Тоталитаризм как социальный и политический феномен XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:14, реферат

Описание работы

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии подтоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма.
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются или пресекаются государством. Если такая власть на практике исходит не от народа, то всё равно может быть создана иллюзия одобрения народом действий этой власти.

Содержание

1. Вступление
2.Основные признаки тоталитаризма
2.1 Особенности советского тоталитаризма
2.2 Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма
3. Возникновение тоталитаризма в России
4. Что же такое тоталитаризм?
5. Основные черты тоталитарного общества
5.1 Разделение населения на "наших" и "не наших"
5.2 Тоталитаризм создаёт особый тип человека
5.3 Государство вмешивается даже в личную жизнь человека
4. Заключение
5. Литература

Работа содержит 1 файл

политология тоталитаризм.docx

— 54.97 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Федеральное агентство по образованию 

        Санкт-Петербургский  государственный  университет сервиса  и экономики

 

Факультет «Экономика и управление» 
 
 

Политология

Контрольная работа на тему:

«Тоталитаризм как социальный и политический феномен XX века» 
 
 

Выполнил: Булычев И.А.

                                                                  Студент II курса

                                                                Группа №608 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Вступление

2.Основные признаки  тоталитаризма

2.1 Особенности  советского тоталитаризма

2.2 Фашизм и  коммунизм как формы тоталитаризма 

3. Возникновение  тоталитаризма в России

4. Что же такое  тоталитаризм?

5. Основные черты  тоталитарного общества

5.1 Разделение  населения на "наших" и "не  наших"

5.2 Тоталитаризм  создаёт особый тип человека

5.3 Государство  вмешивается даже в личную  жизнь человека

4. Заключение

5. Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии подтоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизмсталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма.

Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются или пресекаются государством. Если такая власть на практике исходит не от народа, то всё равно может быть создана иллюзия одобрения народом действий этой власти.

     Понятие "тоталитаризм" впервые возникает  в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в  конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в  США политологический симпозиум, где  тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социо-культурная и политическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра".

     Необходимо  отметить, что часть политологов  считает, что тоталитаризм всего  лишь политическая метафора, в частности  в американской "Энциклопедии социальных наук" 1968 года он назван "ненаучной  концепцией".

     Также нет единого мнения среди политологов  о том, когда вообще возник тоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом  человеческой истории, другие - достоянием индустриальной эпохи, третьи - феноменом  исключительно двадцатого века.

     Историческим  прототипом тоталитарных режимов считают  восточные деспотии. Однако между  тоталитаризмом и ортодоксальными  системами прошлого как восточными, так и европейскими есть ряд коренных различий. Одно из них состоит в том, что эти системы, в отличие от тоталитарных систем, не менялись, а если и менялись, то достаточно медленно. В средневековой Европе церковь указывала, во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же верований от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, что, контролируя мысль, оно не фиксирует её на чём-то одном. Выдвигаются догмы, не подлежащие обсуждению, однако, изменяемые изо дня в день. Догмы нужны для абсолютного повиновения подданных, однако, невозможно обойтись без корректив, диктуемых потребностями политики власть предержащих.

2. Основные признаки  тоталитаризма 

     З. Бжезинский на основе изучения мировых  тоталитарных  режимов выделил  в качестве основных признаков тоталитаризма  наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором; официально господствующую в обществе идеологию; монополию на средства массовой информации, на вооружённые силы; систему террористического  полицейского контроля; централизованную систему контроля и управления экономикой.  

2.1 Особенности советского  тоталитаризма 

     Российские  политологи, опираясь на западные исследования, определяют следующие особенности  советского тоталитаризма: абсолютная единоличная власть; индокринация общества (внушение единой доктрины); изначальная аморальность и полное презрение к человеку; синтез элементов азиатского деспотизма и радикальных идеологических доктрин; исключительная ориентация на будущее; патетические апелляции к массам; опора на внешнюю экспансию;

     великодержавные амбиции; всемогущая вера в мировой  революционный процесс во главе  со страной-лидером.  

2.2 Фашизм и коммунизм  как формы тоталитаризма 

       Большинство политологов сходится  во мнении о единстве происхождения фашизма и коммунизма. Даже такие противопоставления как теория классовой борьбы и национально-расовая идея, интернационализм и национализм  выполняли одинаковые функции.

