Тоталитарный режим и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.
Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом.
Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.

Содержание

1. Введение...................................................................................................с.3
2. Происхождение термина «тоталитаризм».............................................с.4
3. Характерные особенности тоталитарного режима...............................с.6
4. Формы тоталитарного режима................................................................с.12
5. Заключение...............................................................................................с15

Работа содержит 1 файл

Контрольная по политологии.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации  ПГОУ ВПО

Иркутская Государственная  сельскохозяйственная академия

Кафедра философии, социологии, истории и политологии

 

 

 

 

Контрольная работа по политологии

 

На тему: «Тоталитарный режим и его особенности»

 

 

Выполнила: студентка 6 курса

агрономического факультета

специальности агрономия 110201

заочной формы обучения

зачетная книжка № 06708

Перевалова Д.Н.

Проверила: Степанова Н.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2013 г.

Содержание

 

  1. Введение...................................................................................................с.3
  2. Происхождение термина «тоталитаризм».............................................с.4
  3. Характерные особенности тоталитарного режима...............................с.6
  4. Формы тоталитарного режима................................................................с.12
  5. Заключение...............................................................................................с15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Человечество  уже   тысячелетия   ищет   наиболее   совершенные   формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием  самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим –  это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.

    Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг.  XX века. Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых;  в силу синтетического характера должна была  рассматриваться в качестве  синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще  должен  быть исключен  из   состава   формы   государства,   поскольку   функционирование государства  характеризует  не  политический,   а   государственный   режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому  подходам  к  пониманию политического (государственного) режима.

    Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий  –  делает  его  достоянием лишь  государственной  жизни и государства,  поскольку он  конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства,  а также формы и методы  осуществления государством   своих функций. Политический режим предполагает и необходимо  требует широкого  и узкого подходов, ибо это соответствует современному  пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической,   а   также   характеру   политической    системы,

включающей в себя государство и негосударственные,  общественно политические организации. Все составные части политической системы: политические  партии, общественные организации, трудовые  коллективы  (а  также  и  «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения  и  т.  п.)  –  испытывают  значительное влияние  государства,  его  сущности,  характера  функций,  форм  и  методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь,  поскольку  и государство  в  значительной  мере  воспринимает  воздействие   общественно-политической  «среды  обитания».  Это  влияние  распространяется,  на  форму государства, в частности на политический режим.

    Таким  образом,  для  характеристики  формы  государства  имеет  важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность  приемов и способов  государственного  руководства),  так и в широком   понимании (уровень гарантированности демократических прав  и политических   свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и  правовых  форм политическим  реалиям,  характер  отношения  властных  структур  к  правовым основам государственной и общественной жизни).

    В этой характеристике  формы  государства  отражаются  внеправовые  или правовые способы осуществления власти, методы  использования  «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские  или демократические приемы воздействия на  население,  идеологическое  давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав  граждан, участия  в  народа,  политических  партий,   мера   экономической   свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

    Теория государства в зависимости от тех  или  иных  критериев  выделяет виды  политических  режимов,  которые  применялись  в  многовековой  истории государственности.  Эти  виды  представляют  собой  широкий  диапазон  между авторитарным  и   демократическим,   крайними   полюсами   на   всей   шкале политических методов власти.

    Авторитарный режим может существовать в разных  формах.  Но  при любой форме авторитаризма государственная власть  реально не  формируется и не контролируется народом.

    Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.

 

  1. Происхождение термина «тоталитаризм»

 

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas —  цельность, полнота) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми  аспектами жизни общества.

Тоталитаризм с точки  зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Представитель одной  из основных философских школ Древнего Китая - школы закона («фа-цзя») Шан  Ян (середина 4 тыс. до н. э.) отмечал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания». Установление добродетели возможно лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Государство, по Шан Яну, функционирует на основе следующих принципов: 1) полное единомыслие; 2) преобладание наказаний над наградами; 3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления (например, человек, обронивший по дороге горящий уголек, карается смертью); 4) разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.

Исторически понятие  «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х  для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны неограниченные законом  полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики — в отрицательном. На Западе в годы холодной войны была взята на вооружение риторика, которая пыталась использовать любые общие черты сталинизма и фашизма для объединения их под одной вывеской тоталитаризма. Эта модель широко использовалась в антикоммунистической пропаганде. При использовании в настоящее время выражения «тоталитаризм», как правило, подразумевается, что режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии были тоталитарными. Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао в Китае, талибов в Афганистане, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее, Пиночета в Чили, Саддама Хусейна в Ираке и др. Иногда термин используется для характеристики отдельных аспектов политики (например, милитаризма США при президенте Буше).

