Типология политических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:52, реферат

Описание работы

Политическая организация в таком понимании не исчерпывала все

богатство политической жизни общества; точно так же и правоведение не могло

исчерпать весь объем изучения этой сложной проблемы. Поэтому со второй

половины 60-х годов появились философско-социологические исследования этой

проблемы. Интерес сегодня представляет концепция проф. А. К. Белых. Он

исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные

коллективы, личность обладают политической сущностью. По его мнению, все

они в этом своем качестве (носителей политических отношений), а также вся

система политических отношений между ними по поводу власти в совокупности

составляют политическую организацию.

Содержание

1.Понятие политической системы, её место и развитие в обществе.
2.Структура политических систем.
3.Типы политических систем
4.Вывод

Работа содержит 1 файл

Реферат по Политологии.docx

— 38.64 Кб (Скачать)

безопасности  и т.п.

    Другой  вид входящих  импульсов  —   поддержка.  Она  выступает   в  разных

формах:  материальной  (выплата  налогов,  различных  обложений,   труд   на

общественных  началах,  усердная  воинская  служба);  соблюдение  законов  и

директив государственной  власти; активное участие  в  политической  жизни  с

целью  сохранения  и  утверждения   политических   ценностей,   почтительное

отношение или  уважение к власти, государственной  символике (к Гимну,  Флагу,

официальным ритуалам). Поддержка, оказываемая  системе,  усиливается,  когда

система  удовлетворяет  запросы  и  требования  граждан.   Без   достаточной

поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно.

     Импульсы-требования  и импульсы-поддержка должны регулярно   поступать  в

систему,  иначе  она  будет  работать  с  перебоями  или  вообще  перестанет

функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами  не

способствует  ее эффективности, больше того,  в  таких  случаях  политическая

система  перестает  оптимально   реагировать   на   поступающую   социальную

информацию. Может  наступить ее стагнация.

Отношение к  требованиям, идущим от  различных  слоев  населения,  зависит  в

значительной  степени от типа политической системы.

     Не  легитимные,  антидемократические,  тоталитарные  системы,  например,

рассматривают  запросы  и  требования  людей  как   своеобразное   выражение

недовольства  властями, их способностью  защищать  интересы  народа.  Поэтому

такого  типа  системы  стремятся  поставить  под   сомнение   справедливость

требований населения  и подавляют их различными средствами.

     Легитимные, демократические системы рассматривают  запросы и  требования

как необходимое  условие нормальной реализации  своих  функций.  Люди  обычно

поддерживают  те политические группировки,  лидеров,  на  которых  они  могут

влиять и которые  уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы  и

нужды.

     Как  уже было отмечено, на  выходе  системы  располагаются  “исходящие”,

легитимные, обязывающие  политические решения,  действия  по  их  реализации.

Продукты деятельности политической системы могут приобретать  разные формы  и

содержание:  распределение  товаров   и   услуг,   поощрений   и   стимулов;

законодательные акты, регулирующие поведение граждан  в различных  ситуациях;

постановления, касающиеся возврата долгов системе;  уточнение  или  введение

политических  символов; заявления о политической линии и намерениях и  т.  п.

Обычно все  вышеназванные “исходящие” импульсы политической  системы  связаны

с поддержкой и  в  зависимости  от  типа  политической  системы  могут  быть

ответом на требования населения.

     На  выходе системы формируются политические  решения на  разных  уровнях,

применительно  к  конкретным  условиям;  организуется  проведение   принятых

политических  решений  в   жизнь.   На   выходе   системы   политическая   и

организационная деятельность как бы сливаются  в  единый  вид  деятельности.

Целью  всей  организационной  деятельности  является  претворение  в   жизнь

принятых  политических  решений.  Не  занимаясь   организационной   работой,

невозможно направлять политику. Успех всей политики  во  многом  зависит  от

организации дела.

     Пределы  политической системы определяются  границами в  рамках,  которых

политические  решения данной системы обязательны  и  реально  исполняются.  В

период войны  они значительно раздвигаются.

Политическая  система—это система окультуривания масс,  механизм  переработки

требований в  решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      2. Структура политических  систем. 

Структура политической системы означает, из  каких  элементов  она  состоит,

как  они  между   собой   взаимосвязаны.   Выделяют   следующие   компоненты

политической  системы:

1)  политическая  организация  общества,  включающая  в  себя   государство,

   политические  партии и движения, общественные  организации  и  объединения,

   трудовые  коллективы

2) политическое  сознание, характеризующее психологические   и  идеологические

   стороны  политической власти и политической  системы;

3) социально-политические  и правовые нормы, регулирующие  политическую  жизнь

   общества  и процесс осуществления политической  власти;

4)  политические  отношения,  складывающиеся  между   элементами  системы  по

   поводу  политической власти;

5) политическая  практика, состоящая из политической  деятельности .

