Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:31, контрольная работа
Предметом исследования является многообразие теорий происхождения государства. Целью контрольной работы является изучение основных теорий происхождения государства.
Для осуществления поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть причины многообразия теорий происхождения государства;
2. Изучить общие закономерности и формы возникновения государства;
3. Изучить основные теории происхождения государства.
Введение…………………………………………………………………..3.
Глава I. Причины многообразия теорий происхождения государства………………………………………………………………………4.
Глава II. Общие закономерности возникновения государства………………………………………………………………………7.
Глава III. Основные теории происхождения государства……………………………………………………………………...10.
Заключение……………………………………………………………….20.
Литература………………………………………………………………..21.
Представители
органической школы в социологии
(А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во
Франции, П. Ф. Лилиенфельд в России
и др.) пошли значительно дальше своих
предшественников в биологизации социальных
и политических явлений. Так, у Шеффле
экономические отношения в «социальном
теле» трактуются как обмен веществ в
живом организме, а Вормс выявлял физиологические
особенности и половые функции различных
социальных органов и организмов, изучал
их социальную гигиену и т. д. Правительство,
согласно Лилиенфельду, осуществляет
функции головного мозга, а торговля —
функции кровообращения и т. п.
В
основе данных концепций лежат естественно-
Трактует
государство, как явление воле-
Догосударственное состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.
Либеральная
концепция договорного
Трактует
возникновение государства как
соглашение, заключённое для попытки
преодоления социального
Под
заметным влиянием учения Руссо идеи
договорного происхождения
В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.
Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, — это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы.
Государство возникает вследствие стремления людей к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, то есть более сильной расой, расой победителей.
Государство
возникает как аппарат
В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям — это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т.д.
Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов и правительство.
Основой всего права является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов и общественный порядок выражает, не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. Также и государственная власть — это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. То есть власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного.
Право
сводится им к правовым эмоциям императивно-атрибутивного
характера. Императивность правовых эмоций
раскрывается при этом как состояние связанности
воли индивида, переживаемое в виде авторитетного
понукания и давления в сторону определённого
поведения. Атрибутивность же правовых
эмоций состоит в том, что подобное поведение
одного лица причитается другому лицу.
Государство и официальное законодательство
рассматриваются при этом как «проекции»
правовых переживаний, как «фантазмы»
психики.
Согласно
этой концепции, государство есть результат
изменения социально-
Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития- первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.
7.1. Государство по Энгельсу.
Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая силы.
В
подходе В. И. Ленина к государству
акцент делается на антагонизме классов
и на классовой природе государства. Государство
— продукт и проявление непримиримости
классовых противоречий. Государство
возникает там, тогда и постольку, где,
когда и поскольку классовые противоречия
объективно не могут быть примирены…
И наоборот: существование государства
доказывает, что классовые противоречия
непримиримы".