Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:31, контрольная работа
Предметом исследования является многообразие теорий происхождения государства. Целью контрольной работы является изучение основных теорий происхождения государства.
Для осуществления поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть причины многообразия теорий происхождения государства;
2. Изучить общие закономерности и формы возникновения государства;
3. Изучить основные теории происхождения государства.
Введение…………………………………………………………………..3.
Глава I. Причины многообразия теорий происхождения государства………………………………………………………………………4.
Глава II. Общие закономерности возникновения государства………………………………………………………………………7.
Глава III. Основные теории происхождения государства……………………………………………………………………...10.
Заключение……………………………………………………………….20.
Литература………………………………………………………………..21.
Государство
возникает как закономерный, объективно
обусловленный результат
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю — государственной или частной.
Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в эпоху бронзы, а в Южной Европе — позднее, в эпоху железа.
Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.
Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.
Основными
причинами появления
— необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
— необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;
— необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем — к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;
— необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;
— необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.
Господствующая
в обществе форма собственности
на основные средства производства самым
существенным образом влияет на характер
и содержание появляющихся государств
и правовых систем.
Глава
3. Основные теории происхождения государства.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права.
В
мире всегда существовало и существует
множество различных теорий, объясняющих
процесс возникновения и развития государства
и права. Это вполне естественно и понятно,
ибо каждая из них отражает или различные
взгляды и суждения различных групп, слоев,
наций и других социальных общностей на
данный процесс. Или — взгляды и суждения
одной и той же социальной общности на
разные аспекты данного процесса возникновения
и развития государства и права.
В основе данных концепций лежат представления о божественном происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.
Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли.
Бог
Индра установил
Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын Неба.
Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.
Теологическая теория в условиях современности.
Сходные
мысли о Божественном первоисточнике
государственной власти в ХХ в. развивал
Жак Маритен. Также и многие другие современные
приверженцы теологических естественноправовых
учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст
и др.) в конечном счёте именно в Боге (Его
Разуме, Воле, Творении и т. д.) сопряжённым
с волей, разумом и творчеством человека
видят исходное основание и источник права
и государства. В настоящее время данная
концепция представляет официальную доктрину
государства Ватикана.
В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства.
От слова патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти...
От
слова патриарх — родоначальник.
В данной теории государство трактуется
как закономерный этап развития (разрастания)
семьи, при этом понятие государство
не приравнивается к понятию семья.
По утверждению Аристотеля, государство
— наилучшая, завершенная форма общения,
в целях достижения общего блага. При этом
Аристотель говорит не о первичности государства
перед семьей, а о человеке как о существе
политическом, то есть в наиболее развитом
виде государство — это общение свободных
и равных граждан. В развернутом виде патриархальная
теория представлена в произведениях
Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает
выводы о том, что первочеловек Адам как
родоначальник человечества был первым
отцом и первым монархом, а исходной формой
правления, установленной Богом и основанной
на божественном праве, является монархия.
Все последующие монархи — это наследники
Адама, преемники его отцовской и одновременно
монаршей власти. С этих позиций он расценивал
всякое выступление против абсолютной
власти монарха как греховное нарушение
божественного порядка властвования и
божественно установленной формы отцовской
власти в государстве. Плюсы данной теории
заключаются в том, что аналогия государства
с семьей возможна, так как структура современной
государственности возникла не сразу,
а развивалась из простейших форм, и формировала
уважение к государственной власти. Минусы
в упрощении процесса происхождения государства,
к тому же существуют версии, согласно
которым семья возникла практически параллельно
с возникновением государства.
В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической) в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как, несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.
Согласно Конту — общество — органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».
Спенсер
трактует государство как часть
природы, которое развивается подобно
зародышу животного, причем во всей истории
человеческой цивилизации естественно-животное
начало доминирует над началом социальным
(и политическим). Подобно животному организму,
социальный организм растет и развивается
путём интеграции его составных частей,
усложнения его структуры, дифференциации
функций и т. д. При этом в социальной жизни,
как и в природе, выживает наиболее приспособленный
организм. В духе закона эволюции Спенсер
трактует догосударственное состояние
общества, возникновение и функционирование
политической организации и политической
власти в обществе военного типа и постепенный
переход к обществу, государству и праву
промышленного типа. При этом в отличие
от подавляющего большинства приверженцев
органистического подхода Спенсер развивал
либерально-