Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 08:56, курсовая работа
Актуальность темы, обуславливается тем, что политический режим (в самом общем плане) - это совокупность методов и средств осуществления политической власти. Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени.
Цель работы, сравнительный анализ форм политических режимов, изучение темы с точки зрения отечественных и зарубежных исследований.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
1.1 Тоталитарный политический режим
1.2 Авторитарный политический режим
1.3 Демократический политический режим
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
При тоталитарном режиме государство стремится контролировать все сферы жизни общества: контроль над экономической жизнью необходим для укрепления собственной материальной базы, для свободного распоряжения сырьём и ресурсами; наличие официальной идеологии, направленной на поддержку режима и мобилизацию масс; контроль над политической сферой.
При авторитарном правлении проникновение органов власти в общественные структуры не такое сильное, контроль над обществом перестаёт быть тотальным.
Воздействие органов власти на общество при демократии существенно ограничено. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса. В демократических режимах развито гражданское общество - это тип общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена. Это комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого государства.
● официальная идеология:
В основе тоталитарного политического режима лежит официальная идеология, которая рисует некое идеальное будущее, пути его достижения, объясняет место и роль лидера или правящей группы в построении нового порядка, ставит своей целью легитимацию установленного политического режима и его курса.
При авторитарном режиме нет чётко сформулированной идеологии, что ведёт к отчуждению от режима определённых социальных групп.
В демократических государствах
ни одна идеология не признаётся в
качестве официальной. Провозглашается
принцип плюрализма, содействующий
существованию многообразия политических
сил с конкуренцией между ними
за представительство в органах
государственной власти. Он предполагает
легальное столкновение интересов,
дискуссии между сторонниками различных
точек зрения. Необходимыми условиями
для существования
● наличие политических партий:
При тоталитаризме господствует
одна политическая партия, имеющая
монопольное право на политическую
деятельность. Такая партия имеет
строгую иерархию, её члены занимают
все важнейшие посты в
При авторитаризме возможно существование нескольких партий, одна из которых обладает привилегированным положением. Однако партии не обладают строгой иерархией и дисциплиной как при тоталитарном режиме. Существует ограничение или запрещение деятельности оппозиционных к режиму объединений граждан.
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции:
-представительство - выражение интересов определенных групп населения;
-социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;
-идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы;
-участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;
-участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.
Демократия подразумевает соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции.
●обеспечение прав и свобод индивидов:
При тоталитарном политическом режиме отсутствует правовое государство и гражданское общество, права и свободы человека носят формальный характер, полностью отсутствуют гарантии их реализации. Игнорируются личные цели и интересы ради общих целей режима. Существует система тотального полицейского контроля, предназначенная для всеобщего устрашения и подавления населения. Для его осуществления режим использует органы безопасности, милиции, полиции и др. (КГБ, НКВД, гестапо), способные обеспечить надзор за людьми и использующие насильственные методы морального и физического принуждения.
В авторитарных режимах права
и свободы человека и гражданина
главным образом
В демократических режимах провозглашаются и обеспечивается основные демократические права и свободы, равенство граждан перед законом, равное право на участие в политической жизни страны и управлении государством, легальное существование плюрализма во всех сферах жизни общества. Свободно действуют политические и общественные организации, представляющие интересы различных социальных слоёв общества, абсолютный приоритет правовых методов смены власти. При правлении большинства уважаются права меньшинства, которое имеет возможность отстаивать свои интересы и располагает конституционными гарантиями защиты от дискриминации. Провозглашается взаимная ответственность государства и личности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что политические режимы оказывают большое влияние на жизнь государства, отражают функционирование политической системы. Формы политических режимов имеют существенные различия по многим позициям, и их сравнительный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого.
После десятилетия советской истории, господства авторитарного и тоталитарного политического режима, во второй половине 80-х — начале 90-х годов в России начался переход к демократическому политическому режиму.
С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. По Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.
О демократизме современной России неоднократно высказывался нынешний президент страны В.Путин. В ежегодном обращении к Федеральному Собранию в мае 2004 года он заявил, что «молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов. А на российско-американском саммите в Братиславе он подчеркнул, что возврата к тоталитаризму быть не может, однако демократия должна быть «адекватна нашей истории и традициям», а ее внедрение «не должно сопровождаться развалом государства и обнищанием народа.
Вместе с тем, ряд оппозиционно
настроенных политиков, средств
массовой информации, политологов убеждены
в том, что в стране уже пятый
год идет реставрация разрушенного
политического режима. В качестве
своих аргументов они называют неэффективность
государства как основного
В российском обществе также нет единой оценки политического режима России. По данным опроса, проведенного Институтом комплексных социальных исследований Российской Академии Наук, 55% респондентов в возрасте от 30 до 60 лет 43% в возрасте от 20 до 30 лет считают Россию недемократическим государством.
Таким образом, вопрос о политическом режиме современной России, его сущности является актуальным и дискуссионным для ученых-теоретиков, политиков-практиков и широкой общественности.
О политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или провозглашается в ее Конституции. Необходимо сопоставить ее положения с реальной действительностью.
Российская действительность дает нам основания утверждать, что демократия начинает наполняться реальным содержанием.
Сегодня в государстве
не только в законодательстве, но и
на практике обеспечивается политический
плюрализм. Поставлена задача и взят
курс на утверждение правового
У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе, к свободе слова. На региональном уровне мы наблюдаем выборы не только с предсказуемым результатом, но и в полной мере конкурентные.
Вместе с тем, в условиях
нынешней социально-экономической
и политической конъюнктуры многие
из провозглашенных
Так в президентской республике
России при разделении власти полномочия
отдельных ее ветвей, их институтов
все еще не сбалансированы, что
влияет на процесс взаимоотношений
между ними, ведет к конфронтации.
Нет четкого правового
К примеру, законодательная
власть Федерального Собрания ограничена,
во-первых, правом президента издавать
указы, имеющие силу законов, и, во-вторых,
практикой издания
Проводимые социально-
Обнищание населения, задолжность по выплате зарплаты, безработица, коррупция, преступность не совместны с утверждением гражданского общества и правового государства, с гарантией личных и политических прав российских граждан.
Трудный, сложный и противоречивый характер процесса становление демократизма в России не прямолинеен, далеко не всегда идет по восходящей линии и обусловлен многими обстоятельствами объективного и субъективного характера.
Во-первых, наша страна не имела серьезных исторических, политических традиций демократизма, конституционализма и парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильными традициями господства авторитарной, тоталитарной власти.
Во-вторых, переход к демократии
осуществлялся от тоталитарного
режима, десятилетиями
В-третьих, в процессе реформ
руководство страны неоднократно нарушало
принципы демократического правового,
социального государства —
Наконец, в менталитете
российского народа до сих пор
сохраняются утопическое
Итак, говоря о политическом режиме современной России нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое не кануло окончательно в Лету. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью.
В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного характера усиление в России демократических тенденций. Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритете которых для современной России безусловен в плане демократизации политического режима.