Тоталитаризм как социальный и политический феномен XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:14, реферат

Описание работы

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии подтоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма.
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются или пресекаются государством. Если такая власть на практике исходит не от народа, то всё равно может быть создана иллюзия одобрения народом действий этой власти.

Содержание

1. Вступление
2.Основные признаки тоталитаризма
2.1 Особенности советского тоталитаризма
2.2 Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма
3. Возникновение тоталитаризма в России
4. Что же такое тоталитаризм?
5. Основные черты тоталитарного общества
5.1 Разделение населения на "наших" и "не наших"
5.2 Тоталитаризм создаёт особый тип человека
5.3 Государство вмешивается даже в личную жизнь человека
4. Заключение
5. Литература

Работа содержит 1 файл

политология тоталитаризм.docx

— 54.97 Кб (Скачать)

     В духовной сфере господствует одна идеология  и мировоззрение. Как правило - это  утопические теории, реализующие  извечную мечту людей о более  совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит  идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим  использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое  подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает  всю иерархию властных отношений  сверху донизу - от главы государства  и партии до самых низших звеньев  власти и ячеек общества. В СССР такой идеологией стал марксизм, в  Северной Корее - идеи "пучхе" и т.д. В тоталитарном режиме все без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели: тысячелетнего рейха, коммунистического царства всеобщего счастья и т.д.

     Эта превращённая в религию идеология  породила ещё один феномен тоталитаризма: культ личности. Как и всякие религии, эти идеологии имеют свои священные писания, своих пророков и бого-человеков (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.). Таким образом, получается чуть ли не теократическое правление, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем. Н. Бердяев называет подобную систему обратной теократией. 

5. Основные черты  тоталитарного общества 

     Контроль  за свободой мысли и подавление инакомыслия Дж. Оруэлл по этому поводу писал: "тоталитаризм посягнул на свободу личности так, как никогда прежде не могли и вообразить. Важно отдавать себе отчёт в том, что его контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать - даже допускать - определённые, но диктуется, что именно надлежит думать. Личность изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства, по меньшей мере, столь же действенно, сколь контролирует их поступки". 

5.1 Разделение населения  на "наших" и  "не наших" 

     Людям свойственно - и это почти закон  человеческой природы - быстрее и  легче сходятся на негативной почве, на ненависти к врагам, зависти  к тем, кому лучше живется, чем  на конструктивной задаче. Враг (и внутренний и внешний) является неотъемлемой частью арсенала тоталитарного лидера. В  тоталитарном государстве террор и  страх используются не только как  инструмент уничтожения и запугивания  действительных и воображаемых врагов, но и как нормальный повседневно  используемый инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера  гражданской войны. Также тоталитаризм должен постоянно демонстрировать  гражданам свои успехи, доказывать реалистичность провозглашаемых планов или находить убедительные для населения доказательства, почему данные авансы не реализованы. И сюда очень хорошо вписывается поиск внутренних врагов. Здесь действует старый, давно известный принцип: "Разделяй и властвуй". Те, кто "не с нами, а значит, против нас" должны подвергнуться репрессиям. Террор развязывался без какой-либо видимой причины и предварительной провокации. В нацистской Германии он был развязан против евреев. В Советском Союзе террор не ограничивался расовыми признаками, и его объектом мог стать любой человек.  

5.2 Тоталитаризм создаёт  особый тип человека 

     Стремление  тоталитаризма к переделке человеческой природы - одна из основных отличительных  особенностей его от всех других форм традиционного деспотизма, абсолютизма  и авторитаризма. С этой точки  зрения тоталитаризм является феноменом  исключительно двадцатого века. Он ставит задачу полной переделки и  трансформации человека в соответствии с идеологическими установками, конструирования нового типа личности с особым психическим складом, особыми  ментальностью, мыслительными и  поведенческими характеристиками, путём  стандартизации, унификации индивидуального  начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к какому-то среднестатистическому знаменателю, подавлению личностного начала в  человеке. Таким образом, конечная цель создания "нового человека" - формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии. Таким человеком не нужно  даже управлять, он будет самоуправляться, руководствуясь теми догмами, которые  на данный момент выдвигаются правящей верхушкой. Однако на практике проведение этой политики породило доносительство, писание анонимок и привело к  моральному разложению общества. 

