Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 18:20, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть классификацию политических режимов, их основные признаки и особенности.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие политического режима.
2. Изучить виды политических режимов, их характеристики.
3. Рассмотреть сходство и отличие авторитарного и тоталитарного политических режимов.
Введение 3 - 4
1. Политический режим: понятие, признаки 5 - 7
2. Демократический режим 8 - 10
3. Авторитарный режим 11 - 14
4. Тоталитаризм 15 - 20
Заключение 21 - 22
Список использованных источников и литературы 23
Можно дать и более простое, но емкое определение: «Тоталитаризм – это полный контроль государства над всеми сферами общества и жизнью каждого человека».
Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых других авторов. И, тем не менее, как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.
Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена Джованни Амендолой в 1923 для критической характеристики режима Муссолини, был впоследствии популяризован самими итальянскими фашистами. В частности, в 1926 его начал использовать идеолог итальянского фашизма Джованни Джентиле. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.
Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).
Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых государств «третьего мира».
Тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.
Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:
Существенные
признаки тоталитаризма выявляются
при сравнении его с
Следовательно,
тоталитаризм принудительным образом
снимает проблемы: гражданское общество
– государство, народ – политическая
власть. Государство полностью
Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.
Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С ним связано, во-первых, распространение в таких странах мессианской моноидеологии – социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.
В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.
Без
понимания всего этого
Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией, партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.
Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.
На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т.п.
Массовое
истребление целых групп
Для тоталитарных режимов характерно монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.
Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.
Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.
Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах (Россия, Китай и другие), где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.
Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства.
Тоталитарные
политические режимы, следовательно, создаются
власть имущими элитами для реализации
идеологических доктрин и корыстных
экономических интересов
Заключение
Политический режим - это совокупность методов, приемов и средств осуществления политической власти, функциональная характеристика политической системы общества, ее институтов. Политические режимы отличаются друг от друга политическими силами, находящимися у власти, методами осуществления власти, целями, тем, как она реально осуществляется, и кто ее контролирует, политическими правами граждан, мерами убеждения и принуждения в осуществлении власти.
В настоящее время в политологии принято подразделять политические режимы на демократический, авторитарный и тоталитарный.
На
основе рассмотренного материала можно
сделать следующие определения существующим
типам политических режимов.
Демократия - это одна из основных форм
государственного устройства,
при котором осуществляется правление народа, выборность представительных органов власти, принятие решений большинством, верховенство закона, политический плюрализм и многопартийность, признаются принципы свободы и равенства граждан, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.
Авторитаризм — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц во главе с лидером при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Такой режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, а также в тех, которые долгое время находились в состоянии кризиса.
Под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на системе насильного политического господства, характеризующийся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной, в определенной степени бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в военно-бюрократический государственный аппарат и возглавляемый лидером (фюрером, дуче, и т.д.). Он основан на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Хорошей
иллюстрацией различий трех режимов
— демократии, авторитаризма и тоталитаризма
— является часто использующаяся в сравнительной
политологии шутка. Согласно этой шутке,
в которой конечно же заключена немалая
доля справедливости, политические системы
Великобритании, Испании и Советского
Союза в 50-е годы отличались следующим
образом. В Великобритании разрешалось
все, что не запрещалось (принцип правового
государства), в Испании запрещалось все,
что специально не разрешалось, а в Советском
Союзе было запрещено все, включая и то,
что официально считалось разрешенным.
Если мы рассмотрим Великобританию, Испанию
и СССР соответственно как примеры демократического,
авторитарного и тоталитарного политического
устройства, то перед нами возникнет достаточно
емкое сопоставление основных особенностей
трех типов режимов.