Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:09, контрольная работа
Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.
Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом.
Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.
1. Введение...................................................................................................с.3
2. Происхождение термина «тоталитаризм».............................................с.4
3. Характерные особенности тоталитарного режима...............................с.6
4. Формы тоталитарного режима................................................................с.12
5. Заключение...............................................................................................с15
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ПГОУ ВПО
Иркутская Государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра философии, социологии, истории и политологии
Контрольная работа по политологии
На тему: «Тоталитарный режим и его особенности»
Выполнила: студентка 6 курса
агрономического факультета
специальности агрономия 110201
заочной формы обучения
зачетная книжка № 06708
Перевалова Д.Н.
Проверила: Степанова Н.Г.
Иркутск 2013 г.
Содержание
Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы,
включающей в себя государство и негосударственные, общественно политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.
Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.
Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.
Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом.
Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.
Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.
Представитель одной из основных философских школ Древнего Китая - школы закона («фа-цзя») Шан Ян (середина 4 тыс. до н. э.) отмечал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания». Установление добродетели возможно лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Государство, по Шан Яну, функционирует на основе следующих принципов: 1) полное единомыслие; 2) преобладание наказаний над наградами; 3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления (например, человек, обронивший по дороге горящий уголек, карается смертью); 4) разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.
Исторически понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны неограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики — в отрицательном. На Западе в годы холодной войны была взята на вооружение риторика, которая пыталась использовать любые общие черты сталинизма и фашизма для объединения их под одной вывеской тоталитаризма. Эта модель широко использовалась в антикоммунистической пропаганде. При использовании в настоящее время выражения «тоталитаризм», как правило, подразумевается, что режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии были тоталитарными. Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао в Китае, талибов в Афганистане, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее, Пиночета в Чили, Саддама Хусейна в Ираке и др. Иногда термин используется для характеристики отдельных аспектов политики (например, милитаризма США при президенте Буше).
Ряд исследователей тоталитаризма
(Ф. фон Хайек, А. Рэнд, Л. фон Мизес
и др.) рассматривают его как
крайнюю форму коллективизма
и обращают внимание на то, что все
три тоталитарные системы объединяет
государственная поддержка
Своеобразным этапом на пути изучения феномена тоталитаризма стал международный симпозиум в США в 1952 году, посвященный его проблемам. Здесь концепция обрела официальный статус и тоталитаризму было дано определение. Суть его сводилась к тому, что тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все - от воспитания детей до выпуска продукции - контролируется из единого центра. Такая трактовка тоталитаризма представляла весьма ограниченные возможности для дальнейшей разработки проблемы и не раскрывала всего многообразия его сторон. Поэтому научные изыскания по проблеме тоталитаризма успешно продолжались.
Наиболее основательной попыткой внести коррективы в концепцию тоталитаризма с учетом новых реалий является работа М. Кертиса «Тоталитаризм», вышедшая в свет в 1980 году. Автор определил тоталитаризм как «специфический тип современного режима века массовой демократии, который держит население под контролем с помощью разнообразных средств, особенно террора».
В нашей стране термин «тоталитаризм» появился в послевоенный период и использовался лишь в пропагандистских целях для характеристики фашистских и профашистских режимов на Западе. Несмотря на употребление, этого термина в идеологических целях, само понятие тоталитаризма представляется научно обоснованным. Так, в третьем издании Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение «тоталитарного государства»: «полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, огосударствление всех легальных организаций, дискреционные (законом не ограниченные) полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии».
Определений термина «тоталитарный режим» множество. Наиболее ясным считаю трактовку из «Философского словаря», где тоталитарным определен «общественно-политический строй, характеризующийся всеобъемлющим деспотическим вмешательством авторитарно-бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизни отдельных личностей». Из этого определения можно вычленить признак тоталитарного режима, встречающийся практически во всех других, а именно особый характер взаимоотношений гражданского общества и государства, выражающийся в тотальном вмешательстве последнего во все стороны социальной жизни, - что и является основой тоталитарного политического режима.
Основными характеристиками тоталитарного режима принято считать:
1. Отсутствие разделения
властей, незначительная роль
выборов (их отсутствие) в формировании
органов государственной
Срастаясь с государством, тоталитарная партия держит под полным контролем все ветви власти. На практике и законодательные, и исполнительные, и судебные органы состоят из членов партии, которых она контролирует организационно. Следовательно, все ветви власти становятся своего рода звеньями партии, подобно партийным органам. При этом государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. В систему высших органов государства может входить парламент, но избирается и действует он в обстановке отсутствия или ограничения легальной борьбы партий. Чаще всего парламент отсутствует вообще или его реальные полномочия сводятся к «единогласной» поддержке решений «фюрера». Парламент превращается в декоративный орган, играет роль фасада, в пропагандистских целях создающий видимость функционирования демократический учреждений. Значение суда также минимально и сводится к судебному преследованию инакомыслящих. Массы в центре и на местах от власти отчуждаются. Господствующая верхушка, вождь делаются народу фактически не подконтрольными. Правовых ограничений в своих действиях они не имеют и легитимным порядком смещены быть не могут. Роль права и закона становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Конституция не рассматривается в качестве основного закона и основы правопорядка. Ее подменяют указы главы государства, партийные директивы и армейские приказы, приобретающие силу закона. Государство становится неправовым.
2. Монопольный партийно-