Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 08:56, курсовая работа
Актуальность темы, обуславливается тем, что политический режим (в самом общем плане) - это совокупность методов и средств осуществления политической власти. Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени.
Цель работы, сравнительный анализ форм политических режимов, изучение темы с точки зрения отечественных и зарубежных исследований.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
1.1 Тоталитарный политический режим
1.2 Авторитарный политический режим
1.3 Демократический политический режим
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Авторитарные политические режимы - самые распространенные в истории человечества. Это древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего Средневековья и Нового времени, западноевропейские империи 19 века, военно-полицейские режимы в Латинской Америке и авторитарные режимы в социалистических странах в 20 века. В период после второй мировой войны авторитарный политический режим носит чаще всего переходный характер. Обычно он ориентируется либо на тоталитаризм, либо на демократию.
Ф. Бенетон выделяет три формы авторитарного политического режима: деспотизм, диктатура и революционная тирания:
● деспотизм, соответствующий двум формам правления: тирании и олигархии. Государство функционирует в целях удовлетворения потребностей того, кто правит;
● диктатура - режим, направленный на реализацию проектов, касающихся интересов общества в целом. В чистом виде диктатура является переходной формой;
● революционная тирания - крайний вариант авторитарного режима. От имени народа и с целью построения нового порядка государство концентрирует власть, требует согласия своих подданных.
Авторитарный политический режим в современном мире существуют по следующим причинам: господство подданнического типа политической культуры; большая степень конфликтности в обществах; экономическая отсталость; отсутствие развитого гражданского общества и т.д.
Таким образом, любой авторитаризм внутренне противоречив, трудно предсказуем и потенциально нестабилен. Как правило, условия, позволяющие ему удержаться у власти, не столько политические, сколько социальные и экономические. Политически у авторитаризма чаще всего нет ни стабильного источника власти, ни надежной опоры в виде массового движения. Более того, авторитаризм нередко существует в условиях сегментированного общества, в котором ни одна из конкурирующих политических группировок не имеет шансов прийти к власти.
Слово "демократия" (от греч. Demos и kratos - народовластие) одно из самых популярных в современном мире. Впервые оно встречается у Геродота, который видел в демократии особую форму государственной власти, разновидность организации государства, где власть принадлежит не одному лицу и не группе, а всем гражданам, пользующимся равными правами. Классическое определение демократии дал А. Линкольн: "Демократия - правление народа, избранное народом, для народа".
Демократический политический режим - это форма организации общественно-политической жизни, основанной на принципах равноправия его членов, периодической выборности органов государственного управления и принятия решений в соответствии с волей большинства.
В современном мире демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями либерализма и плюрализма. Демократия не сводится к некоему единственно возможному набору институтов. Конкретная форма демократии в конкретной стране зависит от социально-экономических условий, от традиционной структуры государства и принятой политической практики.
В настоящее время все чаще используют термин "либеральная демократия", который характеризует открытый и включающий политический режим. Согласно Роберту Далю существует целый ряд признаков либеральной демократии:
● эффективное политическое участие граждан;
● их равенство по отношению к процессу принятия политических решений (равное голосование);
● возможность получать достоверную политическую информацию и, следовательно, делать выбор самостоятельно и со знанием дела ("просвещенное понимание");
● механизм контроля граждан над политической повесткой дня;
● включенность в жизнь общества.
Основными признаками демократического политического режима является:
● признание суверенитета народа, воли большинства в качестве источника государственной власти;
● наличие конституции, которая закрепляет полномочия органов власти и управления, механизм их формирования;
● определен правовой статус личности на основе принципа равенства перед законом;
● соблюдение принципа разделения властей;
● свободная деятельность политических и общественных организаций;
● доминирование методов убеждения, согласования, компромисса, приоритет правовых методов смены власти;
● обязательная выборность органов власти;
● разграничение государственной сферы и сферы гражданского общества;
● экономический и политический, идеологический плюрализм (запрещения касаются лишь античеловеческих идеологий).
Условия формирования и функционирования демократического политического режима
Политические:
1. Развитое гражданское общество.
2. Стабильность политической власти.
3. Существование и
4. Политический плюрализм.
Экономические:
1. Высокий уровень
2. Высокая степень урбанизации.
3. Развитость массовых коммуникаций.
4. Рыночная конкурентная экономика.
5. Плюрализм форм собственности.
Внешнеполитические:
1. Прямое военное, политическое,
экономическое, культурно-
2. Влияние примера
3. Стабильные дружественные
отношения с другими
Социальные:
1. Относительно высокий
уровень благосостояния
2. Сглаживание социального неравенства.
3. Рассредоточение в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства).
4. Социальный плюрализм.
5. Наличие многочисленного
и влиятельного среднего
Культурные:
1. Грамотность населения, его образованность в целом.
2. Гражданская политическая культура.
3. Демократические традиции.
Религиозные:
Религия с установками на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии (протестантизм).
