Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:52, реферат
Политическая организация в таком понимании не исчерпывала все
богатство политической жизни общества; точно так же и правоведение не могло
исчерпать весь объем изучения этой сложной проблемы. Поэтому со второй
половины 60-х годов появились философско-социологические исследования этой
проблемы. Интерес сегодня представляет концепция проф. А. К. Белых. Он
исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные
коллективы, личность обладают политической сущностью. По его мнению, все
они в этом своем качестве (носителей политических отношений), а также вся
система политических отношений между ними по поводу власти в совокупности
составляют политическую организацию.
1.Понятие политической системы, её место и развитие в обществе.
2.Структура политических систем.
3.Типы политических систем
4.Вывод
политической системы стало выделение в ее составе таких подсистем, как
институциональная, состоящая из политических институтов, нормативная,
функциональная и коммуникативная.
Институциональная
подсистема — это государство,
общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей,
творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения,
средства массовой информации.
Нормативная подсистема включает в себя нормы правд, политические
традиции, политическую мораль, политическую этику.
Функциональная подсистема — это формы и направления политической
деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).
Коммуникативную подсистему представляют: политическая культура,
политическое сознание (политическая идеология и политическая психология),
политические
отношения.
3. Типы политических
систем
Основное различие между политическими системами заключается в том, как
распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли
она между несколькими самостоятельными субъектами власти или
концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то
отдельный человек (“диктатор”), законодательное собрание, комитет, хунта
или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то
политическая система классифицируется как конституционная или
демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта,
система классифицируется как автократическая.
Еще Аристотель в своей “Политике” предложил три критерия
дифференциации политических систем: число граждан, участвующих в принятии
решений; наличие или отсутствие правовых ограничений; преобладающая черта
правящего класса. На этой основе он выделил “нормальную” и
“коррумпированную” системы—монархию, аристократию и демократию условиях
правопорядка (государства); тиранию, олигархию и мажоритарную демократию
(без ограничений).
В
отечественной философской и
политической литературе
считалось, что критерием, в соответствии, с которым следует
классифицировать типы политических систем, является общественно-
экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим
критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и
социалистическая политические системы.
Алмонд и Пауалл предлагают классифицировать политические системы по
трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и
культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные
системы
Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации,
национальное целое для них остается без внимания; преобладает “приходская
культура”.
Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую
структуру и в плане политических позиций характеризуются “культурой
подчинения”. Люди знают, что существуют политические институты, нормы,
традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом,
она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут
принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на
патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные
бюрократические (империя инков Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и
феодальные политические системы.
Современные системы
структурном, и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами
(развитыми)
и политическими
давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует
уже не “культура подчинения”, а “культура участия”. Граждане из “подданных”
становятся “участниками”. Раньше они были жертвами решений, поступавших на
“выход” системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс
артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже
могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций,
митингов, они способны тем самым направить и поправлять содействия.
Современные системы
государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы
(высока степень
дифференциации и
1) демократические системы (где автономные подсистемы и “культура
участия”);
2) авторитарные системы: управление подсистемами и культура “подчинения
—участия” (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная
система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся
система).
Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по
содержанию и
формам управления. Он выделяет пять основных
типов:
1. либеральные
демократии с опорой на
решений;
2. коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и
пренебрежением
к либеральным средствам его
достижения;
3. традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма
неравномерным
распределением социальных и
экономических благ;
4. становящиеся политические системы в развивающихся странах с
авторитарными
средствами управления;
5. авторитарно-консервативные системы, цель которых — сохранение
социального и экономического неравенства, но более действенными
средствами.
Классификация политических систем необходима, так как политическая наука
изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ
нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структуре, функциях и
механизмах функционирования.
Вывод
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее
функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их
рассмотрения. Выделяют следующие функции политической системы:
1) обеспечение
политической власти для
для большинства членов данного общества (политической системой
устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования —
демократические
и антидемократические,
и т.п.);
2) управление
различными сферами
отдельных
социальных групп или
политической
системы как управляющей
путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических
институтов);
3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей
и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и
духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое
недостижение);
4) выявление и представительство интересов различных субъектов
политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на
политическом
уровне данных интересов
5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений
посредством распределения материальных и духовных ценностей в
соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в
сфере
распределения сталкиваются
6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия
различных
элементов его структуры (
политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в
обществе
противоречия, преодолевать конфликты,
устранять коллизии);
7) политическая социализация (посредством которой формируется
политическое
сознание индивида и он
политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство
политической системы путем обучения все новых членов общества и
приобщения
их к политическому участию
и деятельности);
8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени
соответствия реальной политической жизни официальным политическим и
правовым
нормам).
Список
литературы