Тоталитарный режим и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.
Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом.
Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.

Содержание

1. Введение...................................................................................................с.3
2. Происхождение термина «тоталитаризм».............................................с.4
3. Характерные особенности тоталитарного режима...............................с.6
4. Формы тоталитарного режима................................................................с.12
5. Заключение...............................................................................................с15

Работа содержит 1 файл

Контрольная по политологии.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Государство обладает правом вмешиваться в любую область  жизни, контролировать деятельность всех сторон жизни общества. Тоталитарный режим характеризуется нерасчлененностью сфер общественной власти. Духовная, политическая и экономическая власть слиты воедино. При их объективной взаимосвязи, имеющей место в любом обществе, их органическое единство обеспечивается субъективными факторами, важнейшим из которых является централизованное целенаправленное вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности. Стираются границы между гражданским обществом и политической системой, между политической и неполитической сферами. В условиях тоталитарного режима над всем социумом господствует сила - государство. Гражданское общество полностью политизируется, лишается самостоятельности, деформируется и поглощается тоталитарной системой. Роль гражданского общества при этом ничтожна, тоталитарный режим не признает такого понятия, оно отсутствует в официальных политических и правовых документах, в научных трудах и учебниках. Отсутствует обратная связь между индивидом и властью. Разрушаются все горизонтальные формы общения между людьми. Причем дело организуется так, чтобы контроль осуществлялся не только специализированными официальными органами, а и самим населением. Все обязаны наблюдать за всеми в порядке своего гражданского долга и в случае необходимости информировать официальные органы.

3. Однопартийная монопольная  система. При тоталитаризме происходит насильственное установление однопартийной системы или единовластия (характерно наличие харизматического лидера – вождя) одной партии через уничтожение других партий либо через их полное подчинение тоталитарной партии. По отношению к другим политическим партиям могут быть применены два средства:

1) низведение ряда  существующих партий до уровня  придатков, филиалов правящей  партии, послушно следующих в  русле политики тоталитарной  партии. Все функционирующие общественные  объединения действуют под руководством тоталитарной партии, возглавляются лидерами, делегированными на эту работу партией, либо одобряемыми ее представителями общественности. В любом случае, их деятельность жестко регламентируется тоталитарной партией.

2) дискредитация лидеров оппозиционных партий и удаление таких партий с арены политической борьбы (запрещение деятельности партий и физическое уничтожение их руководителей, а нередко, и рядовых членов). Любая оппозиция запрещается законом. Режим не признает право меньшинства выражать свое мнение. Думается, что за этим стоит не только опасение за потерю позиции правящей партии. Скорее всего, тоталитарная партия беспокоится за утверждение тоталитарного идеологического господства.

 Правящая  партия  объявляется  ведущей   силой   общества,   ее установки  рассматриваются  как  священные  догмы.  Конкурирующие   идеи   о социальном переустройстве общества объявляются антинародными,  направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая  партия захватывает  бразды  государственного  управления:   происходит   сращивание партийного и  государственного  аппаратов.  В  результате  этого  становится массовым  явлением  одновременное  занятие   партийной   и   государственной должности, а там, где этого  не  происходит,  государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

    В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд  сверху, при котором инициатива  фактически  отнюдь   не   поощряется,   а   строго наказывается. Ключевые властные функции при тоталитаризме выполняет не государство (как при любом другом режиме), а партия - носительница тоталитарной идеологии. 

4. Исключительна роль лидера, вождя при осуществлении власти. При тоталитарном режиме существует культ личности национального вождя - лидера партии и государства. Для тоталитаризма характерно абсолютная монополия вождя на власть, отсутствие правящей клики, не подотчетность правителя никому во всех его действиях. Отсутствует узаконенный механизм преемственности политической власти, смены лидеров. Лидер политической партии становится пожизненным главой государства. «Главная характеристика вождя - его непогрешимость; он не может совершить ошибку никогда». Данное положение лидера партии и государства объясняется тем, что чем выше его авторитет, тем более непререкаема идеологическая истина, которую он провозглашает. Именно поэтому все тоталитарные режимы уделяют такое большое значение процессу создания авторитета вождя партии. Он в течение суток может изменить  свое  решение,  как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно  узнали,  что нацистская Германия больше  не  является  врагом  социализма. Наоборот,  её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии  буржуазного Запада.  Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до  вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