       В марксизме национализм представляет  собой побочный продукт капиталистического  развития, которому  противопоставляется  идея интернационализма. Подавление  национального начала входило  интегральной частью в культуру  тоталитаризма в СССР. Советские  люди были объявлены членами  "новой исторической общности" в лице интернационального советского  народа. Эта идеология  приобрела  в своеобразно перевёрнутой форме  функции национализма и служила  потребности сохранения целостности  СССР в условиях сепаратистских  устремлений отдельных национальных  регионов.

     Что касается фашизма, то в нём произошло  органическое слияние социализма и  национализма. В фашизме расизм и  национализм сыграли роль, аналогичную  той, которую сыграли теория классовой  борьбы и идея интернационализма  в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию - с  государством. Государство рассматривалось  как юридическое воплощение нации  и стояло неизмеримо выше и отдельно взятых индивидов и организаций, из которых национальная община состоит.

     Таким образом, и интернационализм и национализм  были поставлены на службу идентичным целям: обоснования и идеологического  обслуживания тоталитарных режимов  фашистского и коммунистического  толка.

признак особенность тоталитаризм общество 

 

3. Возникновение тоталитаризма  в России 

     Существует  довольно устойчивое мнение, согласно которому появление советской коммунистической империи на Востоке и нацистского  третьего рейха на Западе объясняется  национально - историческими традициями России и Германии, и, в сущности, это лишь продолжение истории  этих стран в новых условиях. Такое  мнение верно лишь отчасти, так как  в России и Германии традиционно  были сильны тенденции централизма  и культ сильного государства, но для такого феномена, как тоталитаризм необходима особая социально-экономическая  ситуация, которая стала бы благоприятной  почвой для его возникновения.

     К сожалению, подобная ситуация сложилась  в России в начале ХХ-го века. Подавляющее большинство населения страны было малограмотным, огромные массы рабочих из разорившихся крестьян жили просто в нищете. Всё это привело к тому, что в обществе восторжествовали примитивные, простые и утопические идеи с одной стороны, а с другой - стремление к достижению реальных ценностей социального реванша. Ко времени возникновения тоталитарного режима массы были слабо подготовлены политически, но жаждали социальных благ и выдвижения на общественную поверхность. Лозунг социальной справедливости был абстрактным призывом, более близкими были призывы ко всеобщему равенству, социальной уравниловке, что в результате переросло в диктат социальной исключительности по принципу рабочего, бедняцкого происхождения.

     С этой точки зрения неверно такое  разделение: Сталин и его административно-командный  аппарат, манипулирующий народом, - это  одно, а страдающий народ - совсем другое. Низы во многом определяли фигуры вождей и их мышление. Происходила как  бы взаимная манипуляция. Авансцену  покидали представители старой гвардии, а на передний план выходили руководители из низов народа, малообразованные отчаянные, жестокие политики, прошедшие  школу каторги и ссылки.

 

4. Что же такое  тоталитаризм? 

     Слово "total" означает "целый, общий". Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни.

     В экономике он означает огосударствление экономической жизни, экономическую  несвободу личности. Личность не имеет  собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов  его труда, и, как следствие, лишение  его инициативы. Государством устанавливается  централизованное, плановое управление экономикой.

     Ф. Хайек в своей книге "Дорога к рабству", написанной в 1944 году, особый акцент делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит к выводу о том, что свобода политическая - ничто без свободы экономической. Контроль над важнейшими ресурсами общества, как материальными, так и нематериальными, будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен контроль над экономической властью. Идея централизованного планирования заключается в том, что не человек, но общество решает экономические проблемы, и, следовательно, общество (точнее отдельные его представители) судит об относительной ценности тех или иных целей. Там, где единственный работодатель - государство или подконтрольные режиму частные предприятия не может быть и речи о свободном политическом, интеллектуальном или каком-либо ином волеизъявлении людей. Ф. Хайек видел опасность возникновения тоталитаризма в возрастающем государственном регулировании экономики Великобритании.

     В политической сфере вся власть принадлежит  особой группе людей, которую народ  не может контролировать. Большевики, например, поставившие перед собой  цель свержения существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать  как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная, идеологическая и  политическая закрытость остались её существенной характеристикой, и после  завоевания власти. Общество и государство  при тоталитаризме оказываются  поглощёнными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.

     Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, что власть не опирается  на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы  почти все права человека, которые  на деле практически не выполнялись. Не случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили под лозунгами за соблюдение конституции.

     Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных лиц в органы государственной  власти. Достаточно вспомнить такой  курьёзный факт: объявление по телевидению  о результатах голосования утверждалось в президиуме ЦК КПСС за два дня  до выборов.

Информация о работе Тоталитаризм как социальный и политический феномен XX века