Типология политических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:52, реферат

Описание работы

Политическая организация в таком понимании не исчерпывала все

богатство политической жизни общества; точно так же и правоведение не могло

исчерпать весь объем изучения этой сложной проблемы. Поэтому со второй

половины 60-х годов появились философско-социологические исследования этой

проблемы. Интерес сегодня представляет концепция проф. А. К. Белых. Он

исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные

коллективы, личность обладают политической сущностью. По его мнению, все

они в этом своем качестве (носителей политических отношений), а также вся

система политических отношений между ними по поводу власти в совокупности

составляют политическую организацию.

Содержание

1.Понятие политической системы, её место и развитие в обществе.
2.Структура политических систем.
3.Типы политических систем
4.Вывод

Работа содержит 1 файл

Реферат по Политологии.docx

— 38.64 Кб (Скачать)

политической  системы стало выделение  в  ее  составе  таких  подсистем,  как

институциональная,  состоящая  из  политических   институтов,   нормативная,

функциональная  и коммуникативная.

     Институциональная  подсистема — это  государство,  политические  партии,

общественно-политические движения, профсоюзы, организации  предпринимателей,

творческие  объединения,  лоббистские  организации,  церковные  объединения,

средства массовой информации.

     Нормативная   подсистема  включает  в  себя  нормы  правд,  политические

традиции, политическую мораль, политическую этику.

     Функциональная  подсистема  —  это  формы   и  направления  политической

деятельности, способы  и методы осуществления  власти  (политический  режим).

Коммуникативную    подсистему    представляют:    политическая     культура,

политическое  сознание (политическая идеология  и  политическая  психология),

политические  отношения. 
 
 
 
 
 
 

                         3. Типы политических  систем 

Основное различие между  политическими  системами  заключается  в  том,  как

распределяется  политическая власть в процессе управления: рассредоточена  ли

она   между   несколькими    самостоятельными    субъектами    власти    или

концентрируется в руках одного субъекта (и  монополизируется  им),  будь  то

отдельный человек (“диктатор”),  законодательное  собрание,  комитет,  хунта

или  партия.  Если  политическая  власть  разделена  и  рассредоточена,   то

политическая    система    классифицируется    как    конституционная    или

демократическая. Если же  власть  сосредоточена  в  руках  одного  субъекта,

система классифицируется как автократическая.

      Еще   Аристотель   в   своей   “Политике”   предложил   три   критерия

дифференциации  политических систем: число граждан,  участвующих  в  принятии

решений; наличие  или отсутствие правовых  ограничений;  преобладающая  черта

правящего   класса.   На   этой   основе   он   выделил    “нормальную”    и

“коррумпированную”  системы—монархию,  аристократию  и  демократию  условиях

правопорядка (государства); тиранию,  олигархию  и  мажоритарную  демократию

(без ограничений).

     В  отечественной философской и  политической литературе длительное  время

считалось,   что   критерием,   в   соответствии,    с    которым    следует

классифицировать   типы   политических   систем,    является    общественно-

экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с  этим

критерием   выделялись:   рабовладельческая,   феодальная,   буржуазная    и

социалистическая  политические системы.

     Алмонд  и Пауалл предлагают  классифицировать  политические  системы  по

трем группам, в  зависимости  от  степени  их  культурной  дифференциации  и

культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и  современные

системы

     Примитивные   системы  обладают  минимумом   структурной  дифференциации,

национальное  целое для них остается без  внимания;  преобладает  “приходская

культура”.

     Традиционные  системы  имеют  развитую  дифференцированную  политическую

структуру  и  в  плане  политических  позиций   характеризуются   “культурой

подчинения”. Люди  знают,  что  существуют  политические  институты,  нормы,

традиции и  т. п. Но для них политическая система  существует  как  бы  рядом,

она остается вне  их; они ждут  от  нее  услуг,  не  мысля  себе,  что  могут

принимать участие  в ее  акциях.  Традиционные  структуры  подразделяются  на

патримониальные (политические элиты,  королевская  семья),  централизованные

бюрократические  (империя  инков  Англия  при  Тюдорах,  Эфиопия  и  др.)  и

феодальные политические системы.

