Теории происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой ― с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

Содержание

Введение 3
Основная часть 4
1. Мифологические и религиозные концепции 4
происхождения государства
2. Патриархальные и патерналистские концепции 5
происхождения государства
3. Органические концепции происхождения государства 6
4. Естественно-правовые (договорные) концепции
происхождения государства 7
5. Насильственные концепции происхождения
государства 9
6. Психологические концепции происхождения
государства 10
7. Марксистская концепция происхождения государства 11
8. Иные концепции происхождения государства 13
9. Волюнтаристские теории 13

Заключение 16
Список источников 17

Работа содержит 1 файл

Теории происхождения государства.docx

— 44.68 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  Республики Беларусь

Белорусский государственный  экономический университет

Институт социально-гуманитарного  образования

Кафедра политологии

 

 

 

 

 

Реферат по интегрированному модулю:

«Политология»

на тему:

 

 

 

«Теории происхождения государства»

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса, факультета банковского дела, группа ДФК 1, Касперский В. В.

Проверил: кандидат исторических наук, доцент Мигун Д.А.

 

 

 

Минск 2012

 

 

Содержание

 

Введение         3

Основная часть        4

1. Мифологические и религиозные  концепции    4

происхождения государства

2. Патриархальные и патерналистские  концепции   5

происхождения государства

3. Органические концепции происхождения  государства 6

4. Естественно-правовые (договорные) концепции 

происхождения государства     7

5. Насильственные концепции происхождения 

государства       9

6. Психологические концепции происхождения 

государства       10

7. Марксистская концепция происхождения  государства 11

8. Иные концепции происхождения  государства  13

9. Волюнтаристские теории      13

 

Заключение        16

Список источников       17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За  время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано  с одной стороны, многогранностью  таких явлений, как государство  и право, с другой ― с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

 

Формирование  государства у разных народов  шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

Существует  множество теорий происхождения  государства. Плюрализм научных  взглядов обусловлен историческими  особенностями развития общественного  сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Познавательная гносеологическая ценность изучения теорий непереоценима. Доводит до обывателя различные взгляды на обоснование истории узурпации его лично и всего человечества, малочисленной группой лиц, которая возложила на себя бремя власти, и это бремя несет и по сей день.

 

1. Мифологические и религиозные концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления  о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей  системы власти, правил общественного  поведения. Основной характеристикой  является отсутствие разделения между  обществом и государством. Подобные представления появились во время  формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали  до периода средневековья.

 

Древнегреческая теория

Согласно  Платону государство появилось  в эпоху Зевса и олимпийских  богов. Они поделили между собой  по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась  Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом, Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

 

Древнеиндийская теория

Бог Индра установил общекосмический  и земной порядок, его закон и  обычай, традиции (риту). Он же и поддерживает этот порядок.

 

Древнекитайская теория

Волей божественного неба в Поднебесной  появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын неба.

Теологическая теория

Получила  распространение в XIII веке благодаря  деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство  является результатом проявления как  божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу  же приобретения и использования  может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается  богом. Плюсы данной теории заключаются  в том, что она объясняет идеал  государственной власти, которая  сообразовывает свои решения с высшими  религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и  поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению  общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный  характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения  государства.

Секулярные идеологи зачастую преподносят  теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, вводя в заблуждение правоведов.

 

Теологическая теория в  условиях современности

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX веке. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических  естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счете, именно в боге (его  разуме, воле, творении и т. д.) сопряжённым с волей, разумом и творчеством человека видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикан.

 

2. Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления  о возникновении государства  из семьи, а общественной и государственной  власти — из власти отца семейства.

 

Патерналистская теория

От  слова патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти…

 

Патриархальная теория

Основана  на правах, равных перед всеми в  обществе. В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях  Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной  Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие  монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.

 

3. Органические концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления  о государстве как о живом  организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий  статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются  правительства, совершенствуется структура  управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.

 

Теория Огюста Конта

Согласно  Конту — общество (а, следовательно, и государство) — органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».

 

Теория Герберта Спенсера

Спенсер трактует государство как часть  природы, которое развивается подобно  зародышу животного, причем во всей истории  человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному  организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций  и т. д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

 

Теории других представителей органической школы

Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Франции, П. Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений. Так, у Шеффле экономические отношения в «социальном теле» трактуются как обмен веществ в живом организме, а Вормс выявлял физиологические особенности и половые функции различных социальных органов и организмов, изучал их социальную гигиену и т. д. Правительство, согласно Лилиенфельду, осуществляет функции головного мозга, а торговля — функции кровообращения и т. п.

 

4. Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат естественно-правовые представления о договорном происхождении  государства. Согласно Эпикуру — «справедливость, происходящая от природы, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).

 

Теория Гуго Гроция

Трактует  государство, как явление воле-установленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления).

 

Теория Томаса Гоббса

Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где  нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.

Информация о работе Теории происхождения государства