Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:49, курсовая работа
Актуальность данной работы диктуется тенденциями изменения экономического положения страны. Уделение внимания теме со стороны ученых всего мира и выдвижение данного направления экономической теории на передний план. Возможность применения данной теории на практике. Издание научных работ посвященных теме институционализма таких авторов как Белокрылова О.С., Вольчак В.В., Мурадов А.А.; С.Г. Кирдина, Я. Карнаи и д.р.
Цель работы заключается в углублении знаний по данной теме, создание целостного представления.
В данной работе применялись методы моделирования, синтеза и анализа.
Данная работа состоит из трех частей: введения, осовной части и заключения.javascript:activate_paper(1486778)
Введение……………………………............................................................3
1.Конституция командной экономики……………………………............8
1.1. Утилитаризм……………………………...............................................8
1.2. Рациональное действие……………………………..............................9
1.3. Норма доверия……………………………............................................9
1.4.Соглашение о взаимномоказании услуг……….....................……....11
1.5. Норма легализма…………………………….......................................11
2. Конституция рынка…………………………….....................................13
2.1. Утилитаризм…………………………….............................................13
2.2. Целерациональное действие……………………………....................14
2.3. Доверие……………………………......................................................15
2.4. Эмпатия…………………………….....................................................16
2.5. Свобода……………………………......................................................17
2.6. Легализм и уважение права собственности………………………...18
3. Понятие теории прав собственности…………………………….........20
3.1. Теория права собственности……………………………...................20
3.2. Спецификация (размывание)прав собственности………………….29
3.3. Теорема Коуза……………………………...........................................31
Заключение.................................................................................................35
Список литературы.....................................................................................37
Теперь мы можем приступить к анализу конституции рынка, совокупности взаимообусловленных норм поведения, делающихвозможным совершение сделок на рынке и достижение равновесия на нем. В отличие от норм командной экономики, которые стабилизировали неравновесное состояние системы, результатом использования рыночных норм является стабильное равновесие на рынке, в идеале - стабильное равновесие на всех рынках (модель всеобщего равновесия Вальраса-Эрроу-Дебре).
2.Конституция рынка.
Развитые рыночные институты экономического обмена предполагают соблюдение таких общепринятых норм социального поведения, как нормы взаимного доверия, симпатии, эмпатии, утилитаризма и интерпретативной рациональности.
2.1 Утилитаризм.
Первая норма, заложенная в рыночной конституции,- сложный утилитаризм. Она предполагает не только ориентацию индивида на максимизацию своей полезности, но и осознание им связи между получаемой полезностью и своей продуктивной деятельностью, т.е. норма сложного утилитаризма исключает несоответствие между уровнем потребностей и продуктивной деятельностью индивидов. Подобное несоответствие часто лежит в основе "революций неадекватных ожиданий", возникающих при распространении высоких потребительских стандартов среди населения стран, не обладающих высоким производственным потенциалом и высокой производительностью труда. В этой ситуации восприятие нового стандарта потребления, происходящее в основном через средства массовой информации, не затрагивает господствующую в обществе модель продуктивной деятельности.
Простой утилитаризм предполагает превращение при наличии благоприятных условий максимизации полезности в поиск ренты. Всякое отклонение от ситуации совершенной конкуренции, установление ограничений на обмен (тарифов, квот) обращают усилия простого утилитариста на поиск ренты, или, иначе, на непродуктивную максимизацию прибыли. Альтернативой является именно сложный утилитаризм как нормативно-ценностное ограничение стремления индивида максимизировать ренту, признание индивидом допустимости получать выигрыш только за счет собственной деятельности, а не в ущерб другим.
сложный - максимизация индивидом своей полезности на основе продуктивной деятельности.
Если норма утилитаризма задает целевую функцию индивида, то норма целерациональной деятельности конкретизирует ее, связывая максимизацию полезности с решением конкретных задач.