5.3 Государство вмешивается  даже в личную  жизнь человека 

     В тоталитарном обществе всё: наука, искусство, экономика, политика, философия, мораль и отношения между полами направляются одной ключевой идеей. Одним из важнейших  показателей проникновения тоталитарных начал во все сферы жизни является "newspeak" - новояз, который является средством, делающим трудным, если не невозможным выражение иных форм мысли. Ф. Хайек писал: "... легче всего убедить людей в подлинности ценностей, которым их заставляют служить, если объяснить им, что это те самые ценности, в которые они всегда верили, просто раньше эти ценности понимались неправильно. Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран: полное извращение языка, подмена смысла слов, призванных выражать идеалы нового строя. " Однако в конечном итоге это оружие оборачивается против режима. Так как люди вынуждены приспосабливаться к иррационализму языка, они вынуждены вести существование, при котором следовать официальным предписаниям невозможно, но необходимо делать вид, что руководствуешься ими. Это порождает как бы двойной стандарт в поведении тоталитарного человека. Появляются феномены, названные Дж. Оруэллом "doublethink" - двоемыслие и "thoughtcrime" - мыслепреступление. То есть жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: в обществе он вполне лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к режиму. Таким образом, нарушается один из основополагающих принципов "классического" тоталитаризма: тотального единства массы и партии, народа и вождя. 

 

Заключение 

     Тоталитаризм – тип политической системы и общества.

     Характеризуется тоталитаризм на всеобщей идеологии  общественной жизни, чрезмерным разрастанием власти и поглощением её гражданского общества.

     Общая черта тоталитарных моделей устройства человеческого общества это –  всеобщность государства. В социально-экономическом  отношении она предполагает планирование и регулирование всех социальных и хозяйственных аспектов деятельности, не оставляет за индивидуумом свободы  в принятии решений, целиком подчиняя его коллективной воле. В такой  системе отсутствует свобода  личности. Действует постоянный контроль со стороны партийно-государственного аппарата над гражданами. Подчиняется  вся социальная система коллективным идеологическим целям.

     Проявление  тоталитаризма стали феноменом  общественной жизни и сложились  в определенную систему только в  ХХ веке. Тоталитарные идеи подчинения части целому, индивида государству, а также всеобщего управления обществом существуют уже свыше  двух тысячелетий в высказываниях  и сочинениях Гераклита, Платона, Карла  Маркса, В.И. Ленина и многих других мыслителей. Теория же тоталитаризма  сложилась в 40-50 г.г. в работах Ф.Хайека, К.Фридриха и З.Бжезинского. В книге «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) сделана попытка эмпирического обоснования тоталитаризма как понятия, отражающего сталинизм и другие однотипные (фашистские и национал-социалистические) политические режимы.

     Хотя  тоталитаризм стал политической реальностью  лишь в ХХ веке, его идейные истоки уходят корнями в глубокую древность.

     Петр  Великий и Людовик ХIV были могущественными правителями – деспотами, но примитивность средств коммуникации, неразвитость социальной инфраструктуры предопределяли их власть не настолько эффективной и всепроникающей, чтобы можно было ее назвать тотальной. Великие самодержцы прошлых времен объективно не располагали возможностями контролировать все и вся в жизни своих подданных. Конечно, они требовали и достигали внешнего повиновения, но всегда в сфере государственного регулирования присутствовал тот или иной «пробел». По меньшей мере, часть общества обладала либо политическим иммунитетом (сословные привилегии), либо самостоятельностью в сфере экономической и хозяйственной деятельности (отсутствие планово-приказной системы руководства экономикой), либо (более распространенное явление) определенной свободой личной жизни (русских крестьян все-таки не заставляли брить бороды и одевать немецкие камзолы, а старообрядцев не расстреливали за их религиозные убеждения).

     В противоположность автократическим  режимам средневековья тоталитаризм предполагает всеобщность государственного контроля и пытается регулировать каждый аспект жизнедеятельности общества. Другое дело, в какой степени ему  удается достичь желаемого.

     Со  временем тоталитарный режим начинает  разлагаться изнутри.

     Особенно  из политической элиты выходят лица, которые  становятся в оппозицию  к режиму. С возникновением  инакомыслия  от режима отчуждаются сначала узкие  группировки  диссидентов, затем  широкие слои населения. Завершает  разрушение тоталитаризма отход  от жёсткого контроля в экономической  сфере. Таким образом, на смену тоталитаризму  приходит авторитаризм. 

 

Литература 

1. Гаднелев К. С. Тоталитаризм как феномен ХХ века. Вопросы философии, 1992, № 2.

2. Демократия  и тоталитаризм. Свободная мысль, 1991, № 5.

3. Загладин Н. В. Тоталитаризм и демократия: конфликт  века. Кентавр, 1992, №№ 7-8.

4. Кларк К.  Сталинский миф о “великой  семье”. Вопросы литературы, 1992, №  1.

5. Оруэлл Дж. “1984” и эссе разных лет.  Москва, Прогресс, 1989.

6. Сахаров А.  Н. Революционный тоталитаризм  в нашей истории. Коммунист, 1991, № 5.

7. Стариков Е.  Перед выбором. Знания, 1991, № 5.

8. Тоталитаризм, авторитаризм и демократия в  глобальном контексте. Латинская  Америка, 1990, №№ 1-3.

9. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №№ 7-8. 

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Тоталитаризм как социальный и политический феномен XX века