Ведущие политические концепции ХХ в

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Политология, объясняя политические процессы и раскрывая закономерности функционирования и развития политических систем, государственных институтов и общественно-политических организаций, способствует осознанию членами общества - руководителями и рядовыми гражданами - общественных потребностей и интересов, пониманию проблем, подлежащих решению.

Содержание

Введение 3
1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, 5
Г. Моргентау
2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд 15
3. Концепции политических режимов и их классификации: 19
Х. Арендт, Р. Арон.
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по политологии.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский  государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  Политологии на тему:

Ведущие политические концепции ХХ в.

Вариант №4 
 
 

            Преподаватель: Коноплёва Лариса Александровна

            Студент: Максимова Инна Викторовна ФКп-10СР

                                (Ф.И.О., специальность,  № группы) 
             
             
             
             
             
             

Серов

2011

    Содержание 
 

                                                                      Стр. 

Введение           3

1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл,   5

    Г. Моргентау

2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд  15

3. Концепции политических режимов и их классификации:  19

    Х. Арендт, Р. Арон.

Заключение         23

Список литературы        24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Важнейшими  составляющими социально и культурно  ориентированной модели подготовки специалиста являются: формирование и развитие коммуникационных способностей и навыков, системность взглядов на мир и место в нем человека, формирование гражданской позиции и осознание профессиональной ответственности за принятие решений.

Политология, объясняя политические процессы и раскрывая  закономерности функционирования и  развития политических систем, государственных  институтов и общественно-политических организаций, способствует осознанию членами общества - руководителями и рядовыми гражданами - общественных потребностей и интересов, пониманию проблем, подлежащих решению.

Изучение  политологии развивает способности  к элементарному рационально-критическому осмыслению политики, позволяет студентам овладеть техникой и методикой организации митингов, избирательных кампаний, составления петиций, ведения политических дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации.

Изучение  политологии позволяет приобщаться  к таким важным компонентам гражданской  культуры, как:

    • научные представления об отношениях между гражданами, гражданином и обществом;
    • оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом;
    • гражданские ценностные ориентации и, прежде всего, ценности, представленные в Конституции РФ, включая отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, государственное единство, любовь и уважение к отечеству, вера в добро и справедливость и др.;
    • опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества.

Все это  будет способствовать формированию гражданской позиции будущего специалиста, его самореализации в условиях возросшей свободы экономического, политического, мировоззренческого выбора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Концепции политической власти: М.Вебер, Г.Лассуэл, Г.Моргентау.
 

   Теоретическое обсуждение аспектов социального неравенства  в капиталистическом обществе связано  прежде всего с методологическими  подходами К.Маркса и М.Вебера. Но Маркс сводил социальное неравенство к производственным отношениям. Классы – это социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой, они включают сословия и любые социальные категории, расположенные на различных ступенях социальной лестницы. Пролетариат – продукт технической цивилизации – должен победить эту цивилизацию, и, обогатив себя культурным богатством, которое накопило человечество, воссоединить цивилизацию и культуру. Но для методологии М.Вебера наиболее важной из движущих сил современного модернизированного общества является рациональность как прогрессивное воздействие рационального мышления и технологий на все сферы общественной жизни. Специфические черты иудаизма и христианства заложили основы рационального преобразования мира, эти черты с особой силой проявились в ходе реформации, возникновении кальвинистского крыла. Вебер утверждает плюралистический подход к анализу социальной структуры. Понятия класс, статус, партия означают три самостоятельных плоскости экономической, социокультурной и политической стратификации. Под властью Вебер понимает способность человека или некоторого числа людей осуществлять свое намерение через коллективное действие даже вопреки воле участников этого действия. Все виды обладания дифференцируют классовые ситуации их собственников в зависимости от значения, которое они придают использованию собственности. Люди, которые не имеют собственности и не могут предложить услуги, дифференцируются по виду услуг и способу их использования. Вид возможностей или шансов на рынке, которыми располагает отдельный индивид, является генеральным условием, определяющим всю его судьбу. Академическая социология, сложившаяся в конце XIX – начале XX веков, дистанцировалась от массовых обследований и развивалась в русле теоретических доктрин. Важнейшими методологическими концептами М.Вебера, например, выступают социальное действие, идеальные типы, понимание.

   Умозрение и интуиция, не обращаясь к логике, регулируют связь пограничности  и маргинальности, космического и  земного. Превращение человека в  предмет познания науки предполагает вроде бы абстрагирование от свободы и сострадания как единственной основы нравственности. Однако понимание чужого мира возможно исключительно путем вживания, чувствования, сопереживания, преодоления эгоистической природной склонности. Когда есть необходимость индивидуального прояснения вины, ответственности, решения, этому сопутствует свобода выбора желания либо безразличия. Поэтому в научном подходе к социальной работе рекомендуется биографический и нарративный анализ, бережность к чужому самоистолкованию, изъятие клиента из актуальной ситуации, привлечение внимания к возможному преодолению конфликта.