Целерациональное поведение пре
Классическими примерами использования асимметричности информации одними агентами в ущерб другим являются рынок подержанных автомобилей ("лимонов") и страхование, связанное с ситуацией "морального риска". Подобное поведение получило название оппортунизма, "преследования личного интереса с использованием коварства, обмана в явной или более тонкой форме". Гарантии против превращения целерационального поведения в оппортунизм могут быть либо структурного характера, либо формально ― правового:
- полнота информации, которой располагают все участники обмена, и их совершенные когнитивные способности;
・ использование специальных процедур при заключении контракта
・ 2.3 Доверие.
Одна из предпосылок целерационального действия заключается в формировании соответствующих действительности ожиданий относительно поведения предметов окружающего мира и людей, в предсказуемости деятельности. Соответствие действий контрагента ожиданиям становится особенно важным в тех ситуациях, когда риск принимаемых индивидом решений определен действиями контрагента. Модели теории игр служат лучшей иллюстрацией сказанному: выбор игроком той или иной стратегии зависит от действий другого игрока. В условиях взаимозависимости целерациональное действие возможно лишь при наличии доверия в качестве нормы, регулирующей отношения между индивидами.
Доверие заключается в "ожидании
определенных действий окружающих, которые
влияют на выбор индивида, когда индивид
должен начать действовать до того, как
станут известными действия окружающих".
Подчеркнем связь сделок на рынке с доверием в деперсонифицированной форме, т
Расчетные данные о минимально необходимом уровне доверия подтверждаются эмпирически. Так, уровень деперсонифицированного доверия в странах с развитой рыночной экономикой, измеренный с помощью ответа на вопрос: "Исходя из Вашего личного опыта, считаете ли Вы, что окружающим людям можно доверять?", составлял 94% в Дании, 90 - в ФРГ, 88 - в Великобритании, 84 - во Франции, 72 - на севере Италии и 65% - на юге. Показателен низкий уровень доверия на юге Италии, где традиционно сильна мафия. Не случайно один из исследователей мафии - Д. Гамбетта объясняет ее возникновение критически низким уровнем доверия в южных регионах Италии и, следовательно, потребностью в заменителе доверия, принимающего форму вмешательства "третьей стороны", которой доверяют оба участника сделки.
Одним из условий функционирования рынка на основе доверия в деперсонифицированной форме является наличие в конституции рынка еще одной нормы, эмпатии. Индивид действует на основе эмпатии, когда он ставит себя на место контрагента и пытается понять его ощущения, интересы и намерения. Доступность для понимания и предсказуемость действий контрагента позволяют индивиду доверять ему. Здесь следует разделять, с одной стороны, желание понять ощущения другого на основе аффекта, личной привязанности и симпатии и, с другой стороны, эмпатию как элемент целерационального действия.
В первом случае речь идет о психологическом феномене, который по определению ограничен узким кругом близко знакомых лиц. В последнем же случае индивид пытается встать на лишенную эмоциональной окраски позицию контрагента: продавца, покупателя, кредитора, любого другого субъекта рыночных отношений. Поэтому важен не факт личного знакомства, а факт зависимости индивида в достижении его собственных целей от позиции контрагентов.
Например, в основе стратегии маркетинга товара или услуги лежит попытка производителя определить отношение к его продукции потенциального покупателя, попытка увидеть ее глазами покупателя.
Эмпатия, не ограниченная определенным кругом лиц, связана с получением индивидом свободы в своих действиях. Деятельность человека тем свободнее, чем лучше он понимает и предсказывает действия окружающих - последние превращаются из препятствий достижению рационально поставленных целей в условия успеха. "Чем человек активнее, чем большее количество внешних тел он вовлекает в свою деятельность, тем больше мера его свободы, ибо чем лучше он знает природу внешних тел, тем умнее (а стало быть, и успешнее) он с ними действует, тем меньше он испытывает их неодолимое сопротивление". Такой акцент позволяет четко отличить свободу в негативном смысле, как независимость поведения индивида от намерений и желаний окружающих, от свободы в позитивном смысле, являющейся элементом конституции рынка.
Свобода в позитивном смысле заключается не в отрицании влияния окружающих на поведение индивида, а в расчете только на самого себя при сознательном использовании этого влияния в своих целях. Именно такова основная норма поведения предпринимателей, полностью сделавших свой бизнес своими руками. Примером качественного различия между двумя смыслами нормы свободы из украинской и российской практики стала ориентация части предпринимателей на рубеже 80-90-х годов на борьбу за самостоятельность и независимость тогда еще государственных предприятий (от министерств, от местных властей, от государства в целом), а другой части - на создание бизнеса своими руками. Впрочем, тот же самый дуализм наблюдался и при создании банков, торговых фирм и т. д.
