Теории «естественного права» и «общественного договора».

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

Светское осмысление политических проблем общества было начато мыслителями Китая, Индии, Древней Греции и Древнего Рима. Эта эпоха охватывает примерно 6-3 века до н.э. Политический анализ выражается преимущественно в форме философских трактов, реже- в изложении и толковании законов или этических норм, традиции жизни того или иного общества. Наиболее существенный вклад в формирование политической мысли древности внесли крупнейшие философы Древней Греции Платон и Аристотель.

Содержание

1. Возникновение и развитие буржуазной политико-правовой мысли стр. 3
2. Теория «естественного права». стр. 7
3. Теория «общественного договора». стр. 9

Список использованной литературы. стр. 12

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 90.00 Кб (Скачать)
 

 

________________________________________________________________

*Политология: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко.-  М.: ЮНИТИ, 2002.- 367с. Стр.55

 

Поэтому данный суверен, или народное государство, «может быть приставлен  только самим собою».  Государство решает все вопросы, касающиеся жизни его граждан, их защиты от внутренних и внешних посягательств. Руссо подробно анализирует принципы и механизмы функционирования государства и взаимоотношений граждан, устанавливаемые на основе общественного договора.  Он рассматривает вопросы о владении земли, о законах и законотворческой деятельности государства, о правительстве, о взаимоотношении законодательной и исполнительной властей, о формах государственного правления, о способах предупреждать узурпацию власти, о неразрушимости и неделимости общей воли, о выборах, о голосовании, о диктатуре и др.  Философские и политические взгляды Руссо оказали глубокое влияние на умы людей разных стран и прежде всего Франции.  Благодаря его трудам стало более понятным для широких слоев общества демократическое содержание учения об общественном договоре.  Толкование им проблем свободы и прав человека, социального равноправия и равенства послужило отправной точкой для целого ряда положений «Декларации прав человека и гражданина» 1789г - политического манифеста Великой Французской революции. Предшественник Руссо, Гоббс,  излагая свои представления о естественном состоянии общества и вытекающей из него естественной природе человека, о естественном праве и о появлении государства в результате заключения между людьми общественного договора исходил из того, что в своем  естественном состоянии общество выступает  как совокупность людей, свободных, равных между собой по физическим и умственным способностям.  По словам Гоббса, государство представляет собой «соединение всех в одно лицо».  Этим «лицом» может быть либо монарх, либо представительный орган аристократической или демократической республики – соответствующее государственное собрание. Соответственно им признавались три формы государства: монархия, где верховная власть принадлежит одному человеку, аристократия, где верховная власть принадлежит собранию известного числа граждан, и демократия, где верховная власть принадлежит собранию всех граждан без исключения. Гоббс подробно характеризует различные стороны функционирования государства, образованного на основе общественного договора: сочетания в нем свободы граждан и их добровольного подчинения воле государства, существования гражданских союзов и естественного права.

        Другой английский философ и политический деятель Джон Локк, выступавший как основоположник идей буржуазного либерализма, основывая необходимость свободы личности как главного принципа функционирования  гражданского общества и государства.  Он в отличии от Гоббса по-другому толковал основные положения теорий естественного права и общественного договора. Прежде всего, Локк иначе толковал естественное состояние общества. Он исходил из того, что в своем естественном состоянии все люди злонамеренны и коварны. Наоборот, он исходил из того, что в своем естественном состоянии люди, будучи равными, не используют друг друга в корыстных целях.  Поэтому следствием естественного равенства и естественной свободы людей является не «война всех против всех», а сотрудничество, в основе которого лежит признание каждым человеком естественного права других людей.  В естественном состоянии «всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого».  И поскольку все люди равны и независимы, то ни один из них не должен наносить ущерб здоровью, свободе или собственности другого.  В учении Локка о политической жизни общества, осуществлении в нем властных отношений, функционировании государства доминируют идеи свободы и решение связанных с ней проблем. Не только «в естественном»,  но и «в общественном» состоянии «свобода является основанием всего остального» - утверждал Локк.  «Идеи либерализма Джона Локка, его учение о свободе, равенстве и правах личности, в том числе о ее неотчуждаемых правах на жизнь свободу и собственность, а также о совести и конституционных принципах существования государства оказали сильное влияние на сознание многих мыслителей и государственных деятелей стран Западной Европы и США.  Эти идеи были воплощены в деятельности соответствующих институтов буржуазных государств.»*.   

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

__________________________________________________________________

 

* Политология: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко.-  М.: ЮНИТИ, 2002.- 367с. Стр.53

 
 
 
 
 

        5. Список использованной литературы.

 
  1. Политология: Учебник для вузов / Под редакцией  проф. В.Н. Лавриненко.-        М.: ЮНИТИ, 2002.- 367с.
  2. Политология: Учебник. - М.;  Гордарики, 2004 – 797с.
  3. Желтов В.В. Современная западная политология. Кемерово,1993 – 225с.

Информация о работе Теории «естественного права» и «общественного договора».