      Современные  системы  знаменуют   собой   дальнейший   прогресс   и   в

структурном, и  в культурном плане. Они обладают и политическими  структурами

(развитыми)  и  политическими  инфраструктурами  (партии,  движения,  группы

давления, средства массовой коммуникации). При такой  системе  функционирует

уже не “культура  подчинения”, а “культура участия”. Граждане из  “подданных”

становятся “участниками”. Раньше они были жертвами решений,  поступавших  на

“выход” системы, сегодня  они  активные  участники,  вовлеченные  в  процесс

артикуляции, агрегирования  требований  и  принятия  решений.  Граждане  уже

могут влиять на  политическую  систему  посредством  выборов,  демонстраций,

митингов, они  способны тем самым направить  и поправлять содействия.

      Современные  системы  подразделяются   на   секуляризованные   города-

государства  (ограниченная  дифференциация)  и  на  мобилизационные  системы

(высока степень  дифференциации и секуляризации). Сюда относятся:

1)  демократические   системы  (где   автономные   подсистемы   и   “культура

   участия”);

2) авторитарные  системы:  управление  подсистемами  и  культура  “подчинения

   —участия”  (радикально-тоталитарная  система,  консервативно-тоталитарная

   система,   консервативно-авторитарная,   авторитарно    модернизирующаяся

   система). 

Французский  политолог  Ж.  Блондэль  различает  политические   системы   по

содержанию и  формам управления. Он выделяет пять основных типов: 

1. либеральные  демократии с опорой на либерализм  в принятии  государственных

   решений; 

2. коммунистические  системы  с  приоритетом   равенства  социальных  благ  и

   пренебрежением  к либеральным средствам его  достижения; 

3. традиционные  политические  системы,  управляемые   олигархиями  с  весьма

   неравномерным  распределением социальных и  экономических благ; 

4.   становящиеся   политические   системы   в   развивающихся   странах   с

   авторитарными  средствами управления; 

5.   авторитарно-консервативные   системы,   цель   которых   —   сохранение

   социального   и  экономического   неравенства,   но   более   действенными

   средствами. 

Классификация политических систем необходима,  так  как  политическая  наука

изучает не  одну  систему,  а  проводит  сравнительный  политический  анализ

нескольких систем, выявляет общее и особенное в  их  структуре,  функциях  и

механизмах функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод 

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется  в ее

функциях. Отсюда характеристика политической системы  будет неполной без их

рассмотрения. Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение  политической власти для определенной  социальной группы или

   для большинства  членов данного общества (политической  системой

   устанавливаются  и осуществляются конкретные  формы и методы властвования  —

   демократические  и антидемократические, насильственные  и ненасильственные

   и т.п.); 

   2) управление  различными сферами жизнедеятельности  людей в интересах

   отдельных  социальных групп или большинства  населения (действие

   политической  системы как управляющей включает  постановку целей, задач,

   путей  развития общества, конкретных программ  в деятельности политических

   институтов); 

   3) мобилизация  средств и ресурсов, необходимых  для достижения этих целей

   и задач  (без огромной организаторской  работы, людских, материальных и

   духовных  ресурсов многие поставленные  цели и задачи обречены на  заведомое

   недостижение); 

   4) выявление  и представительство интересов  различных субъектов

   политических  отношений (без селекции, четкого  определения и выражения на

   политическом  уровне данных интересов никакая  политика невозможна); 

   5) удовлетворение  интересов различных субъектов  политических отношений

   посредством  распределения материальных и  духовных ценностей в

   соответствии  с теми или иными идеалами  конкретного общества (именно в

   сфере  распределения сталкиваются интересы  разнообразных общностей людей); 

   6) интеграция  общества, создание необходимых  условий для взаимодействия

   различных  элементов его структуры (объединяя  разные политические силы,

   политическая  система пытается сглаживать, снимать  неизбежно возникающие в

   обществе  противоречия, преодолевать конфликты,  устранять коллизии); 

   7) политическая  социализация (посредством которой  формируется

   политическое  сознание индивида и он включается  в работу конкретных

   политических  механизмов, благодаря чему происходит  воспроизводство

   политической  системы путем обучения все  новых членов общества и

   приобщения  их к политическому участию  и деятельности); 

   8) легитимация  политической власти (т.е. достижение  определенной степени

   соответствия  реальной политической жизни  официальным политическим и

   правовым  нормам). 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  • Гаджиев К. С. Политическая Наука. Ч. 1. — М.: Межд. Отн., 1994.
  • Глущенко В. В. Политология: системно-управленческий подход.-М.: ИП Глущенко В. В., 2008.
  • Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.:Аспект пресс, 2001.

Информация о работе Типология политических систем