2.6 Легализм и уважение права собственности.
Наконец, норма легализма, отражающая уважение к законам и готовность добровольно подчиняться им. Легализм важен не только с точки зрения выполнения обязательств по отношению к одному из субъектов рынка, государству, т.е. с точки зрения построения взаимоотношений индивида и государства на основе пяти проанализированных выше норм.
Легализм является главной предпосылкой выхода этих норм за локальные рамки и их распространения на неограниченное территориально или фактом личного знакомства число потенциальных участников сделок на рынке. Например, доверие между участниками сделки поддерживается эффективной защитой прав сторон государством. В свою очередь, наличие четко зафиксированных государством прав собственности облегчает взаимное понимание интересов и намерений сторонами сделки, т.е. существование эмпатии между ними.
Исходя из конституции рынка рассмотрим право собственности более подробно.
Вывод вышесказанного можно изобразить
в виде таблицы.
Конституция рынка |
Конституция командной экономики |
Сложный утилитаризм |
Простой и ограниченный утилитаризм |
Целерациональное действие |
Ценностно-рациональное действие |
Деперсонифицированное доверие |
Персонифицированное доверие |
Эмпатия |
"Ты - мне, я - тебе" |
Свобода в позитивном смысле |
|
Легализм (добровольное подчинение закону) |
Провозглашаемый легализм (двоемыслие) |
3.Понятие теории прав собственности.
3.1Теория права собственности
Теория прав собственности - один из наиболее ярких примеров так называемого "экономического империализма", явления, чрезвычайно характерного для эволюции неоклассического анализа в последние десятилетия. Эта тенденция зародилась в недрах теоретической школы, которую английский экономист Дж. Бартон окрестил акронимом "Чивирла", воспользовавшись начальными буквами из названий трех научных центров - Чикагского университета (М. Фридмен, Дж. Ситглер, Г. Беккер, Р. Коуз), Вирджинского политехнического института (Дж. Бьюкенен, Г. Туллок) и Лос-анджелесского университета (А.Алчян, Г.Демсец). Конечная цель "экономического империализма" - унификация всего разрозненного семейства наук об обществе на базе неоклассического подхода. Практически это выражается в последовательном переносе микроэкономического аналитического инструментария на такие сферы внерыночной деятельности человека, как расовая дискриминация, образование, охрана здоровья, брак, преступность, планирование семьи и т.д. В теории прав собственности объектом подобного переноса оказываются различные институты общества, включая и различные правовые режимы.
Конструктивные методологические принципы теории прав собственности просты: не организация сама по себе является отныне объектом анализа, а индивидуальный агент, который стремится максимизировать свою функцию полезности в рамках организационной структуры. Если известно воздействие различных структур прав собственности на систему стимулов агента, то тогда всесторонний анализ взаимодействий между агентами в рамках альтернативных социально-экономических установлений воплотится в сложной системе обратных связей. Сила теории прав собственности, которая проявляет строгую приверженность методологическому индивидуализму, раскрывается не только в сопоставлении с конкурирующими подходами, придерживающимися методологии коллективизма, будь то функциональной социология или современный неомарксизм. Сопоставление с иными подходами помогает вскрыть методологическую специфику теории прав собственности, очертить границы ее предметного наполнения. Центральным понятием в теории прав собственности является само «право собственности».
«Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения определяют нормы поведения по поводу благ, которое любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Оно охватывает полномочия, как над материальными объектами, так и над правами человека (право голосовать, печатать и т.д.). Господствующая в обществе система прав собственности есть в таком случае сумма экономических и социальных отношений по поводу редких ресурсов, вступив в которые отдельные члены общества противостоят друг другу. С точки зрения общества права собственности выступают как правила игры, которые упорядочивают отношения между отдельными агентами. С точки зрения индивида права собственности выступают как пучки правомочий на принятие решений по поводу того или иного ресурса.