Современным  политическим  системам  присуща  структурная  дифференциация  —

относительно   высокая   степень    расслоения    между    структурами    по

функциональному  признаку,  т.е.  имеются  и  законодательные  собрания,   и

административные  и  исполнительные  органы,   и   судебные   институты,   и

политические  партии, и  группы  интересов,  и  органы  информации,  при  чем

каждая структура  должна выполнять какую-то функции. Однако для  примитивных,

или  традиционных,  структур  характерно  отсутствие  такой  дифференциации:

специализированные  структуры там выполняют и  политические  функции;  многие

функции выполняются  одними и теми же органами.

     Сильная  структурная  дифференциация  необходима  политической  системе,

чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к  ней  извне

или изнутри, а  так же чтобы удовлетворять новые  потребности.

      Рассмотрим  структуру  политической  системы  —атрибут  всех   реально

существующих  объектов  и  систем.  Под  структурой  понимается  строение  и

внутренняя  организация  системы,  выступающая   как   единство   устойчивых

взаимосвязей  между ее элементами. Однако структура  не  является  неизменным,

инвариантным  аспектом  системы.  И  еще  одна  аксиома.   При   объединении

элементов  в  целостную  систему  ее  свойства  оказываются   отличными   от

алгебраической  суммы свойств  ее  компонентов,  т.  е.  свойства,  например,

политической  системы неаддитивны (несводимы  к свойствам  частей).  Вместе  с

тем  структурные  изменения  в  системе  вызывают  изменения  свойств  самих

элементов, которые  подчиняются общим законам развития системы как целого.

      Так,  П.  Шаран  элементами  политической  системы  называет:  власть,

интересы, политику, политическую культуру. В то же  время  под  “структурой”

он  подразумевает  поддающуюся  наблюдению  деятельность,   из   которой   и

складывается  политическая система. Одной  из  основных  единиц  политических

систем является политическая роль. А совокупность связанных  друг  с  другом

ролей образует ролевую структуру. Парламентарий  —  роль,  а  парламент  уже

ролевая структура.

       Некоторые  авторы  в   качестве   первого   необходимого   компонента

политической  системы  выделяют  относительно   большое   количество   людей

граждан,  вообще  избирателей,  стоящих  на  разных  ступенях   политической

культуры.  Вторым  компонентом  политической  системы   является   категория

должностных  лиц,   решения   которых   признаются   членами   политического

сообщества как  обязательные.  Они  —  основа  политической  власти.  Третий

компонент —  режим,  т.  е.  конституционно-правовые  принципы  и  структуры,

политические  процессы,  институциональные  формы   и   основные   ценности,

регулирующие  работу  системы.  Четвертый  компонент  —  территория.  Однако

политическая  система не всегда  равнозначна  государству.  В  связи  с  этим

существует понятие  “политическое пространство” (“политическое  поле”).

     Существует  мнение, что политическая система  как целое включает  в  себя

также неформальные (неофициальные) факторы:

а) историческое наследие общества, его географические ресурсы, социальную  и

экономическую  организацию,  идеологию,  системы   ценностей,   политический

стиль;

б)  структуру  партийного  руководства  и  политических  интересов   данного

общества.

Все это  формирует  рабочую  среду  политической  жизни  системы  и,  может,

поэтому названо  “основами политики”.

Процесс  взаимодействия  между  перечисленными  фундаментальными   аспектами

политической  системы и государственными органами этой системы  обусловливает

“динамику политики”.

Вполне обоснованно  выделяются и такие элементы политической системы:

—  окружающая  среда  (внутренняя  и  международная)  —   это   совокупность

политической  культуры, социальных, экономических  и  географических  условий,

а также режима власти в обществе;

— связь  —  коммуникация  (инфраструктура)  —  это  институты,  структуры  и

процессы,  которые  соединяют  общество  с  правительством  и   обеспечивают

двухсторонние каналы общения. Это в  большей  степени  политические  партии,

группы интересов; они отрабатывают поступающие из окружающей среды  импульсы

требований и  поддержки и  передают  их  в  системы  выработки  решений.  Эти

структуры выступают  и в качестве инструментов управления;

—система выработки  решения состоит из структур и  процессов,  воспринимающих

импульсы требований и поддержки, переданные через  систему  коммуникаций,  и

трансформирующих  их в политический продукт;

— политический результат, т. е. какого рода политику  вырабатывает  система;

характер политики в одной сфере может влиять на политику в других сферах.

      В  последние  годы  преобладающим   подходом   к   изучению   структуры

Информация о работе Типология политических систем