   Социальное  поведение индивида и общества, разграничение  функций социальных институтов и  политической системы государства  вписаны в культурный контекст ситуации. Помимо регулятивных действий институтов власти и субъектов общественного влияния, детерминантами поведения социальных субъектов служат сложившиеся типы организационных культур, правосознания, ценности, стереотипные поведенческие реакции, составляющие целостный континуум гражданской культуры. Вебер указывает на сложность распознания далеко идущих культурных последствий рациональных бюрократических структур, которые возникают достаточно независимо от областей, непосредственно относящихся к бюрократии.

   Каждый новый социокультурный этап в развитии общества требует существенного обновления не только самой социальной политики, но и концепции подготовки кадров для социальной сферы, исследовательского аппарата социальной науки. Основой такого обновления могут быть: а) отказ от старых категорий и показателей, которые неплохо объясняли содержание прежнего состояния общества, но оказались неэффективными; б) выработка нового понятийного аппарата, новой системы показателей, которые могли бы наиболее адекватно выразить новое состояние общества. Очевидна потребность обновления теоретико-методологических основ анализа социальной структуры и субъекта социальной политики.

   Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902-1978) -  одна из центральных  фигур в

американской  политологии. Он заложил основы современной политической

науки в США.  Изучение его работ актуально  с точки зрения как анализа

политической  власти,  так и использования  разработанных им научных

методов применительно к сегодняшней  действительности.  Лассуэлл

исследовал  широкий спектр политических феноменов,  рассматривая как

неформальную  подоплеку властных отношений,  так  и формальные

политические  институты и структуру процесса принятия управленческих

решений в социальном контексте. Исследование скрытых мотивов поведения

индивида  в сфере политики,  психологических аспектов политического

процесса  и внедрение в методологию  политической науки

психоаналитических  средств принесли Лассуэллу заслуженную  славу

основателя  политического психоанализа. Одна из главных задач, которую он

ставил  перед собой,  заключалась в постижении деструктивной природы

стремления  человека к власти и нахождении способов ее преодоления в

демократическом обществе.  Создание оригинальной ценностно-

институциональной модели социального процесса,  отражающей контекст

среды,  в которой происходят политические явления,  и разработка модели

политического процесса как принятия управленческих решений еще одна

грань интересов Лассуэлла. 

     Г.Лассуэлл заслуженно считается одним из отцов-основателей бихевиорального подхода в политической науке.  Временем появления бихевиорализма,  как исследовательского подхода, можно считать 20-е годы нашего столетия,  хотя его расцвет пришелся на 50 - 60-е годы.  На фоне господствовавших в начале XX в. историко-сравнительного  и юридического подходов в изучении политических феноменов это была попытка придать более строгий научный характер исследованиям в области политики.  Анализируя историю развития политологии с позиции сегодняшнего дня, можно сказать, что бихевиоралисты внесли значительный вклад в расширение границ и в развитие перспектив политической науки. Среди наиболее крупных ученых, работавших в рамках этого подхода, такие, как Ч.Мерриам,  Дж.Кэтлин,  Д.Б.Труман,  Д.Истон,  Р.Даль,  Г.Алмонд и многие другие.

Термин "бихевиорализм"  был введен в политическую науку группой

ученых из Чикагского университета под руководством Ч.Мерриама,

стремившихся  использовать строгие методы при  анализе политических

феноменов. Бихевиорализм  не является жестко структурированной  догмой. В

значительной  степени этот научный подход представляет собой совокупность относительных ценностей и целей.

     Лассуэлл  стал одним из основоположников качественного  и

количественного контент-анализа при исследовании политики.  Он

предложил методы изучения того,  что ранее  считалось невозможным

изучать:  мыслей,  различного рода фантазий,  неосознанных мечтаний.

Наиболее  известная работа в этой области - "Язык политики:  изучение

количественной  семантики ".

Лассуэлл  остро ощущал потребность в теоретической  базе и работал

над установлением связей между классической политической мыслью и

эмпирической  политической наукой.  Он разработал концептуальную

структуру политического анализа, включавшую в себя как общие положения

классической  теории, так и достижения эмпирических методов исследования.

Результатом этой работы стала книга  "Власть и общество:  структура

политического анализа".

        Ганс Моргентау (1904-1980), профессор Чикагского университета, является основателем теории политического  реализма в международных отношениях. Его книга "Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace" ("Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир") впервые была опубликована в 1948 г. и по праву стала классической в теории международных отношений. В этой книге нашли отражение существенные изменения, происходившие на международной арене в 40-50-х гг. ХХ в. Крах Лиги Наций и развязывание Второй мировой, а затем "холодной войны" вызвали кризис идеалистического подхода к международным отношениям: стала очевидной иллюзорность попыток построить международный порядок, основанный лишь на универсальных ценностях и общих интересах государств. Не отрицая необходимости создания гармоничного, мирного международного порядка, Моргентау писал, что международные отношения далеки от идеальных, а международная политика может быть определена как "непрерывное усилие, направленное на сохранение и увеличение мощи своей собственной нации и ослабление мощи других наций" [1, 5].

Информация о работе Ведущие политические концепции ХХ в