Ряд исследователей тоталитаризма (Ф. фон Хайек, А. Рэнд, Л. фон Мизес  и др.) рассматривают его как  крайнюю форму коллективизма  и обращают внимание на то, что все  три тоталитарные системы объединяет государственная поддержка коллективных интересов (нации — нацизм, государства — фашизм или трудящихся — коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданина. Согласно философам франкфуртской школы, современное общество технократично и существует за счет навязываемого культа потребления. По их мнению, культурная унификация, снижение критического мышления и дальнейшее стирание грани между приватным и публичным существованием влекут за собой тоталитаризм.

Своеобразным этапом на пути изучения феномена тоталитаризма  стал международный симпозиум в США в 1952 году, посвященный его проблемам. Здесь концепция обрела официальный статус и тоталитаризму было дано определение. Суть его сводилась к тому, что тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все - от воспитания детей до выпуска продукции - контролируется из единого центра. Такая трактовка тоталитаризма представляла весьма ограниченные возможности для дальнейшей разработки проблемы и не раскрывала всего многообразия его сторон. Поэтому научные изыскания по проблеме тоталитаризма успешно продолжались.

Наиболее основательной  попыткой внести коррективы в концепцию  тоталитаризма с учетом новых  реалий является работа М. Кертиса «Тоталитаризм», вышедшая в свет в 1980 году. Автор  определил тоталитаризм как «специфический тип современного режима века массовой демократии, который держит население под контролем с помощью разнообразных средств, особенно террора».

В нашей стране термин «тоталитаризм» появился в послевоенный период и использовался лишь в  пропагандистских целях для характеристики фашистских и профашистских режимов на Западе. Несмотря на употребление, этого термина в идеологических целях, само понятие тоталитаризма представляется научно обоснованным. Так, в третьем издании Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение «тоталитарного государства»: «полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, огосударствление всех легальных организаций, дискреционные (законом не ограниченные) полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии».

 Определений термина «тоталитарный режим» множество. Наиболее ясным считаю трактовку из «Философского словаря», где тоталитарным определен «общественно-политический строй, характеризующийся всеобъемлющим деспотическим вмешательством авторитарно-бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизни отдельных личностей». Из этого определения можно вычленить признак тоталитарного режима, встречающийся практически во всех других, а именно особый характер взаимоотношений гражданского общества и государства, выражающийся в тотальном вмешательстве последнего во все стороны социальной жизни, - что и является основой тоталитарного политического режима.

 

  1. Характерные особенности тоталитарного режима

 

Основными характеристиками тоталитарного режима принято считать:

 

1. Отсутствие разделения  властей, незначительная роль  выборов (их отсутствие) в формировании  органов государственной власти, неправовой характер государства. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы. При тоталитаризме принцип всеобщего избирательного права отменяется или превращается в фикцию, происходит имитация участия широких народных масс в решении жизненно важных проблем общественной жизни. Вместо него господствует принцип назначения. Так, в фашистской Германии Гитлер мог сам назначать часть депутатов рейхстага, в то время как все остальные «избирались» фашистской партией. Имеет место фактический, а нередко и юридический отказ от признания и реализации принципа разделения властей.

Срастаясь с государством, тоталитарная партия держит под полным контролем все ветви власти. На практике и законодательные, и исполнительные, и судебные органы состоят из членов партии, которых она контролирует организационно. Следовательно, все ветви власти становятся своего рода звеньями партии, подобно партийным органам. При этом государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. В систему высших органов государства может входить парламент, но избирается и действует он в обстановке отсутствия или ограничения легальной борьбы партий. Чаще всего парламент отсутствует вообще или его реальные полномочия сводятся к «единогласной» поддержке решений «фюрера». Парламент превращается в декоративный орган, играет роль фасада, в пропагандистских целях создающий видимость функционирования демократический учреждений. Значение суда также минимально и сводится к судебному преследованию инакомыслящих. Массы в центре и на местах от власти отчуждаются. Господствующая верхушка, вождь делаются народу фактически не подконтрольными. Правовых ограничений в своих действиях они не имеют и легитимным порядком смещены быть не могут. Роль права и закона становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Конституция не рассматривается в качестве основного закона и основы правопорядка. Ее подменяют указы главы государства, партийные директивы и армейские приказы, приобретающие силу закона. Государство становится неправовым.

2. Монопольный партийно-государственный  контроль над производством и  экономикой, СМИ, армией, полицией, органами безопасности, всеми сферами жизни общества, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Тотальность контроля - сущностный и главный признак тоталитаризма, давший название этому типу политического режима.

Информация о работе Тоталитарный режим и его особенности