5. Единственная официальная  идеология. Тоталитаризм есть  в первую очередь идеологический режим. Чтобы установить свою абсолютную идеологическую монополию в государстве, тоталитарная партия проводит ряд мероприятий: 1) уничтожая другие партии, она уничтожает и их идеологию; 2) берет под свой контроль все государственные и общественные средства пропаганды (печать, радио, кино, театр, книгоиздательскую деятельность) и использует их для распространения своей идеологии; 3) устанавливает свой контроль над всей системой образования (от начальной школы до высших учебных заведений), перестраивая в духе своей идеологии все учебные программы; 4) с помощью политических мер осуществляет идеологическую изоляцию страны, чтобы исключить возможность проникновения чуждых режиму идеологий.

Для носителей тоталитарной власти самоценна не сама власть, а идеология. Политическая власть завоевывается ими для того, чтобы использовать ее как средство для практической реализации идеологических концепций. Целью тоталитарного режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько экономическими стимулами или территориальными притязаниями, сколько идеей мирового господства собственной идеологии.

В условиях тоталитарного  режима существует лишь одна официальная  идеология, которая является одновременно идеологией правящей партии и государственной идеологией. Эта идеология, пронизывает все сфере общества, лежит в основе деятельности режима, обосновывает его право на существование. Она абсолютно нетерпима по отношению к другим идеологиям и общеобязательна для всех членов общества, какие-либо иные противоречащие официальной идеологии взгляды, инакомыслие запрещены и преследуются.

Важная особенность  тоталитарной идеологии - ее массовый характер, который проявляется не только в идеологическом охвате всех и каждого, но и в том, что эта идеология претендует на охват всех без исключения сфер общественной и частной жизни, претендует на всеобщее (тотальное), универсальное, единственно верное истолкование объективной реальности, объяснение всего существующего, на воплощение истины в последней инстанции. Власть этой идеологии распространяется даже на толкование прошлого. Критика или отклонение от нее расценивается как государственное преступление.

Стержнем идеологии  является убеждение в возможности и необходимости переустройства общества. Она преследует цель избавления людей от старых, несовершенных порядков и создания нового, совершенного общественного устройства. Преобразование общества должно идти параллельно с формированием нового типа личности. Следовательно, анализ содержания идеологии тоталитарных обществ показывает, что она не только позволяет познать и объяснить мир, считая свое понимание единственно верным, но и предлагает весьма специфические программы его переустройства, превращая последние в практическое руководство общественных преобразований. Отсюда отрицание самоценности настоящего, которое приносится в жертву будущему, и самоценности личности, которая понимается исключительно как средство достижения единой и универсальной цели режима.

Многие исследователи  тоталитаризма отмечают, что тоталитарная идеология приобретает характер псевдорелигии, основанной на вере, а  не на рациональном анализе и критике. Эта идеология требует принятия многих своих постулатов на веру. При  тоталитаризме осуществляется мощная и целенаправленная пропаганда, апеллирующая не столько к разуму, сколько к эмоциям. Она ставит своей целью заставить людей поверить в истинность господствующей доктрины и в справедливость ее лозунгов и целей. Это может быть, например, идея высшего предназначения расы и нации, как у Гитлера. То есть имеет место не просто подчинение индивида власти, но подчинение его высшей цели, по сравнению с которой личные и групповые интересы, благосостояние и жизнь индивида не имеют значения, государство стремиться превратить личность в элемент государственной машины. Этой высшей цели подчинены не только индивиды, само государство трактуется как орудие, средство ее достижения. Этот феномен американский ученый А. Инкелес назвал «тоталитарной мистикой».

Содержание идеологии, «великой идеи» может быть различным - классовым, национальным, расовым, религиозным, но характер идеологии определяется тремя обязательными чертами: 1) объяснение прошлого и обращение в будущее; «нацеленность на объяснение всех исторических событий прошлого и на планирование хода всех будущих событий...»; 2) образ «врага» (все люди делятся на «своих и «чужих»); 3) идеализация государства, государственной партии, их лидера.

Сама природа тоталитарной идеологии ведет к монополизации  пропаганды. Монопольный характер пропаганды в тоталитарном государстве порождает некоторые ее особенности, присущие только этому режиму: 1) Сообщается только о тех внутренних и международных событиях, которые выгодны режиму, способствуют росту его популярности в глазах общественности; 2) Всемерная эксплуатация самых незначительных фактов для дискредитации враждебных государств; 3) В условиях тоталитарного государства пропаганда предшествует информации, т.е. сообщение о событии предваряется его политической оценкой.