Демократический тип личности-
1) полифоничность мышления;
2) толерантность (терпимость к инакомыслию);
3) конструктивность и
созидательность, терпимое
4) раскрепощенность, отсутствие зацикленности;
5) многомерность восприятия;
6) потребность в самореализации;
7) осознанный выбор пути;
8) достижение целей уже
сейчас с ориентацией на
Практическая реализация
демократии зависит от множества
обстоятельств, в особенности от
численности населения и
Демократический государственно-политический
режим характеризуется
Политологи выделяют следующие модели демократии:
1. классическая либеральная (представительная) либеральная представляет собой механизм, обеспечивающий защиту граждан от произвола властей и незаконных действий других людей. теоретики данной модели полагали также, что прямая демократия может привести к тирании большинства, при которой права остальных могут нарушаться от имени народа. Слабости либеральной демократии: социально-классовая ограниченность; ограниченность сферы демократии и политического участия граждан; уменьшение роли государства в управлении обществом; игнорирование принадлежности человека к различным социальным группам и т.д.;
2. плюралистическая модель исходит из принципа, что творцом политики являются социальные группы, отношения между которыми формируют интересы, ценности и мотивы политической деятельности. Назначение демократии, по мнению сторонников этой модели, состоит в предоставлении всем гражданам права открыто выражать своё мнение, в достижении баланса интересов разных социальных групп, в предотвращении возможных конфликтов. Недостатки этой модели: преувеличение участия граждан в политическом процессе; недостаточный учёт или игнорирование неравенства политического влияния различных общественных организаций и т.д.;
3. коллективистская модель отрицает автономию личности и признаёт приоритет народа в осуществлении власти. В.И. Ленин полагал, что демократия - это признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим ;
4. индивидуалистическая модель: главная идея - автономия личности, её первичность по отношению к государству. При такой модели создаются институциональные и правовые гарантии для индивидуальной свободы человека, предоставляются возможности для выбора образа жизни;
5. партиципаторная модель подразумевает обязательное исполнение гражданами функций по управлению делами общества и государства на всех уровнях. Главными механизмами партиципаторной демократии являются референдумы, инициативы, отзывы. Критики этой модели демократии утверждают, что широкая политизация общества ведёт к тоталитаризму или популистскому авторитаризму; кроме того, при такой форме правления наблюдается низкая эффективность принимаемых решений вследствие некомпетентности субъектов политики и т.д.
Современную "демократизацию" считают одной из "волн" в процессе утверждения демократических ценностей. Концепция волн демократизации была разработана в 1991 году С. Хантингтоном. В своей работе он предложил 3 волны:
● первая, 1826-1920 года (образование 29 демократий);
● вторая, 1945-1962 года (число демократий в мире увеличилось до 32);
● третья, которую инициировал крах коммунизма.
Однако, не смотря на все достоинства демократии, многие мыслители предупреждали о её недостатках. Платон, например, говорил, что демократия - самая коррумпированная форма правления после тирании. Гёте писал: "Ничего так не отталкивает, как большинство, ибо оно состоит из кучки сильных лидеров, их плутов, которые приспосабливаются, из слабых, которые ассимилируются, и из массы, которая движется за ними, не имея ни малейшего представления о том, чего она хочет".
Очевидно, что демократии в чистом виде не бывает, однако она остаётся самой лучшей известной формой правления.
Для начала анализа форм политических режимов необходимо определить критерии сравнения. Проследим, как и посредством каких механизмов различные режимы осуществляют свою власть в обществе:
● организация структуры правления:
В тоталитарных режимах государство
контролирует все сферы жизни
общества. Господствует одна партия, сращённая
с государственным аппаратом. Такая
партия обладает строгой иерархией,
стоит над правительством. Наличие
партии-государства
При авторитаризме же контроль над обществом ослабевает. Допускается ограниченный плюрализм, однако влияние общества на принятие решений минимально. Существует одна или несколько партий, одна из которых обладает привилегированным положением, но, в отличие от тоталитарного режима, она не является столь сильной и дисциплинированной. Роль лидера высока, но обычно он не обладает харизматическими качествами.
В демократических политических режимах государственные органы подконтрольны и ответственны перед выборными учреждениями. Признаётся суверенитет народа, воля большинства в качестве источника власти. Руководители избираются и отвечают за свои действия перед гражданами. Наличие развитой дву- или многопартийности. Демократия подразумевает конкуренцию интересов и мнений;
● ограничение деятельности правящих структур:
При тоталитарном и авторитарном режимах деятельность государственного аппарата и правящей партии неподконтрольна гражданам, они никак не влияют на принятие политических решений и политический процесс.
А в демократических обществах государство ставит своей целью обеспечение и защиту интересов и прав граждан. Так как все органы являются выборными, то у граждан есть возможность контролировать их деятельность посредством разнообразных институтов (к ним можно отнести политические партии, различные общественные организации, конституционные и правовые гарантии и т.д.);
● ответственность правящих структур:
При тоталитаризме и авторитаризме
государственные лидеры и партийная
элита принимают решения
Демократия же подразумевает наличие эффективной системы контроля и надзора за деятельностью государственных органов. Государство несет ответственность перед международным сообществом, перед народом, перед частными лицами за проводимую политику.
● проникновение органов власти в структуры общества: