Типология политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть классификацию политических режимов, их основные признаки и особенности.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие политического режима.
2. Изучить виды политических режимов, их характеристики.
3. Рассмотреть сходство и отличие авторитарного и тоталитарного политических режимов.

Содержание

Введение 3 - 4
1. Политический режим: понятие, признаки 5 - 7
2. Демократический режим 8 - 10
3. Авторитарный режим 11 - 14
4. Тоталитаризм 15 - 20
Заключение 21 - 22
Список использованных источников и литературы 23

Работа содержит 1 файл

Контр. политология.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     Можно дать и более простое, но емкое  определение: «Тоталитаризм – это полный контроль государства над всеми сферами общества и жизнью каждого человека».

      Понятие тоталитарного режима было разработано  в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых других авторов. И, тем не менее,  как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

     Нынешняя  интерпретация понятия впервые  предложена Джованни Амендолой в 1923 для критической характеристики режима Муссолини, был впоследствии популяризован самими итальянскими фашистами. В частности, в 1926 его начал использовать идеолог итальянского фашизма Джованни Джентиле. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном  политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.

      Первые  тоталитарные режимы  были сформированы после  первой мировой войны в  странах, относившихся ко «второму эшелону  индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).

      Западная  концепция тоталитаризма, в том  числе  и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых государств «третьего мира».

      Тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

      Западные  политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура  и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все  тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:

  • всеобщая государственная идеология;
  • одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;
  • монополия государства на средства массовой информации;
  • монополия государства на все средства вооружения;
  • особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;
  • жестко централизованный контроль над экономикой.

      Существенные  признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают. «При тоталитаризме систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется тактика избирательного террора».4 Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий, прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры.  Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и  региональные интересы (превращает классы в массы). Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

      Следовательно, тоталитаризм принудительным образом  снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

  • глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
  • господство репрессивных аппаратов;
  • упразднение представительных органов власти;
  • монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.

      Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и  личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Рассмотрим подробнее сущностные черты  и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.

      Прежде  всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С ним связано, во-первых, распространение в таких странах мессианской моноидеологии – социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.

      В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

      Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждения гитлеровского и сталинского политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку с народами этих стран.

      Особую  роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией, партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.

      Специфическими  чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.

      На  гитлеровское гестапо и советские  органы НКВД не распространялись никакие  правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т.п.

      Массовое  истребление целых групп населения  во время Гитлера и Сталина  показывает огромную власть государства  и беспомощность рядовых граждан.

      Для тоталитарных режимов характерно монополия  власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.

      Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного  режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

      Леворадикальные политические режимы для повышения  производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

      Леворадикальные тоталитарные  политические режимы приживаются в среднеразвитых и  развивающихся странах (Россия, Китай  и другие), где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы,  и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.

      Праворадикальные  тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным  и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства.

      Тоталитарные  политические режимы, следовательно, создаются  власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных  экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим системам (Германия, Испания, Италия и др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Политический  режим - это совокупность методов, приемов и средств осуществления политической власти, функциональная характеристика политической системы общества, ее институтов. Политические режимы отличаются друг от друга политическими силами, находящимися у власти, методами осуществления власти, целями, тем, как она реально осуществляется, и кто ее контролирует, политическими правами граждан, мерами убеждения и принуждения в осуществлении власти.

      В настоящее время в политологии  принято подразделять политические режимы на демократический, авторитарный и тоталитарный.

     На основе рассмотренного материала можно сделать следующие определения существующим типам политических режимов.  
 Демократия - это одна из основных форм государственного устройства,

при котором  осуществляется правление народа, выборность представительных органов власти, принятие решений большинством, верховенство закона, политический плюрализм и многопартийность, признаются принципы свободы и равенства граждан, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.

          Авторитаризм — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц во главе с лидером при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Такой режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, а также в тех, которые долгое время находились в состоянии кризиса.

     Под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на системе насильного политического господства, характеризующийся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной, в определенной степени бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в военно-бюрократический государственный аппарат и возглавляемый лидером (фюрером, дуче, и т.д.). Он основан на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

     Хорошей иллюстрацией различий трех режимов  — демократии, авторитаризма и тоталитаризма — является часто использующаяся в сравнительной политологии шутка. Согласно этой шутке, в которой конечно же заключена немалая доля справедливости, политические системы Великобритании, Испании и Советского Союза в 50-е годы отличались следующим образом. В Великобритании разрешалось все, что не запрещалось (принцип правового государства), в Испании запрещалось все, что специально не разрешалось, а в Советском Союзе было запрещено все, включая и то, что официально считалось разрешенным. Если мы рассмотрим Великобританию, Испанию и СССР соответственно как примеры демократического, авторитарного и тоталитарного политического устройства, то перед нами возникнет достаточно емкое сопоставление основных особенностей трех типов режимов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Типология политических режимов