
институционного и социального порядка,
способствующих формированию политической
власти. Сравнительный анализ этих двух
понятий свидетельствует о том, что они
являются однопорядковыми, но не тождественными.
В то же время политический режим выступает
ядром социальной системы, отражающим
все многообразие проявлений тоталитаризма.
Характерная особенность развития современных
политических теорий в 40-50-е гг. XX в. - исследование
феномена тоталитаризма Р. Арон, X. Арендт,
К.Поппер.
Выявление сущностных начал тоталитаризма в работах X. Арендт. Проблема распада сферы публичной политической жизни в условиях современности, совпадающего с эрозией свободы и политического мышления. Политическая концепция "открытого общества" К. Поппера понятие "историцизма". Отрицание историцизма и трех его трактовок у Платона, Гегеля и Маркса. Антипод тоталитаризма – "Открытое общество", его характеристики. Основные работы Р. Арона "Опиум для интеллигенции" (1955), "Разочарование в прогрессе" (1967), "Демократия и тоталитаризм" (1965). Р. Арон о задачах теории: сохранение сознания плюрализма взглядов, которым подчиняются политические деятели. Любая человеческая деятельность содержит политику, любая человеческая общность - человеческий аспект. Анализ политической власти и политических режимов.
В советской
историографии проблема изучения тоталитаризма
практически не поднималась. Сами термины
«тоталитаризм» и «тоталитарный» до «перестройки»
подвергались критике и практически не
использовались. Применять их начали только
после «перестройки» в первую очередь
для характеристики фашистских и профашистских
режимов. Однако даже такое употребление
этих терминов было весьма эпизодическим,
предпочтение отдавалось другим формулировкам
– «агрессивный», «террористический»,
«авторитарный», «диктаторский». Так в
«Философском энциклопедическом словаре»
(1983), «тоталитаризм» представлен как одна
из форм авторитарных буржуазных государств,
характеризующихся полным государственным
контролем над всей жизнью общества . С
этой интерпретацией можно согласиться,
ведь до сих пор как справедливо отмечает
со ссылкой на Ф. Фюре видный российский
исследователь тоталитаризма В. И. Михайленко
«понятие тоталитаризма с трудом поддается
определению». При этом учёный считает,
что «попытки объяснить высокий уровень
консенсуса в тоталитарных государствах
насилием режима вряд ли представляются
убедительными» . И совсем не убедительная,
на наш взгляд, характеристика этого явления
содержится в «Советском энциклопедическом
словаре» (1986), где говорится о том, что
«понятие тоталитаризм употреблялось
буржуазно-либеральными идеологами для
критической оценки фашистской диктатуры»,
а также «используется антикоммунистической
пропагандой с целью создать фальшивую
критику социалистической демократии»
.
Заключение.
Изучив политические теории ХХ века я поняла, что XX век — век коренных перемен в мире. В всех концепциях есть своя логика постепенного, противоречивого процесса накопления объективных знаний, формирования, развития и преобразования подходов, понятий, моделей. Доказательством сему служит анализ ведущих направлений и господствующих парадигм в современной политологии. Отсутствие общей методологии — одна из главных особенностей политической мысли ХХ века. Добавить к сказанному: и отрицание единой системы понятий и концепций. Разнообразие направлений и проблематики, теорий, парадигм и подходов к изучению политики — такова общая картина политологического знания ХХ века.
Осевой линией и движущей силой развития политической науки многие десятилетия было идеологическое соперничество между марксизмом и западной политологической мыслью. Эти внутренние противоречия в политическом знании, а главное — условия и потребности политического процесса, определяли возникновение и динамику различных направлений и концепций в науке. ХХ век - век революций в науке и политике, процессы политических преобразований вызвали к жизни новые теории о политике и демократии, которые сформировались на научной базе, созданной предшественниками и
основателями
современной политической науки
в прошлом веке и в первые
десятилетия нынешнего столетия, но были
и иные концепции которые чуть
не привели человечество к гибели.
Список
использованной литературы: