Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 18:20, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть классификацию политических режимов, их основные признаки и особенности.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие политического режима.
2. Изучить виды политических режимов, их характеристики.
3. Рассмотреть сходство и отличие авторитарного и тоталитарного политических режимов.
Введение 3 - 4
1. Политический режим: понятие, признаки 5 - 7
2. Демократический режим 8 - 10
3. Авторитарный режим 11 - 14
4. Тоталитаризм 15 - 20
Заключение 21 - 22
Список использованных источников и литературы 23
1.
Источником власти в
2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".
3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.
4.
Демократический режим
5.
Важной характеристикой
6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан. К числу важнейших политических прав и свобод человека относятся: свобода слова и вероисповедания; свобода мысли и слова; право на доступ и распространение информации; свобода и право создавать политические организации, право на политическую деятельность.
Не совсем удачный опыт демократического развития России в последнее десятилетие ХХ века (а он, этот опыт, и не мог быть сразу положительным) развил среди значительной части общества в лучшем случае пессимистические отношения к перспективам демократии в России, а у части людей само слово «демократия» вызывает резко негативную реакцию.
В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.
При всех недостатках и издержках демократии именно эта политическая система позволяет людям, обществам, государствам добиваться больших успехов в деле социально-экономического процветания.
«Сегодня в мире самые богатые и социально устроенные страны – демократические. Самые исторически перспективные государства – демократические, самые свободные общества – демократические. Зоны мира, процветания и демократии совпадают. Они включают Западную Европу, США, Канаду, Японию, Район Австралии и Новой Зеландии».2
Таким
образом, демократический режим - способ
властвования, который основан на принципах
демократии, на утверждении политических
свобод, на всеобщих выборах, на плюрализме,
гуманизме, открытости. Основой подлинно
демократического политического режима
являются соблюдение и защита прав и свобод
человека. Параметры общественной жизни
провозглашаются и реализуются как одни
из самых главных ценностей цивилизованного
общества. Государство становится правовым.
В демократическом государстве все равны
перед законом.
3.
Авторитарный режим
Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.
Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.
Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.
Существующие
в авторитарных государствах для
ширмы демократические
Представительные органы на
Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть – принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.
Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.
Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и правителей, так и формально – демократические процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная легитимности. Непременная духовная база авторитаризма – господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий.
В мировом обществе в XX веке имели место различные виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странах Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказать монократический режим (характерный для некоторых стран Африки и отдельных государств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.
«Одна из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:
2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Никарагуа до 1979 г. и другие).
3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).
4. Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).
5. Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие)».3
Важность анализа авторитарных режимов обусловлена уже тем обстоятельством, что большая часть человечества до сих пор довольствуется именно этим типом политического устройства.
Авторитарные режимы достаточно устойчивы, обладают определенными достоинствами, которые особенно проявляются в сложных, экстремальных ситуациях.
Обладая неограниче6нными полномочиями в политике, авторитаризм может обеспечить общественный порядок, осуществить быструю реорганизацию общественных структур, сконцентрировать ресурсы и усилия, способствуя, таким образом, быстрому осуществлению реформ.
Современному миру известно немало примеров, когда авторитарным режимам удавалось сочетать экономическое процветание с политической стабильностью (Южная Корея, Таиланд, Сингапур и др.). Тем не менее, авторитарные режимы чаще всего имеют место в государствах, переживающих переходный период от одного этапа общественно-политического развития к другому, поэтому носят переходный характер.
Трансформация
авторитарного режима может осуществляться,
либо в демократический (Чили, Испания,
Таиланд), либо в тоталитарный (Куба).
4.
Тоталитаризм
Крайняя форма авторитарного режима – тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота). Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.
Тоталитарный режим понимается как система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, духовной, идеологической и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, образованной в целостный военно-бюрократический аппарат, возглавляемый лидером.