6. Тоталитарная личность  со специфическими политическим  сознанием, политической культурой,  политическим поведением. Контроль  над обществом и полное подчинение  масс режиму предполагают, в числе  прочего, контролирование мыслей  и чувств людей, формирование у них взглядов и настроений, адекватных тоталитарной идеологии. Для этого используется весь арсенал духовного воздействия на людей - народное образование, культура, литература, искусство, средства массовой информации, пропаганда и агитация. В результате в обществе формируется, интенсивно поддерживается и безраздельно господствует тоталитарное сознание. Его отличают: сильнейшая «замифологизированность», опора главным образом не на знание, а на веру, догматизм, исключение сомнений, отсутствие потребности в самостоятельном поиске истины. Выделяют следующие черты современной авторитарной личности: преклонение перед властью, привычка и даже любовь к подчинению, никаких сомнений относительно правоты проводимой политики, нетерпимость к инакомыслию и действию нижестоящих.

Тоталитарный режим  отменяет юридически или сводит на нет фактически все демократические  права и свободы граждан. Особенно это касается политических и личных прав граждан, которые просто не совместимы с таким режимом. Ни о каких  «естественных» или «неотъемлемых» правах граждан здесь нет даже теоретических рассуждений. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования. Устанавливается абсолютное превосходство интересов власти над интересами личности.

7. Контроль над всеми  средствами массовой информации  и цензура. Устанавливается монополия  на информацию. Все средства информации  и само ее содержание берутся  под строгий контроль аппарата, осуществляя мощную и направленную пропаганду, основанную на мифах и апеллирующую не столько к разуму, сколько к эмоциям. Цель пропаганды - заставить людей поверить в истинность господствующей доктрины и в справедливость ее лозунгов и целей. Через средства массовой информации тоталитарные режимы осуществляют распространение и внедрение различного рода политических мифов и стереотипов. Наиболее типичными при этом являются следующие два. Во-первых, миф о явном превосходстве данной общественной системы над всеми другими прошлыми и настоящими общественными системами как в экономическом и социальном, так и в политическом и духовном отношениях. И, во-вторых, миф о ее особом предназначении в современном и будущем мире, состоящем в том, чтобы установить идеальное общество на земле.

Режим всячески ограждает  население от международного общения. Этим обуславливаются закрытость тоталитарного  общества, отсутствие у него развитых связей с внешним миром.

  1. Формы тоталитарного режима

 

Есть  специфические  черты,  позволяющие  выделить  несколько  разновидностей  тоталитаризма:   коммунистический   тоталитаризм, фашизм  и  национал-социализм.  Последний  часто   называют   разновидностью фашизма.

    1. Коммунистический тоталитаризм

Эта разновидность тоталитаризма  наиболее  полно  отражает характерные

черты режима, т.е. частная  собственность  ликвидируется,  а  следовательно,

уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия  членов общества.

    Экономической основой  тоталитаризма  советского  типа  была  командно-административная   система,   построенная   на   огосударствлении    средств производства, директивном планировании и ценообразовании,  ликвидации  основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе  проведения  индустриализации  и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в  СССР  уже в 20-е гг. Сращивание  партийного  аппарата  с  государственным,  подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг.  ВКП(б),  пройдя  через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть,  являлась  единым,  строго централизованным, жестко соподчиненным,  отлаженным  механизмом.  Дискуссии, обсуждения, элементы  партийной  демократии  безвозвратно  ушли  в  прошлое.

Коммунистическая   партия   была   единственной    легальной    политической организацией. Ведущие деятели  партии  занимали руководящие посты в государстве. Через партийные  органы  шла  вся кадровая работа: ни одно назначение  не  могло  состояться  без  одобрения  партийных ячеек. Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных  организаций, то  они  были  не  более  чем  «приводными  ремнями»  от  партии  к  массам. Своеобразные «школы коммунизма»  (профсоюзы  для  рабочих,  комсомол  —  для молодежи, пионерская организация — для детей и подростков, творческие  союзы— для интеллигенции), они, в сущности, выполняли роль представителей  партии в различных слоях общества,  помогали  ей  руководить  всеми  сферами  жизни страны.

Информация о работе Тоталитарный режим и его особенности